Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНаталия Тройкина
1 Д РЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В VIII – IX ВВ. Селезнёв А.Я. Учитель истории МОУ «Иштанская СОШ»
2 П РЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Д РЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В VIII – IX ВВ. 1. Отстояли свою территорию (от авар и хазар), относительно мирный период жизни восточнославянских племен. 2. Рост численности населения и освоение новых территорий. 3. Формирование крупных племенных союзов. 4. Подъем хозяйства, ремесла, торговли. Роль пути «из варяг в греки». Развитие городов.Роль пути «из варяг в греки». 5. Зарождение признаков государственного устройства: усиление власти племенных князей, рост роли дружины. 6. Родовая община сменилась на соседскую с общинным владением землей, угодьями. 7. Зарождение частной собственности, неравенства. Князья с дружинами: захват земель, грабежи населения, обложение данью простых людей. 8. Усложнилась структура общества, в отличие от предыдущих эпох.
3 Путь «из варяг в греки» Назад Знали эту дорогу и в Византийской империи, и в прибалтийских землях, жителей которых в Древней Руси называли варягами. И уж конечно же, хорошо эту дорогу знали на Руси, потому что большая часть пути "из варяг в греки" проходила именно по территории русских земель. Из года в год осваивали эту дорогу русские торговцы и путешественники; тянулись в Византию купеческие караваны из русских земель, а навстречу им следовали в Киев и Новгород купцы из южных стран. По этой же дороге проходили боевыми набегами на юг сначала отряды отдельных славянских племен, а позднее рати великих князей киевских - Олега, Игоря, Святослава. Далее Древние суда
4 Еще зимой в верховьях Днепра, на берегах Волхова и Ильмень-озера в дремучих лесах начинали стучать топоры, валились деревья... Здесь же, в заснеженном лесу, деревья распиливались, обтесывались, в бревнах выдалбливалась середина, наслаивались борта-набойки, ставились весла... И едва пригревало солнце, и таял лед на реках и озерах, корабельщики спускали свои однодеревки в весенние протоки, выводили их в реки и озера, а оттуда где водой, а где волоком по суше подтягивали лодки к Днепру. А там уже путь ясный - до Киева, столицы древнерусского государства. Ранней весной Днепр под Киевом густо покрывался черными черточками судов-однодеревок, которые снаряжались в далекий поход: менялись уключины, стертые долгим переходом по рекам, готовились запасные весла и мачты для парусов, припасались корабельные канаты, якоря, всякий нужный в дороге инструмент, продовольствие. К июню все было готово. И длинная вереница однодеревок отправлялась в путь. И кажется, собралась здесь вся Русь: вот однодеревки киевские, а вот из Новгорода, Полоцка и других русских городов. Поодаль держатся варяжские гости. А это византийские купцы, возвращающиеся домой после зимовки в Киеве. Так уж положено, что первая остановка в крепости Витичев - до нее вниз по течению при хорошей погоде и попутном ветре два дня пути. Здесь караван ждет отставших и тех, кто не успел в срок отплыть от Киева. К Витичеву собираются и торговцы из окрестных мест. В Витичеве уже кончается земля Русская и начинается Дикое поле, безоглядная, бескрайняя степь - владения кочевников, места лихих набегов и кровавых сеч. Здесь нужно быть внимательным и осторожным - того и гляди, засвистят с берега печенежские стрелы. Но пока однодеревки идут посредине Днепра, купцам не грозит враг - не достать их кочевникам. Сложнее на порогах. Первый порог в Древности назывался "Не спи". Позднее здесь была построена крепость Кодак. Огромные валуны перегораживают в этом месте Днепр, река прорывается сквозь узкие отверстия в скалах, обтекает многочисленные каменные островки. Гул стоит такой, что и впрямь не уснешь. Караван прижимается к берегу. Люди спускаются в воду и осторожно проводят тяжелогруженые лодки через бушующие протоки. Первый порог позади. Все садятся в лодки. Путь продолжается. Следующий порог - "Остров". Снова остановка, снова осторожная переправа и опять в путь. Далее
5 Третий порог называется "Шум порога". Издалека слышен его мощный угрожающий гул. Четвертый порог самый опасный. С высоты пяти с лишним метров падает здесь вода с каменной террасы. Мигом погибает тут зазевавшийся корабельщик, в щепы разбивает порог лодку. Недаром его с древности называли "Ненасытец". Караван останавливается подальше от порога, лодки вытаскивают на берег, и тут же отряд делится на две части: хорошо вооруженные сторожевые заставы уходят в степь, оберегая караван от неожиданного набега печенегов, остальные разгружают лодки, перетаскивают товары посуху к тому месту на берегу, откуда можно уже безопасно плыть дальше. Следом переправляют посуху же лодки. Те, что полегче, несут на плечах, тяжелые суда тащат волоком. Также минует караван пятый порог - "Заводь", шестой - "Кипящий", седьмой - "Малый порог". А далее Днепр сужается; скоро и Крарийская переправа. Здесь стрела, пущенная из лука, долетает с одного берега на другой. Здесь-то обычно и ждут печенеги торговые и посольские караваны: не укрыться от них ни на середине реки - всех перебьют из луков; не проскользнуть и по суше - печенежские засады караулят за ближайшими холмами. Если уж пришли на переправу печенеги, то туго приходится корабельщикам - нужно браться за оружие... На острове Хортица первый большой отдых. По традиции путешественники приносят здесь жертвы богам. Около огромного дуба втыкают в землю стрелы, приносят сюда хлеб, мясо; все это оставляют богам, чтобы помогли благополучно добраться до Царьграда. Но главная жертва - это живые петухи. Их приносят сюда же, к дубу, затем одних по жребию режут и съедают, а других выпускают на волю. После жертвоприношений снова в путь. Здесь уже Днепр спокоен и широк. Печенеги не приходят сюда, и караван благополучно за четыре дня доплывает до устья реки к острову Березань. На острове корабельщики отдыхают два-три дня перед трудным морским переходом. И не только отдыхают, но приводят в порядок свои суда: зашивают изорванные ветром паруса, чинят расшатанные мачты и уключины, заменяют сломанные реи, весла. Теперь начинается морской переход: сначала до устья Днестра, потом к реке Белой и далее к Дунаю. Здесь снова печенеги караулят караван. Если вдруг начинается непогода и волны грозят опрокинуть однодеревки, корабельщики пристают к берегу. Здесь-то их и ждут кочевники. С гиком бросаются они на караван. Свистят стрелы, глухо бьют русские обоюдоострые мечи в обшитые кожей печенежские деревянные щиты. Но вот атака отбита, уносятся кочевники обратно в степь. Путь свободен. А вскоре караван вступает на землю Болгарского царства - лодки идут сначала до Конопа, затем к устью реки Дичины и в Мисемврию. В Мисемврии начинается последний, и заключительный, этап пути. Здесь уже граница Византийской империи. Отсюда часть каравана продолжает морской путь до Царьграда, а другие нанимают телеги и, не желая больше продолжать тяжелое и рискованное плавание, отправляются в столицу Византии по суше. Андрей САХАРОВ Назад
7 Образование древнерусского государства (IX век) Норманнская теория образования «За» « Против» Немецкие историки: Байер, Миллер (XVIII в.) Русские ученые: Карамзин, Соловьев (XIX в.) Ломоносов (XVIII в.) Рыбаков, Покровский (XX в.) Происхождение слова «Русь» Рюрик – варяг из племени «Русь» (норманнская теория) От названия реки Рось близ Киева – правый приток р. Днепр. Чередование «рос» и «рус»: Россия – русские. «Русины» – русые люди
8 Киевская Русь. IX – XII вв. Раннефеодальная монархия Великий киевский князь Удельные князья Наместники Посадники Совет (дума) – Знать (бояре) – Главы родов Вассалы ВКК. «Вассал моего вассала - не мой вассал» Войско (дружина) Воеводы Верховный судья старшая младшая (отроки)отроки Чиновники – аппарат управления: суд, подати, штрафы 1. В первую очередь в укреплении центральной власти была заинтересована верхушка общества. 2. Но укрепление власти было в интересах всего общества, в том числе смердов – свободных людей. Тем более что сохранялось вече.вече.
9 Молодой воин (отрок) Назад
10 Вече Вече – собрание всего племени, населения села, города для решения наиболее важных вопросов, касающихся всего населения. Назад
11 Социальный состав Киевской Руси База Земля с крестьянами – богатство Князья Захват земли Силой Заселение свободных земель Земля Вассалу на кормление – вотчина: «конан, люден, оружён» кормление – вотчина: Княжеский домен Княжеский домен Вассал Дружинники Вотчина Феод Феодальная система Крестьяне (этот термин появится позднее) Зависимость от феодалов ( бояр, мужей – дружинников ) Свободные – люди или смерды : ( мужи, вои, челядь ) Зависимые: Закупы, Рядовичи, Холопы, Сироты, Наймиты, Прощенники, Рабы Вели натуральное хозяйство и платили дань князю дань
12 1. Вотчина (отчина) – передача князем земли вассалу на правах наследственной собственности. Но могла быть изъята. 2. Дань – платежи владельцу деньгами, продуктами, исполнение разного вида повинностей и работ за право пользования землей, лугами, лесами, реками и озерами. 3. Княжеский домен (княжеское владение) - комплекс земель, населенных людьми, зависимыми непосредственно от главы государства. 4. Кормление – право вассала часть дани, собранной с определенной территории, оставлять себе за службу суверену (князю). 5. Феод – участок земли, передаваемый за службу от одного земельного собственника другому. 6. Феодальная система (иерархия) – система многоступенчатой земельной зависимости. Термины
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.