Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТамара Шелапутина
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» История России, 10 класс, к учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова Подготовила учитель высшей квалификационной категории Г.И. Непершина гг.
2 Есть красота несказанная, светлая, Та, что святою не зря называется… Тихо раскроется тайна заветная. Русь белой лебедью в сердце останется. Сном благодатным, радостью сбывшейся – Час созерцания, Богом подаренный, Будто бы чудом с Небес опустившийся – Песней беззвучною – Храм белокаменный… М. Кравцова
3 Существует ряд свидетельств и артефактов, подтверждающих, что славяне до принятия христианства не были диким и варварским народом. Иными словами, они умели писать. Дохристианская письменность у славян существовала. Первым обратил внимание на этот факт русский историк Василий Никитич Татищев (1686 – 1750 гг.). Размышляя о летописце Несторе, который создавал «Повести временных лет», В.Н. Татищев утверждает, что Нестор создавал их не со слов и устных преданий, а опираясь на уже существовавшие книги и письма, которые он собрал и упорядочил. Нестор не мог со слов настолько достоверно воспроизвести Договоры с греками, которые были созданы лет за 150 до него. Это говорит о том, что Нестор опирался на уже существующие письменные источники, которые до настоящего времени не дошли.
4 Болгарский писатель X века черноризец (монах) Храбр посвятил началу славянской письменности маленькое (но для нас, потомков, неизмеримо ценное!) сочинение «Сказании о письменах», то есть о буквах. Храбр рассказывает, что в древности, когда славяне были еще язычниками, у них не было букв, они читали и гадали «чрътами и резами». «Черты» и «резы» это разновидность примитивного письма в виде рисунков и зарубок на дереве, известного и у других народов на ранних стадиях их развития. Когда же славяне крестились, продолжает Храбр, они пытались записывать свою речь римскими и греческими буквами, но «без устроения», без порядка. Такие попытки были обречены на неудачу, так как ни греческий, ни латинский алфавит не был пригоден для передачи многих особых звуков славянской речи. «И так было многие годы», замечает первый историк славянской письменности. Так было до времени Кирилла и Мефодия.
6 Тропарь Яко апостолам единоравнии и Словенских стран учителе, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенские утвердите в Православии и единомудрии, умирите мир, и спасти души наша.
8 Посвящено обоснованию государственно- идеологической концепции Руси, полноправному месту Руси среди народов и государств, роли великокняжеской власти, её значения для русских земель. «Слово» объясняло смысл крещения Руси, выявляло роль русской церкви в истории страны
9 Автор произведения монах Иаков, в котором возвеличены дела князя Владимира Святого, именно Иаков даёт князю новое имя Владимир – Красное Солнышко.
11 Произведение, получившее среди исследователей наименование «Моление Даниила Заточника» (первая, наиболее ранняя редакция его называется несколько иначе «Слово Даниила Заточеника, еже написать своему князю»), представляет собой одну из многочисленных загадок древнерусской литературы. Единственное, на чём единодушно сходятся все обращавшиеся к этому сочинению исследователи, так это на том, что создано оно, по всей видимости, ещё до начала монгольского нашествия просто потому, что нет в молении ни слова о вражеских набегах, о разорении русской земли словом, обо всём, что уже в XIII веке составит основную тему русской литературы.
14 Дмитровский собор во Владимире
16 Живопись, скульптура, музыка с принятием христианства подчинили своё содержание высшей цели – воспеванию Бога, подвигов апостолов, святых, деятелей церкви. В языческом искусстве плоть торжествует над духом, в церковном искусстве воспета победа духа над плотью, утверждаются высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства
19 Образование Начатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта (былины, сказки, сказания, притчи, фольклор, языческие обряды) Распространение кириллицы, возникновение летописания, монастырские и княжеские школы
20 Искусство, архитектура Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева – дома, крепости, мосты Начало каменного храмового строительства, появление мозаики, фресковой живописи, церковного песнопения
21 Ремесло Развиты дерево- и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное дело Число ремёсел выросло до 60 Началась чеканка собственной монеты
22 Повседневный быт Многожёнство Наложничество (конкубинат) Умыкание невест, относительная свобода женщин Моногамия (церковный брак) Подчинение женщины мужчине, повышение ответственности мужчины за семью и воспитание детей
23 Право Преобладание обычного права Самоуправство Первый свод законов «Русская правда» (ок 1076 г) Правда Ярославичей Каноническое (церковное) право
24 Философия, идеология У князей – расширение территорий и укрепление своей власти Определилось место Руси в мировом историческом процессе Идея сильной княжеской власти как фактора объединения Создание сильного единого государства
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.