Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛариса Лихачёва
1 Административно-правовые отношения Лекция 4
2 План 1. Понятие и характеристика административно- правовых отношений 2. Виды административно-правовых отношений 3. Структура административного правоотношения: субъекты, объекты, содержание правоотношения 4. Основания возникновения административных правоотношений
3 Литература Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., Петров Г.И. Советские административно- правовые отношения. Л., Юсупов Ю.А. Теория административного права. М., 1985.
4 Понятие и характеристика административно-правовых отношений Правоотношение – это правовая связь между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности. (С.С. Алексеев)
5 Административное правоотношение – это урегулированное нормой административного права общественное отношение, складывающееся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов исполнительной власти и государственного управления.
6 Две концепции административных правоотношений Первая концепция - традиционная, классическая, сложилась еще 1920 годы, ее основоположником является профессор В.И. Кобалевский, его идеи были развиты в трудах А.И. Елистратова (1920 –е годы), в 1940-е годы в трудах С.С. Студеникина, О.С. Иоффе, в 1968 г. - Ю.М. Козлова. Административные правоотношения традиционно рассматривались как отношения властного характера, возникающие в процессе государственного управления, в которых субъект государственного управления является обязательным субъектом.
7 Вторая концепция появилась в 1950-ых годах, одним из ее представителей является Г.И. Петров. В соответствии с данной концепцией административные правоотношения возникают в сфере государственного управления, между любыми субъектами административного права в любом сочетании и могут носить как властный, так и невластный характер. Примером невластных отношений могли быть отношения:
8 - между общественными организациями общесоюзного характера, которые осуществляли различные функции в сфере государственного управления. Например, Всероссийское общество охраны природы, его устав утверждал Совет министров РСФСР в 1966 г. - между гражданами при пресечении преступлений и правонарушений, при реализации правил дорожного движения (между водителями и пешеходами), при нахождении в общественных местах и т.д.
9 Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
10 Стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности обязательны для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности.
11 Особенности административных правоотношений 1. Административное правоотношение является формой объективизации административно-правовой нормы.
12 Особенности административных правоотношений 2. Административные правоотношения носят организационный публично- правовой характер.
13 Особенности административных правоотношений 3. Административно-правовые отношения складываются: в сфере реализации исполнительной власти; в процессе внутриорганизационной деятельности органов законодательной, судебной, исполнительной власти, иных государственных органов, а также органов местного самоуправления;
14 Особенности административных правоотношений в процессе реализации муниципальными органами собственных исполнительно- распорядительных полномочий, а также переданных им государственных полномочий; в административно-юрисдикционной деятельности судей и судов; в процессе административного судопроизводства.
15 Особенности административных правоотношений 4. Обязательным участником административно- правовых отношений является субъект, наделенный публично-властными (государственно-властными) полномочиями по осуществлению функций государственного управления и действующий в публичных (государственных) интересах. Профессор Петров Г.И. считал, что административные правоотношения могут возникнуть и в том случае, если ни один из субъектов правоотношения не обладает властными полномочиями.
16 Особенности административных правоотношений 5. Административные правоотношения чаще всего проявляются как властеотношения, отношения «власть-подчинение».
17 Две формы проявления юридической властности Юридическая властность Организационная подчиненность Юридическая зависимость
18 Организационная подчиненность : линейное или функциональное подчинение субъектов правоотношения характерна для внутри аппаратных отношений между органами и должностными лицами исполнительной власти. Например, вышестоящий орган – нижестоящий орган.
19 Юридическая зависимость: характерна для отношений, возникающих между неподчиненными субъектами. Например, гражданин – инспектор ГИБДД.
20 Особенности административных правоотношений 6. Юридическое неравенство сторон правоотношения по объёму властных полномочий.
21 Особенности административных правоотношений 7. Административные правоотношения всегда носят волевой характер и могут возникать по воле любой из сторон, согласования воль не требуется. 8. Административные правоотношения всегда возникают по поводу и в связи с реализацией властным субъектом его компетенции.
22 Особенности административных правоотношений 9. Споры, возникающие в связи с реализацией административных правоотношений разрешаются, как правило, во внесудебном, административном порядке. Например, обращение гражданина с жалобой в вышестоящий орган исполнительной власти. 10. За нарушение своих обязанностей участники административного правоотношения несут ответственность перед государством, которая реализуется, как правило, в административном порядке.
23 2. Виды административно-правовых отношений 1) По характеру государственно-управленческого отношения, опосредованного нормой административного права: - основные (опосредуют государственно-управленческие отношения «субъект государственного управления – объект государственного управления»); - неосновные (опосредуют государственно- управленческие отношения «субъект государственного управления – субъект государственного управления»).
24 Государственно-управленческие отношения и административные правоотношения Субъект государственного управления Объект государственного управления Субъект государственного управления основные неосновные
25 2. Виды административно-правовых отношений 2) По сфере возникновения: - внешние (возникают между субъектами исполнительной власти и «внешними» по отношению к ним организациями и гражданами); - внутриорганизационные (внутриаппаратные) (возникают в связи внутренней организацией и деятельностью органов исполнительной власти).
26 2. Виды административно-правовых отношений 3) По юридическому характеру взаимодействия участников: - вертикальные; - горизонтальные; - диагональные (профессор Сорокин В.Д.).
27 По юридическому характеру взаимодействия участников: Министерство Финансов Российской Федерации Комитет Финансов субъекта Федерации Федеральная антимонопольная служба Территориальный орган ФАС горизонтальные вертикальные диагональные вертикальные
28 2. Виды административно-правовых отношений 4) По взаимному положению участников: субординационные (линейная подчиненность); координационные: - властного характера (координационная деятельность Федеральных министерств в отношении функционально подчиненных органов), - невластного характера (координационная деятельность государственных органов в отношении общественных объединений).
29 2. Виды административно-правовых отношений 5) По предметной направленности: материальные; процессуальные.
30 2. Виды административно-правовых отношений 6) По характеру административно-правовой связи между субъектами правоотношения (профессор Юсупов В.А.): правоотношения, связанные с реализацией положительных задач государственного управления: – организационно-структурные правоотношения служат образованию системы и структуры органов исполнительной власти и государственного управления; – организационно-функциональные правоотношения обеспечивают функционирование и взаимодействие различных звеньев аппарата исполнительной власти в ходе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. административно-деликтные правоотношения, связанные с применением мер административной ответственности.
31 3. Структура административного правоотношения Структура правоотношения – это совокупность элементов правоотношения и способ связи этих элементов в рамках правоотношения как системы.
32 Структура правоотношения участники (субъекты) правоотношения; содержание правоотношения; объекты правоотношения.
33 Субъекты административных правоотношений Субъекты административных правоотношений (участники, стороны) – это субъекты, обладающие административной правосубъектностью и наличными правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и государственного управления, закрепленными в законных и иных нормативных правовых актах, и вступившие (участвующие) в административные правоотношения.
34 Содержание правоотношения Субъективные права и обязанности сторон правоотношения составляют его содержание, они конкретизируют административно-правовую норму применительно к данным участникам в данных отношениях.
35 Содержание правоотношения Субъективное право – это закрепленная за управомоченным лицом мера возможного поведения в данном правоотношении, обеспеченная возложением обязанностей на других лиц. (профессор Ю.К. Толстой). Обязанность – обеспеченная законом мера должного поведения, которой следует обязанное лицо в соответствии с требованиями управомоченного лица. (профессор Р.О. Халфина)
36 Объект правоотношения Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение. (Матузов Н.И., Малько А.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебник. М.: Юристъ, 2004.)
37 Теории объекта правоотношения «Полиобъектная», плюралистическая теория Елистратов А.И., Кечекьян С.Ф., Алексеев С.С. объектами правоотношения являются: вещи, материальные ценности, продукты духовного творчества, действия и бездействие (поведение) граждан, организаций и должностных лиц, личные нематериальные блага.
38 Теории объекта правоотношения «Монообъектная», монистическая теория Козлов Ю.М., Лунев А.Е. объектом административного правоотношения является поведение людей во время реализации правоотношения. близкая к ним точка зрения Попова Л.Л.: объект административного правоотношения - воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти.
39 Теории объекта правоотношения Точка зрения Иоффе О.С. Объект правоотношения - явление, на которое направлено или воздействует правоотношение Три типа объектов: - юридический (поведение людей, присутствует всегда), - волевой объект (воля участников правоотношения, подчиненная воле государства), - материальный объект, на него норма права воздействует опосредованно через поведение людей, но он есть не у всех правоотношений.
40 Теории объекта правоотношения Теория, исключающая объект из структуры правоотношения. Халфина Р.О. включает в структуру правоотношения вместо объекта само реальное поведение участников правоотношения в соответствии с их правами и обязанностями. Объект – это реальный предмет материального мира, он непосредственно не связан с правоотношением, является внешним для него.
41 Объект правоотношения Объект правоотношения – внешние по отношению к правоотношениям предметы и явления, по поводу которых возникают правоотношения, и с которыми связаны права и обязанности их участников (профессор Петров Г.И.).
42 Основания возникновения административных правоотношений Юридические факты – явления, с наступлением которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений
43 Классификация юридических фактов в зависимости от воли людей События: абсолютные (полностью не зависят от воли людей); относительные (не зависят от воли участников правоотношения); Действия (бездействия).
44 Классификация действий (бездействия) По соответствию закону: - правомерные; - неправомерные. По направленности воли участника правоотношения: – Юридические акты (преобладают в административном праве, особенно правовые акты органов исполнительной власти и должностных лиц); – Юридические поступки.
45 Слайдам – конец, а лекции - ?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.