Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФёдор Вистицкий
1 Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С
2 Художественный текст Художественный текст служит планом выражения образного строя произведения. Образ «всегда является эстетически организованным структурным элементом... Этим определяются и формы его словесного построения, и принципы его композиционного развития... Образы могут сочетаться в последовательно развертываемую цепь, могут соотноситься один с другим... могут включать в себя друг друга...». Это композиционное развитие должно постоянно быть в центре внимания исследователя. Художественный текст создает определенную модель пространственно- временных отношений, порождает тот или иной образ времени и пространства. Одним из важнейших этапов анализа текста, должен быть анализ его пространственно-временной организации. Художественный текст как часть культуры всегда связан с другими текстами, которые преобразуются или частично используются в нем, служат для выражения его смыслов. Обращение к филологическому анализу текста связано и с рассмотрением межтекстовых связей. Анализ художественного текста немыслим без внимания к его структуре, без учета наиболее ярких сигналов авторской позиции (семантики заглавия, ключевых слов текста и т.д.)
3 Текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности». «Творчество писателя, его авторская личность, его герои, темы, идеи и образы воплощены в его языке и только в нем и через него могут быть постигнуты». Виноградов В.В. Читатель должен воспринять намерения автора, проявить творческую активность, чтобы понять проблематику, композицию, систему образов, последовательность и особенность сочетаемости языковых средств разных уровней.
4 Содержание и форма произведения «Произведение искусства есть явление не природное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма» Есин А.Б. Содержание – это размышления писателя о мире, а форма – система средств и приемов, в которой эти размышления находит свое воплощение. Для точного и полного понимания содержания произведения необходимо внимательно анализировать его форму, т.к. все элементы речевой формы художественного произведения являются средством воплощения образов, в которых и отражается действительность в искусстве.
5 Художественный текст как сложная система «Понимание есть повторение процесса творчества в изменённом порядке». А.А.Потебня
6 Лингвистический анализ Это определение «тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка», «разыскание значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и тому подобных языковых элементов», «создание... инвентаря выразительных средств русского литературного языка». Л.В. Щерба Лингвистический анализ предполагает комментирование различных языковых единиц, образующих текст, рассмотрение особенностей их функционирования с учетом системных связей.
7 Литературоведческий анализ Это анализ идейно-эстетического содержания текста, рассмотрение проблематики, жанровой специфики, системы образов литературного произведения и др.
8 Текст как объект филологического анализа Цель лингвистического анализа текста «показ тех средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание произведения» (Л.В. Щерба). Цель литературоведческого анализа выявление содержания художественного текста как произведения искусства. Цель филологического анализа показать через взаимную обусловленность формы и содержания текста его смысл. Филологический анализ текста – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию лингвистических и литературоведческих знаний, развитию речи и мышления учащихся.
9 Интегрированный урок русского языка и литературы Основное внимание должно быть сосредоточено на особенностях функционирования единиц языка разных уровней в художественном тексте, рассмотрении их изобразительных возможностей с целью формирования у учащихся представления об эстетической функции русского языка, богатстве и гибкости его системы, роли средств словесного выражения в создании художественных образов, содержании и форме текста как едином целом, характерных чертах стиля художника слова или отдельного произведения. В центре внимания должен быть текст не только как дидактическое средство, но и как объект рассмотрения.
10 Задачи учителя Р Л СТ
11 Этапы работы с текстом. Этап 1 На первом этапе после первого прочтения текста осуществляется определение эмоционального впечатления, которое он произвел, восприятие того или иного образа, авторской трактовки вопроса и т.п., затем это первое впечатление будет конкретизироваться, обосновываться в ходе дальнейшего анализа.
12 Этапы работы с текстом. Этап 2 1) определить сильные позиции текста (анализ текстовых знаков: заглавия, имеющихся метатекстовых знаков), затем - ключевые знаки, на основании чего - определяется тема и идея текста, - выявляется конфликт, - делается вывод об образной системе текста; 2) выявить особенность структуры текста, соотнести их с содержанием, выраженным с помощью ключевых текстовых знаков и определить особенности композиции. 3) провести анализ изобразительно- выразительных средств на всех уровнях языковой системы (лингвистический анализ), делая предварительные замечания об их месте и роли в художественном тексте: выяснить лексические, грамматические и др. особенности текста.
13 «Анализ текста имеет циклический характер... Мы постоянно переходим от формы к содержанию и обратно, отдавая на первых порах предпочтение форме». (Лукин В.А.) Наблюдения над формой и ее анализ дают возможность сделать содержательные выводы, которые вновь проверяются рассмотрением языковых средств и образной системы текста. Предлагаемый подход к филологическому анализу художественного текста определяет его «челночный» (Л.Ю. Максимов) характер постоянные переходы от содержания к форме и обратно.
15 (1)Михаилу не спалось, и он вышел из дома в ночной сад, чтобы немного проветрить голову. (2)Последние поездки в Аксеновку выходили сплошь по печальным поводам. (3)Сначала ушли друг за другом бабушка, дед и мама, а пару лет назад не стало и отца. (4)Вернуться в этот раз его заставила необходимость распорядиться оставленным хозяйством. (5)Только как продать дом, в небе над которым светят с детства знакомые звезды? (6)Михаил поднял голову в перемигивающуюся синь, и вдруг ее знакомая бесконечность и щекочущий нос запах выспевших, налитых соком, никому уже не нужных яблок сжали горло так сильно, что он на секунду испугался, что не сможет дышать. (7)Он прокашлялся, опустился на землю, и вмиг воспоминания об одной такой же теплой ночи вернули его в далекое детство… (8) - Видишь во-о-он то скопление звезд рядом с Большой Медведицей? (9)Это созвездие Цефея… (10) Мишка повернулся на бок, и раскладушка под ним недовольно, как соседский пёс, заворчала. (11)Запрокинув голову, отец сидел рядом с ним на ковре из травы, чуть тронутой ночной росой, и указывал рукой куда-то над собой. (12)В детстве, когда Мишка гостил здесь у бабушки с дедушкой, он иногда тайком наедался ещё неспелых яблок из фамильного сада и до утра мучился животом. (13)В такие ночи отец выносил на поляну в самом центре знакомого огромного сада большую старую раскладушку, укладывал на нее сонного, согнувшегося пополам мальчика и старался, осторожно поглаживая по животу, успокоить боль и усыпить сына легендами о созвездиях. (14)Мишка глядел сквозь слипающиеся веки в ночное небо, и, казалось, оно, удостоверившись, что деревня на самом деле уснула, тоже позволяло себе устало прилечь на ее крыши. (15) Небо казалось близким, как купол большой палатки, которую они с отцом часто брали в походы по горам. (16)Оно было почти осязаемым и усыпанным звездами щедро, с избытком, совершенно нерасчетливо…
16 (17) В их старом доме хранилась большая шкатулка с пуговицами. (18)Разномастная коллекция пополнялась издавна и была внушительной: взору открывшего шкатулку представала россыпь множества этих застежек разных цветов и диаметров. (19)Когда на чьей-нибудь одежде отрывалась пуговица, бабушка ловко выбирала нужную замену и пришивала ее на место пропажи. (20)Сколько бы раз Мишка ни прибегал, придерживая спадающие штаны или расходящуюся в стороны рубаху, набитую сорванными яблоками, в шкатулке, как по волшебству, находилось спасение для простой, припудренной теплой пылью деревенских тропинок Мишкиной одежды. (21) Разглядывая бесчисленные звезды в небе над Аксеновкой, мальчик в детстве думал, что весь видимый огромный мир – это шкатулка Бога.(22) И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда, из этого беспорядочного скопища мерцающих золотых пуговиц. (23)Казалось, невозможно было представить себе человека, способного разобраться в этой небесной россыпи. (24) Поэтому когда рука отца уверенно рисовала перед ним очертания новых созвездий, Мишка следил за ним с восхищением. (25) - Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. (26)Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. (27)Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… (28)Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. (29)Но он не остался и в волшебном саду. (30)Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы. (31)И теперь люди видят их на небе… (32)На свежем воздухе Мишка быстро начинал засыпать, и, теряя нить рассказа, перебивал отца невпопад: (33) - Бать, а бать…(34) Скажи… кто пришивает звезды к небу? (35)Уже не расслышав ответа, Мишка засыпал, и отец, дождавшись, когда дыхание сына станет ровным и глубоким, уносил его в дом… (36)Михаил поднялся с земли, сорвал еще не успевшее отдать тепло, пахнущее солнцем яблоко, и, закрыв глаза, глубоко вдохнул его запах. (37)Вот если бы можно было открыть их и увидеть рядом отца, и проговорить с ним хоть одну ночь напролет… (38)«Но он не остался в волшебном саду…, - медленно произнес вслух юноша. (39) - Вместе с колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Батьки… (40)Когда- нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху…. (41)Ты только не промахнись, слышишь… (42)Мне во-о-он в то скопление звезд, рядом с Большой Медведицей…». (По Павловой О.)
17 Роль заглавия текста Гальперин И.Р. Выготский Л.С. Кожина Н.А. Брудный А.А.
18 Работаем с текстом Определите, как связано название с темой, идеей, образами в рассказе. Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста? Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа? Определите, как «развертывается» заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним.
19 Шкатулка Бога – звёздное небо: звёзды – пуговицы, которыми время от времени латают небесную рубаху; «И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда, из этого беспорядочного скопища мерцающих золотых пуговиц». Шкатулка Бога – человеческий мир: «разномастная коллекция» людей, у которых своё место, свой путь, своё предназначение; люди – пуговицы, где каждый на своём месте, как звёзды в созвездиях; «Когда-нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху…»
20 Текстовые знаки Метатекст - это такая часть текста, которая обладает свойствами связности и цельности. В художественном тексте метатекст выявляется на фоне целого, в котором он существует на правах сильной позиции.
21 Функция метатекста в произведении А. Попович, М. Р. Майенова : «Текст о тексте»; «авторское повествование об авторском повествовании». А. Вежбицкая «Метатекст в тексте»: «Двутекст, состоящий из высказывания о предмете и высказывания о самом высказывании…»; его функция заключается в том, чтобы прояснять «семантический узор» основного текста»; «высказывания о текущей речи в этой же речевой ситуации». Ю. М. Лотман: «Текст, обращенный не только к предмету, но и к авторскому слову о нем», в нём «объектом изображения становится само литературное изображение».
22 Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и некоторых смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. Но он не остался и в волшебном саду. Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы. И теперь люди видят их на небе… Легенда объединила частное с общим, (мифологическим), подчеркнув, что человек - органическая часть Вселенной
23 Композиция рассказа Композиция включает в себя «расстановку» персонажей (система образов); последовательность событий и поступков (композиция сюжета); особенности вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов); использование стилистических приемов (речевая композиция); способы описания подробностей обстановки, переживаний, поведения (композиция деталей).
24 Ретроспекция Обращение к прошлому, анализ прошедших событий и переживаний Предполагает целенаправленное действие со стороны автора, который, обращаясь к прошлым событиям, направляет внимание читателя на факты, которые могут быть основополагающими для раскрытия основной идеи текста Основная функция – информативная, непосредственно связанная с содержательной стороной текста; средство раскрытия его имплицитного содержания - подтекста
25 Композиционные приемы повтор усиление противопо- ставление монтаж Повтор – один из самых часто встречающихся приемов. Высшая степень его проявления в структуре текста – кольцевая композиция. В ней устанавливается перекличка между началом и концом произведения. Усиление применимо в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для художественной выразительности. Художественный эффект усиливается за счет использования однородных деталей и образов.
26 Работаем с текстом На какие композиционные части делится текст? Как его содержание согласуется с таким построением? Определите художественные образы и используемые автором изобразительные приемы, объединяющие первую и третью части рассказа. Какова роль второй части в создании образной системы рассказа? Как кольцевая композиция помогает понять авторский замысел?
27 Трансформация образа героя Начало текста Финал Миша Михаил фамильный сад дедаволшебный сад из легенды: «но он не остался в волшебном саду» «выспевшие, … никому уже не нужные яблоки» «пахнущие солнцем яблоки» Знает о существовании Бога, однако «Кто пришивает звёзды к небу?» «Ты только не промахнись, слышишь?»
28 Лексико-грамматический строй рассказа садсиньвоспомина- ния сжали (горло) волшебный сад вышел бабушк а бесконечностьдетствоиспугался, не сможет дышать вечная жизнь поднял голову дедскопление звёзд походы по горам прокашлял- ся плоды бессмер- тия опустился мама Большая Медведица легенды о созвездиях глубоко вдохнул вознёсся на небо поднялся отецбогидеревен- ские тропинки медленно произнёс вслух созвездие Цефея – созвездие Батьки сорвал домогромный мирсорванные яблоки мир семьи небесный мир мир детствавнутреннее состояние предметно- простран- ственное значение динамика движения
29 Группа 1 Определите художественные образы и используемые автором изобразительные приемы, объединяющие первую и третью части рассказа. Группа 2 Какова роль второй части в создании образной системы рассказа? Группа 3 Роль образной системы текста в формулировке его проблем Группа 4 Роль пространства и времени в рассказе. Система языковых знаков
30 Работаем с текстом Какие слова одной лексико- семантической группы повторяются при описании ночного пейзажа? Какие образы доминируют в начале и в финале рассказа? Какой из них является сквозным? Почему? Какие функции выполняют эти образы в тексте?
31 Роль пейзажа в раскрытии авторской позиции Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие; подчеркивает психологическое состояние героев; придает рассказанной истории более глубокий смысл; придаёт отдельным фактам дополнительное значение и т.д.
32 Образ ночи в рассказе Литературовед Е.А.Маймин : «…Ночь - это время и условие познания: время духовной ясности и раскрепощения мысли. В ночи полнее и глубже постигаются тайны человеческие и тайны мироздания». Философская функция: создаёт настроение, заставляющее героя задуматься о смысле жизни, о своем месте в этом мире; стираются границы земного и небесного миров; ночной пейзаж, обрамляя рассказ, заключает его действие в кольцевую композицию, наполняя философским смыслом раздумья героя: он осознаёт единство со Вселенной, принимает естественные законы жизни и смерти.
34 Внутренний мир человека Проблема способности к образному познанию мира; эмоционально-чувственного отношения к миру; становления духовного начала в человеке; постижения сущности явлений окружающего мира; постижения смысла бытия; духовных исканий.
35 Бесконечное разнообразие миров; ощущение своей приобщённости к Космосу; бесконечность пространства и времени; вход в вечное, непостижимое; взгляд в прошлое и будущее, принятие конечности и бесконечности своего существования.
37 Природа, космос, окружающий мир Проблема осознания единства жизни человека и Вселенной; обретения философского мировосприятия; восприимчивости человека к красоте природы; влияния красоты природы на мышление и эмоции человека; взаимодействия человека и космоса; познавательного отношения к миру и др.
38 Слово-образ звезда Это симво л вечности, света, высоких устремлений, души и т.д. Докажите, что сходный смысл выражается словесным образом «шкатулка Бога», который также символизирует вечную жизнь отдельного человека; ряд образов рассказа устанавливает параллель «звезды души людей». - Какова роль данного образа в раскрытии авторского представления о мире и человеке?
39 Жизнь, смерть, бессмертие Проблема преодоления смерти и достижения бессмертия; утверждения духовного бессмертия человека; обретения бессмертия в потомках; отношения человека к смерти и бессмертию; формирования гармоничного мировосприятия; осознания смысла жизни как главной ценности; умиротворенного осознания конечности своего земного существования; ощущения причастности к вечности; вечного круговорота бытия и т.п.
40 Многозначность образа Дома в литературе Дом жилище, хранитель духовных, культурных, нравственных ценностей и традиций, воплощение связи времён прошлого и настоящего, духовный портрет семьи; отражение сущности человека, приём характеристики героя, центр мира, пристанище, место восстановления сил и т.д.
41 Исследуем текст 1. Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома? 2. Как через рассказ о нём раскрывается духовный мир ребёнка? 3. Как отразились в образе дома человеческие, семейные отношения? 4. Что свойственно всем обитателям дома? 5. Каково отношение автора к ним и как оно выражается? 7. Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения? 8. Как происходит расширение границ пространства дома?
43 Дом, семья, детство Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве; роли семьи в развитии ребёнка; роли отчего дома в судьбе человека; восприятия ребёнком окружающего мира; роли детства в становлении личности человека; связи поколений; взаимоотношений с близкими людьми; роли детских воспоминаний в жизни человека; роли общения в развитии личности ребёнка; роли взрослых в формировании мировосприятии ребёнка; влияния детства на формирование жизненной позиции человека; влияния событий детства на характер и судьбу человека и т.д.
44 Пространство и время в рассказе Грамматика определяет для каждого языка порядок, который распределяет… пространственность во времени. Фуко М.
45 Образ времени может быть связан с мотивами движения развития становления преходящего, земного вечного противопоставления преходящего и вечного
46 Время в рассказе. Система языковых знаков Видовременные формы глагола Формы прошедшего времени совершенного вида (повествование) Показывают цепь последовательно меняющихся событий Михаил поднялся с земли, сорвал …яблоко и…глубоко вдохнул его запах Формы прошедшего времени несовершенного вида и формы настоящего времени останавливают время (описание) Выделяют важные для автора события или ситуации, имеют значение многократности действия выполняют эмоционально- экспрессивную функцию В детстве, когда Мишка гостил здесь у бабушки с дедушкой, он …наедался ещё неспелых яблок из фамильного сада и …мучился животом. И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда… Постоянная смена временного изображения сочетается с длительными процессами
47 Время в рассказе. Система языковых знаков Лексические единицы со значением времени Последние поездки, сначала, пару лет назад, воспоминания, далёкое детство, часто брали (палатку), давным-давно, вечная жизнь, раз в тысячу лет и т.д. Падежные формы со значением времени (думал) в детстве, (ушли) друг за другом, знакомые с детства, воспоминания о ночи, вернули в детство, мучился до утра и т.д. Синтаксические конструкции, создающие временной план 12)В детстве, когда Мишка гостил здесь у бабушки с дедушкой… 19)Когда на чьей-нибудь одежде отрывалась пуговица, бабушка ловко выбирала нужную замену и пришивала ее на место пропажи. (20) Сколько бы раз Мишка ни прибегал, придерживая спадающие штаны или расходящуюся в стороны рубаху, набитую сорванными яблоками… Миф (метатекст) (25) - Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. (26)Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. (27)Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и некоторых смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… (28)Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. (29)Но он не остался и в волшебном саду. (30)Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы…
48 Обратите внимание! Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения осуществляются благодаря фигуре повествователя. Повествователь может «сжимать», «растягивать» время и останавливать его в описаниях, рассуждениях.
49 Образ пространства в рассказе Небо, бесчисленные звёзды, созвездия, перемигивающаяся синь, бесконечность, Большая Медведица, созвездие Цефея и др. Аксёновка, дом, сад, ковёр из травы, поляна, деревенские тропинки, походы в горы
50 «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и примет характеризуется художественный хронотоп». М.М.Бахтин
51 Языковые средства выражения пространственных отношений в рассказе Синтаксические конструкции со значением местонахождения Последние поездки в Аксеновку выходили сплошь по печальным поводам. Прилагательные Огромный сад, большая палатка, деревенские тропинки Глаголы движения вышел из дома в ночной сад, опустился на землю, вознёсся на небо Частицы, указательные местоимения Мне во-о-он в то скопление звёзд Наречия места гостил здесь у бабушки с дедушкой, указывал рукой куда-то над собой, звёзды берутся именно отсюда Топонимы, названия Аксёновка, Большая Медведица, созвездие Цефея Предлоги пространственного значения ( на, к, из-за, над, под, около, у, вдоль, мимо, напротив ) Под ним, около него, на крыши, перед ним, на небо
52 Влияние на образ жизни человека, его судьбу, самоощущение, мироощущение. Пространство и время включены в повествование и соотносимы с героем. микромир Макромир Смысловые начала миров
53 Изобразительные возможности графостилистических средств Стилистические средства, с помощью которых передаются общие закономерности функционирования определенных единиц текста. Особенности начертания букв, знаки препинания и т.п. включаются в систему выразительных средств и помогают писателю сильнее воздействовать на читателя. Курсив используется с целью логического, смыслового подчеркивания определенных слов, фрагментов текста. Пунктуация может передать особенности интонации (мелодику, паузы). Важно привлекать внимание учащихся к особенностям графического оформления текста, если графические средства несут на себе художественные нагрузки, анализировать случаи намеренного нарушения автором орфографических и пунктуационных норм в изобразительно- выразительных целях, что связано с необходимостью формировать представление о значимости каждого элемента художественного текста в создании образов, передаче чувств, мыслей и переживаний.
54 Интонационное оформление текста Паузы в тексте (логические (смысловые) и психологические (диктуемые чувством)- составной компонент его интонационного оформления, актуального членения, выражения смысла и эмоций. Психологические паузы действуют как выразительное средство в художественной речи, усиливающие содержание высказывания. Виды психологических пауз: -паузы припоминания: - «Но он не остался в волшебном саду…», - медленно произнес вслух Миша. -паузы умолчания: Вот если бы можно было открыть глаза и увидеть рядом отца, и проговорить с ним хоть одну ночь напролет… - паузы напряжения - неожиданная остановка «на самом интересном месте», привлекающая внимание и придающая последующим словам особую значимость: Скажи… кто пришивает звезды к небу?.
55 Работаем с текстом Определите разновидность психологических пауз в следующих фрагментах текста: (7)Он прокашлялся, опустился на землю, и вмиг воспоминания об одной такой же теплой ночи вернули его в далекое детство… (39) -Вместе с колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Батьки… (40)Когда- нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху…. (41)Ты только не промахнись, слышишь… (42)Мне во-о-он в то скопление звезд, рядом с Большой Медведицей… С каким знаком препинания совпадает психологическая пауза? О чём свидетельствует в данном случае этот знак?
56 Лексические изобразительно-выразительные средства русской речи «Под рукой мастера слова преобразовываются и преображаются, получают дополнительные характеристики, обнаруживают приращение смысла, расширение связей и взаимодействий, выступая в художественном тексте как качественно новые единицы, реализуя свои эстетические потенции выразительности» Доктор филологических наук В. П. Григорьев Языковые средства – фундамент построения тропов и стилистических фигур речи.
57 Память как система образов эмоциональная Лексика: (привести примеры) обонятельная зрительная осязательная слуховая
58 Работаем с текстом Выпишите словосочетания, создающие зрительные образы неба, звёзд. Какие тропы использованы автором? Какие языковые средства позволяют определить отношение мальчика к окружающему миру? Какие лексические выразительные средства используются автором, чтобы создать образы звезд? Какими лексическими средствами передает автор зрительные впечатления героя, раскрывает взаимосвязь картины природы и эмоционального состояния мальчика? Приведите примеры употребляемых в рассказе выразительных лексических средств. Выпишите метафоры, объясните их роль в тексте. Почему в рассказе практически нет лексики, создающей слуховые образы?
59 Звёзды перемигивающаяся синь беспорядочное скопище мерцающих золотых пуговиц небесная россыпь Лексика. Исследуем текст
60 Сравнительные обороты (Небо) как купол большой палатки; (раскладушка заворчала) как соседский пёс (появление пуговицы) как по волшебству Почему в воспоминаниях героя о детстве много сравнений? Каким способом выражены в тексте сравнения? Проанализируйте использованные сравнительные обороты. Какие ассоциации (зрительные, чувственные, слуховые) положены в их основу? Почему? Как в использованных сравнениях отразился мир детства героя ?
61 Лексический повтор Он создает целостность текста. Выполняет в тексте усилительно- выделительную и композиционную функции. Повтор служит для создания характеристики персонажа или изображаемых событий, Выделяет ведущие мотивы произведения. На основе повтора развертываются образные поля текста. Повтор связывает различные пространственные сферы и временные планы текста, актуализирует смыслы, значимые для его интерпретации Путем повтора слова в тексте выделяется ключевое понятие и т.д.
63 «В начале было СЛОВО…» Энергия слов, чувств и действий отца Образность мыслей и чувств ребенка Рождение образов: шкатулка Бога, небо – купол палатки, крыша мира, «Кто пришивает звёзды к небу?» Воспитание и формирование фантазии, мечты, воображения – Вселенной ребёнка
64 семья, земной мир дом, сад, бабушка, дед, мама, отец небо, синь, звёзды, созвездия, бесконечность Вселенная, горний мир
65 россыпь множества застежек разных цветов и диаметров Шкатулка бабушки Шкатулка Бога беспорядочное скопище мерцающих золотых пуговиц
66 … где всё живое: перемигивающаяся синь; раскладушка недовольно… заворчала; небо позволяло себе устало прилечь на крыши деревни; деревня уснула; …в котором уютно: ковёр из травы; небо – купол большой палатки, в которой рядом отец; небесная рубаха; …полный свободы: ел незрелые яблоки; ходил в походы с отцом; бегал по любым тропинкам; озорничал (яблоки за пазухой)
67 Изобразительные возможности морфологии Какова роль существительных в 1-5 предложениях? Проанализируйте 7-14 предложения текста. Какая глагольная форма оказывается в них наиболее частотной, почему? Определите вид глаголов прошедшего времени в тексте; назовите глаголы, которые использованы не в основном лексическом значении; основу какого тропа создает такое их употребление? Какова роль глагола в создании олицетворения? Определите оттенки значений деепричастий в предложениях (11,13,21,35). С помощью слов какой части речи создаётся картина звёздного неба? Каков тип речи фрагмента (предл ), слова какой части речи преобладают в нем, какова их роль в тексте? Какую изобразительную функцию выполняют прилагательные в тексте? Какие морфологические средства языка участвуют в создании эмоциональной художественной речи? и т.п.
68 Символика имени Что значит имя Михаил? (Древнеевр.)- равный Богу, богоподобный. Анализируя лексический уровень текста, необходимо обращать внимание на имена собственные, которые являются ключевыми словами в художественном тексте.
69 Синтаксические образные средства языка Синтаксис (вместе с другими языковыми средствами выразительности) часто служит способом обрисовки внутреннего мира персонажей, их психического состояния. Самое главное – на уровне синтаксиса становится возможной реализация изобразительно-выразительных возможностей единиц всех других уровней языковой системы. Это необходимо учитывать при работе с художественным текстом на уроке.
70 Выразительные возможности синтаксиса Синтаксис текста может передавать дополнительную смысловую, эмоциональную информацию; вызывать различные состояния (напряженности, взволнованности, восхищения, радости, негодования и т.п.)
71 Работаем с текстом Обоснуйте выделение абзацев в тексте. Назовите лексические и грамматические средства связи в них. Выделите основную мысль каждого из абзацев данного текста. Как они связаны между собой? Выделите синтаксические особенности текста. Проанализируйте предложения с однородными членами. Какова их стилистическая роль в тексте? Назовите определения, укажите, чем они выражены. Найдите конструкции, осложняющие предложения в тексте. Охарактеризуйте их по форме, значению, функции. Найдите сложноподчинённые предложения в тексте. Какие отношения между частями устанавливаются благодаря союзам? Какова роль этих предложений в тексте? Произведите синтаксический анализ речи Михаила. Как она помогает передать характер героя? Определите, какие конструкции употребляются автором для описания эмоций и чувств героя, создают инверсию, градацию.
72 Память как система образов эмоциональная Синтаксис: обособленные обстоятельства; бессоюзные сложные предложения; обособленные уточняющие обстоятельства; сложноподчинённые предложения; необособленные согласованные распространённые определения; однородные члены предложения и т.д. обонятельная зрительная осязательная слуховая
73 Экспрессивные возможности структуры предложения При оценке экспрессивности и художественного своеобразия текста можно сопоставить предложения из текста с абстрактной моделью идеального предложения: в ней предложение является двусоставным, полным, распространенным /очень незначительно/, неосложненным, с прямым порядком слов и типичными способами выражения членов. Чем больше отличается предмет анализа от модели, тем он интереснее в стилистическом отношении.
74 Синтаксис (предложения 40-41) Основная сфера употребления неопределенно- личных конструкций - разговорная речь, поэтому они придают художественной речи живые интонации: 40)Когда-нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху…. В неопределённо-личном предложении подчеркивается действие: внимание акцентируется на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план, независимо от того, известен он говорящим или нет.
75 Исследуем текст. Синтаксис (41)Ты только не промахнись, слышишь… Сложное предложение, первая часть которого - двусоставное предложение с подлежащим, выраженным местоимением. Какими стилистическими соображениями продиктовано обращение к нему? Необходимость подчеркнуть значение 2-го лица как носителя действия: Ты только не промахнись… такой тип двусоставного предложения используется при выражении побуждения с оттенком просьбы; подчеркнуто разговорный характер интонации в данном случае передаёт психоэмоциональный настрой героя, как бы вовлекающего адресата обращения (слышишь) в решение поставленной проблемы.
76 Исследуем текст. Инверсия Традиционное предложение имеет следующую структуру: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Задание: найдите в тексте предложения с обратным порядком слов (инверсией), определите её роль. Выводы: инверсия позволяет сделать акцент на определенном слове или словосочетании, расставляя в предложении смысловые нагрузки; инверсия передает отношение автора к избражаемому и т.д.
77 «Михаил опустился на землю» – «Михаил поднялся с земли»; «никому не нужные яблоки» – «сорвал… яблоко» и «глубоко вдохнул его запах»; Михаил «испугался, что не сможет дышать» - «глубоко вдохнул» освобождение от боли потери родных, принятие ухода из этой жизни как неизбежность
78 Образ автора как определяющая категория словесного построения художественного произведения Образ автора теснейшим образом связан с языковой композицией произведения. Именно в своеобразии речевой структуры образа автора глубже и ярче всего выражается стилистическое единство сложного композиционного художественного речевого целого. В композиции словесного художественного произведения образ автора проявляется как точка вúдения, с которой изображается действительность.
79 Авторская позиция Н.С. Валгина под авторской модальностью подразумевает «модальность текста» как «выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю...» Авторское отношение обычно находит свое выражение в заглавии, ключевых словах, именах собственных. Чаще же на идею указывает вся структура художественного текста, в которой важными являются различные элементы и характер их взаимосвязи.
80 Автор Видит взаимосвязь между существованием человека и бытием Вселенной, их единство; рассматривает место и роль человеческой жизни во Вселенной; стремится преодолеть ограниченность человека в пространстве и времени (преодоление смерти и достижение бессмертия, хотя бы духовного, нравственного); Духовность бесконечное восхождение, бесконечный путь
81 Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы? С помощью композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин) композиционных приёмов (повтор, усиление, противопоставление, монтаж), которые служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте. художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений; элементов композиции: диалогов, монологов, художественных описаний, пейзажей и т.п.;
82 Важно приучать школьников к внимательному чтению художественного текста, формировать умение видеть, как его языковое оформление помогает автору передать содержание произведения.
83 Уроки развития речи Усиление функционально- коммуникативного аспекта в преподавании грамматики свидетельствует о внимании на уроках русского языка к особенностям употребления грамматических языковых средств, о необходимости взаимосвязанного обучения языку и речи. Упражнения по развитию речи необходимо связывать с определенным грамматическим материалом; выбор этих упражнений на каждом уроке должен определяться ответом на вопрос: что дает изучение данного грамматического понятия или правила для развития речи?; художественный текст должен быть на таких уроках не только дидактическим материалом: с его помощью ученика нужно научить понимать стилистическую и изобразительную роль изучаемых грамматических явлений.
84 Реализация интеграции русского языка и литературы в работе с художественным текстом Рассмотрение смежных лингвистических и литературоведческих терминов с целью расширения лингвистических знаний учащихся: антонимы антитеза приём контраста; лексическое значение слова переносное значение слова (олицетворение, эпитет, метафора и т.д.) Наблюдение за особенностями функций единиц всех уровней языка в тексте, их изобразительными возможностями: Фонетика приёмы ассонанса, аллитерации части речи, передающие эти звуки; словообразование однокоренные слова, слова с оценочными суффиксами; морфология части речи в роли эпитетов, олицетворений и т.д.; роль «нанизывания» существительных; роль всех форм и видов глаголов и др.; лексика с точки зрения происхождения, значения выразительные возможности синтаксис фигуры речи, различные синтаксические конструкции, придающие особую выразительность.
85 Понимание текста – понимание жизни эпохи «Филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки…, ибо в основе каждого из искусств, в самых его «глубинных глубинах» лежат слово и связь слов… Слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры…». Лихачёв Д.С.
86 …Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!" Ричард Бах
87 В помощь учителю
89 Литература Николина Н.А. Филологический анализ текста –М., 2003 Бахтин М.М. Язык в художественной литературе М., Белова Н.А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: Саранск: Мордов. гос. ун-т, Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа : М., Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // О теории художественной речи: М., Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста – М., 2006 А.Б. Есин Принципы и приемы анализа литературного произведения -М., Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности кл.: М., Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ: М., Агеева Р. А. Категория пространства и способы её выражения в языке.- М.,1984. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитаных науках.- М., 1996 Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии М., 1990.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.