Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСвятослав Шафров
1 Урок литературы в 10 классе «И помнит мир спасённый…» (по сказу тюменского писателя И.М.Ермакова «Богиня в шинели»)
2 Цели урока: 1)знакомство с творчеством писателей Тюменской области; 2)обучение исследованию текста; 3)развитие речи учащихся (умения анализировать текст и полно выражать свою мысль); 4)воспитание чувств патриотизма
3 Форма проведения: Исследование текста Творческая работа в группах
4 Ход урока: Оргмомент Слово учителя Сообщение учащегося о писателе Работа с эпиграфом Работа в группах Выводы по теме урока Домашнее задание
5 Иван Михайлович Ермаков
6 Детство Ивана Ермакова прошло в деревне Михайловке Казанского района Тюменской области. Актерский дар рано проявился в мальчике, который уже в 15 лет, после окончания 7-го класса, уехал в Омск и начал работать в театре кукол актёром-кукловодом. В годы Великой Отечественной войны будущий писатель был курсантом 2-го Омского пехотного училища, отсюда он ушел на фронт
7 Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. Был командиром стрелкового взвода, в 1943 году ранен. Награждён орденом Красной Звезды. После войны служил в МВД Эстонской ССР. С 1951 г. жил в Тюменской области. Учился в Тобольском культпросвет училище. В начале 60-х годов в газетах «Ишимская правда», «Тюменская правда» публикуются его первые сказы
8 Первая книга вышла в Тюмени в 1962 году. Работал в малых прозаических жанрах (сказ, очерк, повесть, рассказ). Писатель, член Союза писателей с 1962 года. Автор более 20 книг: «Богиня в шинели», «О чем шептал олененок», «Аврорин табачок», «Авка слушает ветры», «Стоит средь лесов деревенька», «Солдатские сказы», «Зорька на яблочке», «Учите меня, кузнецы», «Солдатские нескучалки» и др.
9 Умер в Тюмени в 1974 году. Казанским райисполкомом учреждена премия им. И. Ермакова. С 1985 года Тюменская писательская организация проводит литературные дни И.М.Ермакова на родине писателя.
12 Пусть помнят те, которых мы не знали: Нам страх и подлость были не к лицу. Мы пили жизнь до дна и умирали За эту жизнь, Не кланяясь свинцу. Н.Майоров
13 Ермаков отнёс своё произведение «Богиня в шинели» к жанру сказа. Почему? Сказ – произведение, написанное ярким, сочным, самобытным народным языком. Повествование ведётся от лица рассказчика. В сказе изображается реальное событие. Чётко просматривается отношение рассказчика к происходящему.
14 Работа с текстом 1 группа Герои Валеркиного рассказа От чьего лица ведётся повествование? Почему Валерка решил рассказать о воинах- сибиряках? Кто главные герои Валеркиного рассказа? Каким методом пользуется автор, рассказывая о Мамонте и Карлушке? Найти в тексте описание Карлушки
15 От чьего лица ведётся повествование? От лица Валерки, пришедшего из армии
16 Почему Валерка решил рассказать о воинах-сибиряках? Дед : «А про наших сибирских и не слышно?»
17 Кто главные герои Валеркиного рассказа? Мамонт Богиня Дядя Паша
18 Каким методом пользуется автор, изображая врага Карлушку и русского солдата Мамонта? Антитеза Зачем? Приведите примеры. Найдите описание Карлушки.
19 Работа с текстом 2 группа Образ Мамонта Найти в тексте описание Мамонта Как Мамонт оказался в плену? Какой увидел Мамонт богиню? Чем явилась богиня для Мамонта, находящегося в плену? Почему невыносимой становится жизнь Мамонта в плену?
20 Разве могут Карлушки напугать Мамонтов? Пленный, но не сломлённый Как Мамонт оказался в плену?
21 Какой увидел Мамонт богиню? Найдите описание богини. Почувствовал биение её сердца и тепло мрамора
23 Чем является богиня для Мамонта, находящегося в плену? Мечта о мирной жизни, о возлюбленной И даже во сне являлась Вера в счастливую жизнь, в будущее
24 Почему невыносимой становится жизнь Мамонта в плену? Нарушил заповеди товарищества
25 Согласны ли вы с тем, что Мамонту хуже, чем всем остальным военнопленным? Униженные, но люди, а он «кот»
26 Кто помог Мамонту воспрянуть духом, поверить в себя, сохранить в себе человека? Богиня Дядя Паша
27 Работа с текстом 3 группа Образ дяди Паши Кто помог Мамонту воспрянуть духом? Как идёт подготовка к побегу? Что сделала Мамонта решительным и переполнило чашу терпения? Как начинает действовать Мамонт? Почему он не оставил богиню?
29 Работа с текстом 4 группа Выводы по произведению Как повлиял Валеркин рассказ на деда Михайла? Каково продолжение этой истории? Что говорит дядя Паша о памятнике «Сильнее смерти»? Как он был создан? Что рассказывает дядя Паша о спасённой Мамонтом богине?
30 Как повлиял Валеркин рассказ на деда Михайла? Гордость за сибиряков
31 Каково продолжение истории о богине? Кто является её рассказчиком? Автор и дядя Паша
32 Богинь наших зовут просто: Любушки, Зоюшки, Лизаветы..
33 Что говорит дядя Паша о памятнике «Сильнее смерти»? Как был он создан?
34 Почему деду Михайле не сказали о гибели Мамонта? Пусть думает, что жив Мамонт Что косит он утречком траву над Ишимом –рекой, мечет стога, пашет землю и радуется солнышку Вечером нянчит своих детей или внуков и рассказывает им про кошачью лапку
35 А что рассказывает дядя Паша о спасении богини?
37 Какие темы можно выделить в сказе «Богиня в шинели»? Патриотическая Нравственная Эстетическая
38 Почему сказ называется «Богиня в шинели»? Выделить основные идейные пласты. «…русские девчонки, непокорённые, отчаянные богини наши…» «…Европа, прикрытая шинелями. Серыми… Русскими…» «Богиня (статуя) так к месту назначения в шинели и поехала»
39 Объяснение эпиграфа урока А на краешках земли нашей народная память по жемчужинке, по алмазинке выискивает дорогие слова, которые как цветы бы пахли, как ордена бы сверкали на богатырской груди русского солдата. И в сказку годятся эти слова, и из песни их не выкинешь, и про геройскую быль рассказать ими достойно.
40 Домашнее задание: Написать рецензию на сказ Ивана Ермакова «Богиня в шинели»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.