Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлиса Шахматова
1 2014 г МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОСЕЛКА ВЕРХОВЬЕ» воспитатель 1 квалификационной категории Царёва Эльвира Ивановна
2 воспитатель старшей – подготовительной группы I ( первая) квалификационная категория Образование – высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный университет», 2005 год. Квалификация – учитель – сурдопедагог, учитель – логопед Стаж работы – общий - 6 лет педагогический – 6 лет в должности воспитателя – 6 лет в данном дошкольном учреждении – 6 лет
3 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский
4 Актуальность В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико- пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.).
5 Актуальность Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. И. П. Павлов сказал: «... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
6 Цель работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук, оказывающей благотворное влияние на развитие речи. Развитие зрительно- пространственно координации. Активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
7 Развитие точечных умений пальцев рук. Обогащение предметно- развивающей среды, способствующей всестороннему развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук. Совершенствование активной речи детей, развитие познавательной активности, психических процессов: памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, воображения посредством развития мелкой моторики пальцев и кистей рук. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики. Задачи в работе с детьми по развитию мелкой моторики Задачи в работе с детьми по развитию мелкой моторики
8 Требования к работе по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Работа с детьми должна быть систематической и постоянной. Работа должна соответствовать уровню обще моторного, психического развития ребенка. Работа должна соответствовать возрастным требованиям. Работа должна приносить ребенку радость.
9 Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. Эти приёмы я использовала в своей работе при составлении планирования по развитию мелкой моторики. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Взяв за основу данные рекомендации, оформила картотеку пальчиковых игр. Основываясь на методических пособиях авторов В.Т.Голубь, Т.А.Ткаченко, Л.М.Граб, применила в своей работе графические упражнения на развитие мелкой моторики и формирование речи дошкольников.
10 На основе психолого – педагогической литературы Дополнила предметно- развивающую среду нестандартным дидактическим материалом Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики по возрастным группам Оформила картотеку пальчиковых игр со стихами
11 Работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, графических упражнений, пальчиковых и игровых упражнений. Основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.
12 Педагогические принципы работы Развивающий характер обучения Систематичность и последовательность «От простого к сложному» Сознательность и активность в усвоении Наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей
13 Технологии используемые в работе с детьми Развивающие игры Трафареты, обводки по точкам Пальчиковые игры, пальчиковый массаж Игры с использованием нетрадиционного бросового материала Штриховка карандашом, графический диктант Нетрадиционные техники рисования Инновационные методы работы с бумагой
14 Методы и приемы используемые в работе с детьми Словесный Наглядно- действенный Игровой Практический
15 Предметно-развивающая среда Художественные принадлежности, раскраски Трафареты, обводки, штриховки Прищепки, бусины, шнуровка Цветная бумага Ватные и счетные палочки Мозаика, пазлы Мелкий конструктор Лего
16 Пальчиковые игры Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
17 Пальчиковый массаж Традиционный массаж с проговариванием каждого действия и нетрадиционный: с применением гранёных карандашей, грецких орехов, шишек, каштанов, прищепок.
18 Развивающие игры ( мозаика, пазлы, конструктор, пирамидки) Способствуют коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме, речевому развитию детей, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координация), воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти, речи.
19 Игры с использованием нетрадиционного бросового материала Прищепки, палочки, шнуровка, бусинки, пуговицы, природный материал.
20 Графические упражнения Обводки рисунков по контурным линиям, по точкам, штриховки, трафареты, дорисовывание симметричных частей предметов, «копирование предметов». Способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
21 Графический диктант Помогает подготовить руку ребёнка к письму, развить пространственное воображение, научить дошкольника правильно держать ручку, карандаш. В дальнейшем эти навыки послужат детям основой для формирования каллиграфически правильного письма.
22 Нетрадиционная техника рисования Пальчиками, ватными палочками, оттиск ладошками, листьями, тычок полусухой кистью. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Детям интересно рисовать привычные предметы разными способами, в разной технике, помимо мелкой моторики идёт развитие творческих способностей детей.
23 Инновационные методы работы с бумагой ( квиллинг, бумагоскручивание, обрывная аппликация) Это метод работы с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Развитие конструктивного мышления детей их творческого воображения, мелкой моторики, речи.
24 Презентация результатов работы Для педагогов. Открытые показы НОД Мастер классы Праздники и развлечения Буклеты ( практические рекомендации) Выставки, конкурсы Для родителей
25 Работа с родителями: принципы Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания хорошо понятны не только воспитателями, но и родителями. Системность и последовательность работы. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Взаимное доверие, взаимопомощь и взаимодействие педагогов и родителей
26 Работа с родителями ( формы работы) Наглядно – информационные Досуговые Познавательные Памятки, буклеты Папки - передвижки Информационные стенды Открытые показы Тренинг Семинар - практикум Консультации ( групповые, Индивидуальные) Мастер - классы Родительские собрания Праздники, развлечения Выставки поделок и рисунков
27 Работа с родителями
29 Результаты работы: У детей повысился уровень речевого развития Активизировались психические процессы: внимание, память, мышление. Развились важнейшие интегративные качества личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят. Расширился словарный запас Хорошо развита мелкая моторика рук
30 Используемая литература 1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО, Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: Изд. РАО, Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями.- Екатеринбург: Изд-во «АРГО», Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – – (С ) 6. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство ГНОМ, Готовим дошкольника к письму. Рабочая тетрадь / Т.А.Ткаченко. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР / Л.М.Граб. – М.: Издательство ГНОМ, Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 507 лет. – М.: ВАКО, 2010.
31 ДАЙТЕ ДЕТСТВУ СОСТОЯТЬСЯ - ДАЙТЕ ДЕТЯМ НАИГРАТЬСЯ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.