Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЯрослав Гинцбург
1 МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ КАК «ТВОРЧЕСКОМУ СОБИРАНИЮ ДУШИ» Надо вырабатывать душу, поскольку опасен интеллект без совести. Ю.М. Лотман
2 МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЧУВСТВА КАК «ЖАНРОВОЕ ПРИСТАНИЩЕ» ДЛЯ ПОДРОСТКА Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. С.Л. Рубинштейн Метафорический портрет чувства – это способ реализации в «метафорическом» тексте личностного понимания (интерпретации) смысла отвлечённого слова путём опредмечивания понятия, заключённого в нём.
3 ОБУЧЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ: АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЧУВСТВ Этап I. Эмоциональный концепт как стимул, вызвавший письменный отклик у подростка. Этап II. Демонстрация моделей и работа с ними. Языковые модели. Текстовые модели. Этап III. «Облачение» собственной мысли в слово (развитие языкового и речевого творчества). Этап IV. Создание «портретов чувств» как процесс: мотивация на добровольную редактуру. Этап V. Предъявление текста как «собирания себя» и послания миру в ситуации «со-бытийной общности» (выстраивание модели «автор – читатель»).
4 ОБРАЗЦЫ ЯЗЫКОВЫХ МОДЕЛЕЙ МЕТАФОР ЧУВСТВ 1. Конструирование и использование в речи метафорических сочетаний разного строения: а) атрибутивных (терпкая печаль); б) предметных (созвучие чувств); в) глагольных (ковать счастье). 2. Конструирование и использование в речи метафор, обозначающих определённый физический симптом чувства: акустических, вкусовых, обонятельных, осязательных, зрительных. 3. Конструирование метафор по принципу поля (водоворот страстей, купаться в счастье, кипящая злоба, глубокое чувство, тоска испарилась). 4. Использование коннотаций, основанных на сравнении с животным при конструировании метафор отрицательных эмоций (зависть грызет, тоска навалилась).
5 МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ МЕТАФОРЫ ЧУВСТВА (ЭПИТЕТ) ОБИДА (ГЛАГОЛ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ) ОСТРАЯ ОБИДА ПРОНЗИЛА БУДТО НОЖ
6 МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ МЕТАФОРЫ ЧУВСТВА Острый нож обиды пронзил мое сердце.
7 СИНКВЕЙН КАК «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИБЕЖИЩЕ» (У.Редди) ДЛЯ «ФОРМОВКИ ЧУВСТВ» ШКОЛЬНИКА Обида Детская, соленая. Накапливается, мучает, жжет. Мир становится недобрым и злым. Несправедливость. Дарья Р., 8 кл. Обида Горькая, тяжелая. Колет, растет, разъедает. Жестоко ранит сердце. Боль. Андрей Г. 8 кл. Стыд. Жгучий, горячий. Обжигает, мучит, томит. Он не дает оскотиниться. Совесть. Игорь Н., 9 кл. Стыд. Бледный, тощий. Удалили, вырезали, похоронили. Вместо стыда – пустота в душе. Бесстыдство. Сергей Д., 9 кл.
8 МОДЕЛЬНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ АССОЦИАТИВНО- ИНТУИТИВНОЙ МОДЕЛИ-ЗАГАДКИ 1... возникает, когда задето чувство. 2. В ситуации... нам важен обычно не сам поступок, а то, что «за ним стоит» (то есть недостаток любви или уважения) – это жалость к себе, соединенная с претензией к другому. 4. Это чувство связано с ощущением несправедливости соседствует со слезами и слабостью. 6. «Избыть»... можно тремя способами: ? ? ? 7. Лучше всего … противопоставить великодушие.
9 МОДЕЛЬНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕФОРМИРОВАННОЙ МОДЕЛИ 1. Ревность – это разновидность чувства собственности. 2. Ревность эгоистична, подозрительна и … 3. Она … в сердце и грызёт его, словно … 4. У ревности … характер. 5. Она черна, как …, и остра, как … 6. Пытка ревностью … 7. В её сетях … 8. Самые знаменитые ревнивцы – ….
10 МОДЕЛЬНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ СРАВНИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ 1. (?) рождается и живет в душе, (?) ищут и получают. 2. (?) бывает беспричинно…, а (?) – никогда. 3. (?) портят, как портят вещь или механизм, тогда как (?) омрачают, отравляют и убивают. 4. Умирая, (?) может воскреснуть, а (?) можно только повторить. 5. (?) дарят, а (?) доставляют. 6. Нельзя испытать (?) за другого, а (?) можно. 7. (?) может быть соборн…, всенародно…, а (?) общ… не бывает. 8. (?) – это сиюминутное «я ощущаю, что мне хорошо», (?) же – непреходящее «я знаю (понимаю), что это хорошо».
11 МОДЕЛЬНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ 1. Не спрашивай: ты знаешь,/Что нежность – безотчётна, /И как ты называешь /Мой трепет – всё равно… (О. Мандельштам) 2. Настоящую нежность не спутаешь /Ни с чем, и она тиха.(А. Ахматова) 3. Притворной нежности не требуй от меня,/Я сердца моего не скрою хлад печальный… (Е.Баратынский) 4. Могу ль на красоту взирать без умиленья, /Без робкой нежности и тайного волненья? ( А. Пушкин) 5. Не знаешь, как выразить нежность!/ Что делать: жалеть, желать?\ Покоя полна мятежность,\Исполнена трепета гладь… (М. Кузмин) 6. Несказанное, синее, нежное… (С. Есенин)
12 НЕЖНОСТЬ Нежность – чувство безотчетное, неподконтрольное разуму. Выразить словами трепетность этого чувства невозможно. Как сказал поэт, «мысль изреченная есть ложь». Нежность относится к области несказанного, тайного, интуитивного. Притвориться нежным нельзя, можно только – заботливым. Вот почему нежность бывает только настоящей. Нежность – это луч, который светит другому, но никогда не обжигает его. Она ничего не требует, она всегда дает. Она, как облако, робко обволакивает того, кого ценит и боготворит, как бы моля весь мир о его защите и спасении. Нежность бескорыстна, поэтому она тиха и молчалива. Нежность – одна из самых трогательных и трепетных мелодий любви. (Сергей О.).
13 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА – новый вид творческой работы на ОГЭ Способы толкования значения слова. 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 2. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. 3. Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости. Вступление. Толкование значения слова.
14 МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК ПОРТРЕТ-ЗАГАДКА О КАКОМ ЧУВСТВЕ ИДЕТ РЕЧЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ? КАКОЕ ЧУВСТВО «ЗАШИФРОВАНО» ТВОИМ ТОВАРИЩЕМ? Нам гладит щёки (стыд) с изнанки утюгом (А. Вознесенский). Он стар, как мир, но власть его над людьми безгранична. Наверное, он появился на Земле тогда, когда на змия-искусителя пошёл первый человек, желая познать добро и зло. Его глаза бездонны, взгляд бессмысленен, а дыхание леденит кровь. Ты, спиной ощущая его липкие объятия, всякий раз хочешь оглянуться, заглянуть в его мутные глаза. Но из глубины веков плач Орфея по Эвридике останавливает тебя в твоём нетерпении… (Катя С.) Холодный (страх) по жилам пробегает и жизнь и теплоту в них леденит (Шекспир). Ещё (обиду) тянет с блюдца невыспавшееся дитя (О. Мандельштам).
15 МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР «Какого цвета русская зависть?» «Русская обида: задетое чувство или честь?» «Русская любовь: связь или отношение?» «Надежда и русский авось» «Русская тоска: ключ к национальному характеру?» «Что выше чувства справедливости?»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.