Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАндрей Емелькин
1 Трубникова Юлия 5Б класс
2 исследование символики образов Кощея Бессмертного и Бабы-Яги в русских народных сказках.
3 1. установить связь образа Кощея Бессмертного с мифологическими героями; 2. выяснить этимологию слова Кощей; 3. выявить символический смысл образа Кощея Бессмертного в русских народных сказках; 4. установить связь образа Бабы-Яги с мифологическими героями; 5. определить этимологию слова Яга; 6. выявить специфику образа Бабы-Яги в русских народных сказках
4 Объект исследования: тексты русских народных сказок в обработке А.Афанасьева, пересказе М.А. Булатова. Предмет исследования: особенности изображения фантастических персонажей в сказках. Метод исследования: структурно - семантический.
5 этимология имени Кощей отражает разные типы персонажей в русских народных сказках. Кощей Бессмертный олицетворяет собой не только мир насилия, но и отражает природные явления. Изменение символического смысла образа Бабы-Яги связано с изменением воззрений славян, принятием христианства на Руси.
6 Трипетович сын Матери Сырой Земли, владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам. Он же (в более широком смысле) - славянский владыка Пекла Чернобог (у греков ему соответствуют Триптолем и Аид).
7 1. от «касть» – сокращенное от капость, пакость – мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечистое, поганое, сор, дрянь ; 2. от «кость».
8 В образе Кощея в русских народных сказках выражается мир насилия, человеконенавист ничества
9 Кощей олицетворяет собой деспотическую власть.
10 Кощей может символизировать собой и явления природы. Образ Кощея связан с бесконечной сменой времен года. Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния – окостеневают.
11 И всегда находится герой, который противостоит злодею, разрушает злые кощеевы чары, герои оживают, а Кощей сам погибает.
12 Так в «Краткой энциклопедии славянской мифологии» читаем: «БАБАЯГА, Яга Ягйшна, Яга Виевна, Яга Змйевна сказочный персонаж; «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
13 А В. А. Иванов в словаре "Мифы языческой Руси" пишет: «БАБА ЯГА первоначально положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь»
14 Название сказки Кому дарит Что дарит «Марья царевна»Андрею Коня, старую лягушку «Финист – ясный сокол»Марьюшке Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце «Баба-Яга» вариант 1 (сборник А.Н.Афанасьева) Девочке-падчерице «среды» за хорошую работу «Василиса Прекрасная»Василисе огонь для мачехиных дочек «Царевна-лягушка» вариант 1 Ивану-царевичу Совет, как справиться с Кощеем «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Ивану-царевичу Возьми, дитятко, моего коня. «Три царства – медное, серебряное и золотое» Ивашкемогучую птицу орла, «Иван-Быкович»Ивану Быковичу Приют, одобрение
15 Яга может дарить герою разные предметы, помогающие в последствие выжить, но самым ценным подарком оказывается совет.
16 Чтобы Яга помогла герою, ему часто надо выполнить целый обряд. Для начала – повернуть к себе избушку на курьих ножках
17 Название сказки Кого похищает Дальнейшая судьба похищенного «Гуси-лебеди» (в обработке А.Н.Толстого) Иванушка Возвращается домой, благодаря сестре «Баба-Яга и Жихарь» (из сборника А.Афанасьева) Жихаря Жихарь не оробел, взял да ее и пихнул в печь, сам ступай домой, «Ивашка и ведьма» его самого схватила и унесла к себе Гуси-лебеди подхватили его и понесли домой, прилетели к хате и посадили Ивашку на чердак. «Терешечка» Терешечка обознался, подъехал; она его схватила, да в куль, и помчала. А Терешечка под окном отзывается: «А мне?» «Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?» Старик вышел, увидел Терешечку, обхватил его, привел к матери пошло обнимание! «Князь Данила- Говорила» Девушку- дочку обнял сестру и отдал ее за хорошего человека, «Белая уточка»Образ прекрасной княжны «А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю»
18 Дело в том, что у древних славян был такой обряд «выпекания ребенка». Применялся он в случае болезни ребенка, а также к недоношенным детям. Ребенка клали на лопату и трижды засовывали в теплую печь. Также был обряд взросления, когда ребенка символически похищали и уносили в лесную чащу. С уходом лесных божеств эти обряды стали вне закона, и, конечно же, их отголоски превратились в страшилки.
19 Яга-воительница в сказках это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.
20 Название сказкиС кем сражается Результат «Баба-Яга» (в обработке М.А.Булатова) Девочка-сирота Рассердилась баба-яга, легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пор пила, пока не лопнула. «Баба-Яга и Заморышек» (из сборника А.Афанасьева) Заморышек и братья «…баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали» «Марья Моревна»Гонится за Иваном «…баба-яга чебурах в реку; тут ей и лютая смерть приключилась!» «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» Хочет погубить Ивана и его братьев Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись без страха люди жить стали. «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич«…он прямо попал на небо к Солнцевой сестре, а ведьма на земле осталась».
21 Образ Кощея Бессмертного своими корнями уходит в славянскую мифология. Имя героя связано со значением слова «кость», «мерзость, гадость». В русских народных сказках Кощей символизирует, во-первых, мир насилия, человеконенавистничества, во-вторых, олицетворяет собой неограниченную, деспотическую власть, в-третьих символизирует бесконечную смену времен года, бесконечность жизни.
22 Разные народы по-разному толкуют значение слова Яга: у одних – это прародительница, берегиня, у других – «ведьма», «злой дух». Изменение в значении ученые связывают с принятием христианства славянами. В русских народных сказках Баба-Яга совершает скорей хорошие поступки, чем плохие: помогает герою, победить Кощея, указывает дорогу. Только в образе Змеи- матери она, безусловно, отрицательный персонаж. Баба-Яга символизирует собой силу, связывающую мир живых и мир мертвых
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.