Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.mebik.ru
1 Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса Приветствуем участников конференции!
2 Научно-практическая декабрьская конференция «Адаптация политики вуза к современным социально- экономическим условиям » МЭБИК, 2006
3 Стратегии развития негосударственных вузов Курского региона © Кликунов Н.Д.
4 Стратегия… Стратегия – это реакция на вызовы Стратегия описывает действия, цель которых изменить соотношение сил в свою пользу и сделать вас сильнее относительно конкурентов.
5 Вызовы, стоящие перед негосударственными вузами Недобросовестная конкуренция со стороны государственных вузов Последствия демографического спада начала 90-х годов Практика «снятия сливок» со стороны недобросовестных негосударственных вузов Общественное мнение: государственное - лучше
6 Недобросовестная конкуренция со стороны государственных вузов Административно-командная экономика (феодализм): цеховая система производства территориальный монополизм (отдача территории на откуп) государство – инструмент перераспределение власти, влияния и активов в руках группировок Принцип: запрещено все, что не разрешено
7 Недобросовестная конкуренция со стороны государственных вузов Рыночная экономика (капитализм): свободная конкуренция как отсутствие барьеров ко входу на рынок и выходу их него разрушение цехового принципа – формирование рынка труда государство как арбитр Принцип: Разрешено все, что не запрещено
8 Недобросовестная конкуренция со стороны государственных вузов Идея: система высшего образования РФ построена на основе феодальных принципов Следствие: адаптация системы высшего образования в существующем виде к современным рыночным условиям невозможна
9 Недобросовестная конкуренция со стороны государственных вузов Что делать нам? - Свой путь развития - Интеграция с государственными вузами - Импорт образовательных технологий и интеграция с зарубежными вузами
10 Недобросовестная конкуренция со стороны государственных вузов Протекционизм или свой путь развития как позиция государственных вузов (за исключением ВШЭ): учебные планы как способ поддержания занятости вузовских работников аккредитация самостийность курсов и начетничество
11 Недобросовестная конкуренция со стороны государственных вузов Стратегии ответа негосударственных вузов: а) Полный импорт (РЭШ и опыт КНР) б) Частичная интеграция (МЭБИК и др.): -чтение курсов на иностранных языках -корреспонденция содержания учебных курсов -акцент на специализацию -освоение и работа по стандартным западным курсам и методикам в) Слияние с государственными вузами
12 Последствия демографического спада 90-х годов Эсхатологический сценарий: Россия становится европейской страной по уровню рождаемости, с уровнем смертности как в развивающейся стране Сценарий Гарри Беккера: Россияне выбирают качество, взамен количества и, как следствие, спрос на высшее образование может не измениться или измениться несущественно. Это произойдет из-за того, что снижение общего числа детей будет компенсировано увеличением доли населения, получающего высшее образование
13 Последствия демографического спада 90-х годов Число рождений в Курской области (чел) 1980 год год – год – (снижение на 15,5 % по сравнению с благополучным 1985 годом или с теми студентами, которые сейчас на пятом курсе и пришедшим к нам в 2002 году) 1992 год – (снижение на 31,0 % по сравнению с 1985 годом, им сегодня 14 лет) 1995 год – (снижение на 38,5 % по сравнению с 1985 годом, им сегодня 11 лет) после 1995 года наблюдается стабилизация рождений в районе тыс. человек в год
14 Последствия демографического спада 90-х годов Распределение населения по возрастным группам в Курской области в гг (тыс.чел) Годы лет63,659,656,154,251,950, лет 93,495,597,898,996,794, года 84,783,182,783,386,187,5
15 Последствия демографического спада 90-х годов Суть проблемы: Нас ожидает снижение спроса в секторе массового высшего образования, но спрос в сегменте элитарного образования, возможно, будет расти Что делать? Становиться элитарными
16 Последствия демографического спада 90-х годов Три варианта реакции на «вызов природы»: 1. Снижение цен 2. Снижение объемов производства 3. Снижение цен, сопровождаемое снижением объемов производства
17 Последствия демографического спада 90-х годов Возможная реакция МЭБИК: снижение количества студентов, сопровождаемое ростом качества подготовки переход в разряд элитных вузов
18 Последствия демографического спада начала 90-х годов 10-ые годы высшее образование как отрасль, переживающая упадок 90-ые годы: высшее образование как отрасль переживающая подъем Особенности функционирования отраслей, переживающих упадок: -выживают мобильные -выживают маленькие -выживают агрессивные
19 Последствия демографического спада начала 90-х годов Стратегия государственных вузов: Усиление недобросовестности в конкуренции, попытка удушения сектора частного образования Стратегия негосударственных вузов: Качество, качество и качество подготовки
20 Практики «снятия сливок» со стороны недобросовестных негосударственных вузов Репутация – ключевой ресурс в рыночной экономике Вложение в репутацию – потеря выгод в краткосрочном периоде времени Репутация как сигнал
21 Практики «снятия сливок» со стороны недобросовестных негосударственных вузов Внешние эффекты политики «снятия сливок» 1.Негативное мнение общества о всей системе высшего образования 2.Снижение конкурентоспособности системы 3.Отсутствие стимулов к инвестированию в систему в/о как со стороны инвесторов, государства, так и в плане выбора научной или вузовской карьеры со стороны выпускников
22 Практики «снятия сливок» со стороны недобросовестных негосударственных вузов Способы стратегических действий: Работа над созданием брэнда Создание всяческих лиг и ассоциаций Работа над признанием диплома вуза иностранными вузами Сдержанность в восхвалении самих себя
23 Практики «снятия сливок» со стороны недобросовестных негосударственных вузов Отсутствие реакции вузовского сообщества и государства на стратегию «снятия сливок» приведет: -к снижению конкурентоспособности высшего образования РФ -негосударственный сектор высшего образования может прекратить свое существование
24 Общественное мнение Общественное мнение – сумма частных экспертных заключений о сравнительных преимуществах и недостатках определенных способов достижения целей Общественное мнение влияет на принятие решений отдельного индивида Формирование и/или навязывание экспертного заключения
25 Общественное мнение Вопросы: -Как формируется общественное мнение? -Как навязывается общественное мнение? -Под влиянием каких факторов меняется общественное мнение?
26 Общественное мнение Проблема: Общественное мнение склоняется к тому, что в системе высшего образования «государственное лучше», хотя идея о том, что «государственное лучше» является вариантом лозунга «Советское значит отличное»
27 Общественное мнение Почему так сложилось: -Большинство негосударственных вузов создавались как обособленные подразделения вузов государственных -Практика «продажи дипломов» со стороны недобросовестных негосударственных вузов - Невнятность разъяснительной политики и нечеткое позиционирование, осуществляемое негосударственными вузами
28 Общественное мнение Что делать? -Четкое позиционирование на рынке образовательных услуг -Усиление специализированный направленности деятельности -Ориентация на долгосрочную перспективу
29 Информация для последующих контактов: Кликунов Николай Дмитриевич – к.э.н., проректор МЭБИК по научной работе Тел./факс: Спасибо за внимание!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.