Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександр Перелешин
1 СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
2 «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу Цель традиционного образования: овладение системой знаний, составляющих основу наук. 4 столпа современного образования: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)
3 4 столпа современного образования Учиться знать: обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы. Учиться делать: практическое применение изученного. Учиться жить вместе: умение отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество. Учиться быть: умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.
4 Задачи современного образования научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)
5 Понятие системно-деятельностного подхода Системный подход Деятельностный подход Б.Г.Ананьев Б.Ф.Ломов Л.С. Выготский Л.В. Занков А.Р. Лурия Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов Системно-деятельностный подход
6 Виды деятельности Педагогика Психология игровая учебная трудовая сенсорная мнемическая мыслительная двигательная и др. Потребность мотив задача средства действия операции. Системно-деятельностный подход
7 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава российского общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
8 Системно-деятельностный подход ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения;
9 Системно-деятельностный подход обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
10 Система дидактических принципов СДП 1) Принцип деятельности: ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. 2) Принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик. 3) Принцип целостности: формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
11 Система дидактических принципов СДП 5) Принцип психологической комфортности: снятие всех стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности: формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества: максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
12 Осуществление деятельностного подхода на уроках Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение учащихся в игровую, оценочно- дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
13 Деятельность учащихся работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации; критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; анализируют современные общественные явления и события;
14 Деятельность учащихся осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла) - аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
15 Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Самоопределение к учебной деятельности, актуализация знаний Проблемная ситуация Постановка учебной задачи открытие нового знания Поиск, анализ, структурирование информации Включение нового знания в систему и повторение Индивидуальная работа, ликвидация пробелов на основе самоконтроля и взаимоконтроля Обобщение полученных знаний, рефлексия Синквейн, кластер и др.
16 Современные образовательные технологии ИКТ; игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры); технология критического мышления; технология «Дебаты»; технология исследовательской и проектной деятельности УУД
17 Формирование ключевых компетенций учащихся - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.
18 Структура урока в системно-деятельностном подходе 1. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». включение детей в деятельность; выделение содержательной области. Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); самопроверка домашнего задания по образцу.
19 Структура урока в системно-деятельностном подходе II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 2. Возникновение проблемной ситуации. актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
20 Структура урока в системно-деятельностном подходе III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
21 Структура урока в системно-деятельностном подходе IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.
22 Структура урока в системно-деятельностном подходе V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Способы: фронтальная работа, работа в парах. Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
23 Структура урока в системно-деятельностном подходе VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка.
24 Структура урока в системно-деятельностном подходе VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
25 Структура урока в системно-деятельностном подходе VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты; Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?
26 Педагогические технологии Совокупность приемов, методов, применяемых в процессе обучения Формирующие: (формирование ЗУНов) объяснительно иллюстративные; программированного обучения; алгоритмического обучения; поэтапного формирования понятия (информация, обсуждение, контроль); модульного обучения (4 модуля в теме: излагаем тему, обсуждаем, индивидуализируем, контроль).
27 Педагогические технологии Развивающие (развивают способности, индивидуальные возможности): проблемно-модульные (постановка проблемы. Решение ее разбивается на несколько модулей: изложение, поиск, исследование, трансляция); к оммуникативно-диалоговые (создание проблемы, дискуссия); игровые; «мозговая атака»; развитие критического мышления (через чтение и письмо).
28 Педагогические технологии Личностно-ориентированные (помогают учащимся стать личностью) ситуативное обучение; Дифференцированное обучение проектное обучение; разноуровневого обучения; обучение в сотрудничестве; образно-эмоциональное; здоровьесберегающие технологии; деятельностные технологии.
29 29 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.