Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФёдор Паскевич
1 Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы Горбачева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Новоалександровская СОШ»
2 Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных проблем; - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; - самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
3 1. Отсутствие культуры критичного чтения 2. Неумение выделять причинно – следственные связи, делать анализ того или иного эпизода произведения 3. Неумение подвергать критической оценке учебный материал 4. Отсутствие аргументов и вывода в своих выступлениях 5. Неумение формулировать собственное мнение по какой – либо проблеме 6. Отсутствие ответа на поставленный вопрос 7. Снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников 8. Отсутствие терпимости к иной точке зрения в общении 9. У Пассивность учащихся на уроках русского языка и литературы 10. Отсутствие атмосферы, способствующей развитию критического мышления, коммуникативной компетенции на уроке
4 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии. Международный журнал «Перемена» о развитии критического мышления
5 Образовательные результаты РКМЧП: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.
6 Фаза рефлексии (reflection). Фаза реализации смысла (realization of meaning). Фаза вызова (evocation). Фазы урока
7 Цели : Активизация каждого обучающегося Актуализация изученного ( повторение) Мотивация Создание условий, позволяющих ученику самостоятельно сформулировать цели урока
8 Деятельность учителя вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу активизацию их деятельности мотивацию к дальнейшей работе Деятельность ученика «Вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу ( делает предположения) Систематизирует информацию до изучения нового материала Задает вопросы, на которые хочет получить ответы
9 Прием прогнозирования, прием составления списка известной информации, «древо предсказаний», подбор определений, проблемный вопрос, прием «Корзина идей», «мозговой штурм». кластер и т.п.
10 активизации ученика; актуализации предшествующих знаний; мотивации на получение новой информации.
11 1. Прогнозирование темы урока; 2. Прогнозирование темы произведения по отличительным признакам или ключевым деталям; 3. Прогнозирование времени написания произведения; 4. Прогнозирование этапа в биографии писателя, поэта; 5. Прогнозирование по фотографии.
13 В процессе реализации стадии вызова важно: давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно. Без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; работа в группах на стадии вызова, заинтересованность в познавательной деятельности, её результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.
14 Цели этой стадии в технологии поддержание активности учеников отслеживание ими собственного восприятия.
15 Деятельность учителя Направлена на сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от «старого» знания к «новому» Деятельность ученика Читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения Делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
16 Приемы и методы Метод активного чтения: Маркировка с использованием знаков «v», «+», «-». Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Чтение с остановками Таблица ЗХУ
17 Функции Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
18 Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы. По названию предположите, о чем будет рассказ? Какие события могут произойти в описанной обстановке? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Что будет с героем после событий рассказа?
19 Прием «Знаю – хочу узнать - узнал». Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Ставлю цели Что я знал, а что узнал?
20 Прием «Чтение с пометками INSERT». V+-? Я это знал Новое для меня Я думал иначе Интересно Непонятно Нужно разобраться
21 Прием «Двойной дневник». Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст
22 Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы...? Верно ли...? ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ
23 Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей. Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза. Прием «Ромашка вопросов»
24 Цели: Классификация и систематизация материала Выражение отношения ( формирование позиции) к информации (мысли + чувства) Обмен мнениями Самооценка
25 Функции Коммуникационная ( обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
26 Деятельность учителя Вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям Внести изменения, дополнения Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Деятельность ученика Соотносит « новую» информацию со « старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания
27 Методы и приемы Заполнение кластеров и таблиц Установление причинно- следственных связей между блоками информации Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ответы на поставленные вопросы Организация устных и письменных круглых столов Организация различных видов дискуссий Написание творческих работ Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
28 Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки, письма» Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде. Например, после рассмотрения образа помещиков, учащимся предлагается составить телеграмму- приглашение от лица одного из помещиков в адрес Чичикова: «Бесплодный мечтатель и фантазер приглашает Вас на «сладенькую болтовню» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка». (Подъячева А, 9 класс)
29 Письмо Софье из ХХI века Софья. Пишет тебе девушка из ХХI века. Я твоя ровесница. Так же как и ты, люблю читать сентиментальные романы, люблю современную моду, музыку. В отличие от тебя не знаю французского, не играю на музыкальных инструментах. Так же как и ты, имею строгого папу, который не понимает сегодняшнюю жизнь, ругает современную молодежь. Главное мое отличие от тебя в том, что мы по-разному относимся к любви. Современные девушки любят ушами. Не понимаю: как можно принять молчание и вздохи за любовь, за какие-то чувства? Если человек молчит, значит, у него нет чувств. Любовь можно выразить взглядом, улыбкой, словами, музыкой. Как же ты не смогла разглядеть Молчалина? Я бы на твоем месте обязательно постаралась его разговорить. Я считаю, что ты безвинно наказана презрением Чацкого. Верю, что впредь у тебя все будет хорошо. Ты встретишь героя своего романа, как, впрочем, и я.
30 Манилов Ленивый, бесхозяйственный. Мечтает, сидит дома, ничего не делает. Почему он такой? Потому что «мертвая душа». Ноздрев Хвастливый, драчливый. Играет в карты, пьет и врет. Страсть к чему угодно. Почему он такой? «Мертвая душа»!
31 По данным опроса учеников: 97% из них полагают, что новые методы преподавания делают уроки более интересными, а работа в группах с одноклассниками делает процесс обучения особенно эффективным (25%). Новая методика позволяет лучше запоминать материал (12%), активно участвовать в совместной работе (11%), свободно выражать свое мнение (5%). Из всех опрошенных учеников 86% считают, что проведение уроков по технологии «Критического мышления» принесло положительные результаты, в то время как 13% отметили некоторые негативные последствия.
32 Положительные аспекты Отрицательные аспекты -класс лучше работает сообща; -стало легче учиться; -все активно участвуют в работе; -усиление мотивации и увеличение объёма знаний; -глубже понимается содержание; -знания приобретаются в классе; -самостоятельная работа в классе -труднее поддерживать дисциплину; -возможно «выпадение» ученика из учебного процесса при групповой работе; -ограничено время, отданное на подробное рассмотрение более сложных тем; -затруднена оценка индивидуальной работы
33 классгодкачество знаний % %
34 Динамика обучаемости 8 – 9 классов (по методике Третьякова П.И.) год уровень 2009 I – 21 % (низкий уровень) II – 45 % (средний уровень) III – 34 % (высокий уровень) 2010 I – 11 % (низкий уровень) II – 32% (средний уровень) III – 58% (высокий уровень)
35 Уровень воспитанности год уровень 8 А (2009 год) I – 42 % (низкий уровень) II – 28 %(средний уровень) III – 30 % (высокий уровень) 9 А (2010 год) I – 36 % (низкий уровень) II – 32 % (средний уровень) III – 32 % (высокий уровень)
36 Динамика уровня интеллектуального развития (Методика Р. Амтхауэра « Тест интеллектуальных способностей » ) год уровень 8 А (2009 год)низкий уровень-38% средний уровень- 30% высокий уровень- 32% 9 А (2010 год)низкий уровень- 26% средний уровень- 28% высокий уровень- 46%
38 Автор данного шаблона: ФИО: Зарецкая Татьяна Ивановна Должность: временно неработающий учитель английского языка Название сайта:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.