Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЯков Яворский
1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Гроцер Вера Ильинична Учительначальных классов МОУ СОШ Комплекс Гармония Великий Новгород
2 Проблема n n Как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. n n Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Ведь потребление информации само по себе еще не гарантирует повышения уровня образованности. n n 100% наших сегодняшних знаний составляют лишь 60% знаний, которые будут актуальны через 3-4 года.
3 Данные психологических исследований: n n более 50% выпускников начальной школы недостаточно глубоко понимают содержание текста, а значит не вычерпывают всю его информацию; n n 43% не умеют выделять главное, существенное; n n 54% испытывают затруднения в умении делать выводы (Институт Открытое общество 2005 г.) (Институт Открытое общество 2005 г.)
4 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» n n разработана американскими педагогами К.Мередит, Д. Огл, Д.Стил, Ч.Темпл n n представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией
5 ТРКМЧП Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
6 Критический мыслитель: Критический мыслитель: n n обладает собственным мнением n n совершает обдуманный выбор между различными мнениями n n решает проблемы n n аргументировано спорит n n ценит совместную работу, в которой возникает общее решение n n умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
7 Основа ТРКМЧП – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия
8 Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) n n Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом n n Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу n n Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
9 Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним) n n Помочь активно воспринимать изучаемый материал n n Помочь соотнести старые знания с новыми
10 Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов) n n Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал n n Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
11 Роль учителя в ТРКМЧП: n n создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений n n дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы n n подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих n n сталкивает различные суждения
12 Задачи для ученика: n n формировать собственное мнение n n совершать обдуманный выбор между различными мнениями n n решать проблемы n n аргументировано спорить n n ценить совместную работу, в которой возникает общее решение n n уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
13 Типология уроков в ТРКМЧП n Работа с информационным текстом n Работа с художественным текстом n Урок – взаимообучение n Урок – дискуссия n Урок – письмо n Урок – исследование и т.д.
14 Конструируем урок в ТРКМЧП Тип урока Работа с информационным текстом Работа с художественным текстом Вызов Список известной информации Верные и неверные утверждения Перепутанные логические цепочки Рассказ – предположение по ключевым словам Осмысление Инсерт ПМИЧтение с остановками Рефлексия Возврат к неверным утверждениям Кластер Возврат к ключевым словам Кластер Синквейн
15 Основные приемы ТРКМЧП Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ?? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает 6 е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?
16 n Сама ТЕМА - это «ствол дерева» n «Листочки» - это ПРОГНОЗ n «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов Прием «Дерево предсказаний»
17 Прием «Перепутанные логические цепочки» n Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные n Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки n Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
18 Прием «Шесть шляп мышления» n Белая шляпа: позиция «нейтральная», излагается тема, основные идеи, констатируются факты, события n Желтая шляпа: «позиция «за», что положительного вынесли для себя из текста n Черная шляпа: позиция «против», говорят об ошибках, противоречиях n Красная шляпа: позиция «отношений», эмоций, высказывают свое отношение, объясняют его n Зеленая шляпа: позиция «творческая», говорят о том, как можно развить идею, использовать, изменить, улучшить n Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано
19 П р и е м «Синквейн» n n Используется как на первом этапе урока(фаза вызова ),так и на третьем (стадия рефлексии) n n На первом этапе предлагается синквейн без первой (или какой-либо другой)строчки, дети должны дописать ее после обсуждения или в конце урока
20 П р и е м «Синквейн» Синквейн позволяет решить сразу несколько задач: во-первых, изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой во-вторых, позволяет проверить, как учащиеся запомнили важнейшие понятия темы
21 П р и е м «Синквейн» n n Урок чтения : интересная чудесная увлекает думать заставляет Здесь добро побеждает зло. Прелесть
22 П р и е м «Синквейн» n n Синквейны, написанные после изучения темы (история) : Александр Невский Мужественный новгородский Правит воюет побеждает Кто к нам с мечом придет,тот от меча и погибнет! Великий полководец
23 П р и е м «Синквейн» Б и о с ф е р а Живая разнообразная Существует развивается изменяется Сфера обитания живых организмов. О б о л о ч к а Б о л о т о Большое топкое Зарастает высыхает уплотняет Болото похоже на ковер. Т р я с и н а
24 П р и е м «Заметки на полях» «Инсерт» n n используется при чтении любых научно-популярных текстов. Дети индивидуально читают текст, делая пометки на полях: (-) знал ранее, (+) узнал новое, (?) есть вопрос
25 Вот так выглядел текст «Ледяные пустыни» у одного из учеников: n n Вокруг полюсов Земли и суша, и море круглый год покрыты льдом(+), толщина которого может быть больше трехэтажного дома(-). Это зона ледяных пустынь(+). Но там, где проходят теплые морские течения(+), вода свободна ото льда и богата планктоном(-). Он состоит из мелких растений и животных, парящих в толще воды(?). n n Где планктон – там и рыба. Рядом по скалистым берегам селятся морские птицы, образуя птичьи базары(+).
26 П р и е м « Кластер » n n ведущий прием графического отображения информации n n используется, как правило, на первом (стадия вызова) и на втором (стадия осмысления) этапах урока n n на стадии рефлексии может дополняться или изменяться
27 Определите тему урока Море Африка Море Африка поле озеро Арктика Европа ? ? ? ? лес болото Азия Америка Австралия Австралия
28 Начало Дополнение Начало Дополнение Почва Экосистема Твердая смесь слой земли Есть корни и разрушители Возникает в результате разрушения горных пород Богата перегноем Чернозем
29 Технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает: n n формировать навыки работы с информацией n n развивать навыки и способы критического осмысления текста n n формировать у учащихся собственное мнение о ключевых понятиях текста n n совершенствовать умения выбирать средства и способы собственной деятельности n n развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.