Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЯков Артемьев
1 Распятие в немецкой живописи XV- XVI веков Распятие было распространенной формой казни в Древнем Риме, которой подвергались рабы и самые злостные преступники. Смерть Иисуса Христа на кресте – центральный образ христианского искусства. Распятие изображалось в разные эпохи по-разному. Это зависело от господствовавших в различные эпохи догматов христианского вероучения. В течение первых веков христианства в западно-европейской живописи, которая отталкивалась от византийской традиции, избегали изображения самого Христа; изображался лишь крест. Объясняется это гонениями, которым подвергались тогда христиане. Для искусства Средневековья характерно изображение Иисуса на кресте живым - его глаза открыты, нет никаких следов страданий, как будто он утверждает победу над смертью. В эпоху Возрождения Христа на кресте изображали уже мертвым. Картины художников Возрождения вмещали в себя чуть ли не все элементы, иллюстрирующие Евангельское повествование о крестных муках Христа.
2 Westffälischer Meister Die Kreuzigung Christi (Predella der Wiesenkirche in Sönst) Картина находится в Картинной галерее в Берлине; датируется концом 15 в. Мы видим еще традиционную трактовку распятия, характерную для готического периода: -золотой фон (художник следует византийской традиции иконографической живописи); -изображение ангелов; -отсутствие объема у изображенных фигур; -тело Христа также лишено объема, нет следов перенесенных страданий, однако перед нами уже тело мертвого человека, а не символ победы над смертью (что характерно для средневековой живописи).
3 Hans Pleydenwurff Kreuzigung Christi 1470 В изображении распятия появляются элементы реалистической живописи. Тело Христа более натуралистично, по нему течет кровь. Среди множества фигур, находящихся вокруг креста, находятся Три Марии и Иоанн- любимый ученик Христа, фигуры, которые прочно вошли в живописную традицию эпохи Возрождения. Мария, мать Христа, изображена падающей в обморок- сцена, не нашедшая отражения в Евангелии, но ставшая одним из излюбленных сюжетов художников Ренессанса. Золотой фон сменяется пейзажем. Здесь на заднем плане изображен оживленный город.
4 Albrecht Altdorfer Kreuzigung Christi После 1520 г. Перед нами – традиционное «распятие с предстоящими» (многофигурная композиция). Золотой фон и изображение ангелов – дань средневековой традиции изображения распятия. На переднем плане по правую руку Христа находятся Дева Мария и Святые жены. Мария уже изображена опускающейся на землю без чувств. У подножия креста с кувшином в руке сидит Мария Магдалина. По левую руку Христа – Иоанн. В Евангелии Иоанн олицетворяет синагогу, поэтому уже в живописи XV в. художники помещают его слева от Христа – туда, где изображаются грешники.
5 Антон Вензам Распятие Около 1540 г. Перед нами еще одно «распятие с предстоящими». Художник следует всем тенденциям эпохи Возрождения в изображении этого сюжета. 1. Изображенная местность наиболее соответствует описаниям местности, где распяли Христа (Голгофа). 2. У подножия креста уже появляется символ, плотно вошедший затем в живописную традицию – черепа, которые олицетворяют связь между грехопадением Адама и распятием Христа (Христос искупляет грехи человеческие). 3. Изображение двух разбойников: по правую руку Христа- раскаявшийся разбойник, смотрит в сторону Спасителя; по левую руку Христа – отвернувшийся от него грешник. 4. Воин с копьем пронзает тело Иисуса. 5. Группа воинов в левом нижнем углу картины, которые бросают жребий, чтобы разделить одежды Христа. 6. Как и в предыдущих картинах, здесь присутствуют фигуры Святых жен, Девы Марии, Иоанна и Марии Магдалины. Однако, изображение Девы Марии более соответствует средневековой традиции: она стоит подле Иоанна, ничем не выдавая свое скорбное настроение.
6 Albrecht Altdorfer Kreuzigung Christi Следование канонам в эпоху Возрождения отходит на второй план. Художник начинает проявлять фантазию и по-своему интерпретировать знаменитый сюжет. Изображенный пейзаж напоминает северную европейскую природу с ее зелеными лугами, озерами, холмами. Персонажи одеты в традиционные костюмы 16 в. Т.е. художник переносит сцену распятия в современный ему мир, в чем, безусловно, чувствуется влияние голландской школы живописи. По обе стороны Христа, следуя канонам, изображены 2 разбойника, притом изображены они абсолютно одинаково, не различая, кто из них раскаявшийся разбойник, а кто – нет. Однако крест и сама фигура Христа заметно больше, чем фигуры разбойников. Такой прием использовался еще в средневековой живописи для придания важности центральной фигуре.
7 Matthias Grünewald Klein- Kruzifix Грюневальд является одним из самых видных художников эпохи Возрождения. Его интерпретация сюжета распятия не имеет равных. Он смешал ужасный, наводящий ужас реализм и колористическую экспрессивность. Изможденное, истощенное, подвергавшееся суровым испытаниям тело Христа тяжело провисает на кресте. Дева Мария, Мария Магдалина (на коленях) и Иоанн довольно-таки сдержанны в своих эмоциях. Созданная Грюневальдом темная колористическая гамма вполне соответствует описаниям Библии, ведь в момент распятия произошло затмение.
8 Matthias Grünewald Tauberbischofsheimer Altar. Vorderseite:Die Kreuzigung Christi Перед нами снова характерная для Грюневальда интерпретация темы распятия. Фигура Христа написана очень реалистично: это тело человека, который испытал много физических страданий. Тем не менее, в отличие от предыдущего изображения, художник пишет тело Иисуса мускулистым, атлетически хорошо сложенным. По правую руку Христа- Мария, по левую- Иоанн, что соответствует традиции. Нельзя не заметить, что фигура Христа крупнее фигур остальных персонажей. Таким образом художник обращает внимание зрителя именно на него. Как и в предыдущем изображении, фон остается темным, что создает атмосферу напряжения и отчаяния.
9 Лукас Кранах Старший Распятие с центурионом Лукас Кранах использует этот сюжет, чтобы изобразить идею искупления грехов посредством веры. Над крестом – последние слова умирающего Сына Божьего: «Vater in dein het befil ich mein gast»/ «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». В этот момент находящийся рядом римский воин верхом на боевом коне признает божественность Христа: «Warlich diser mensch ist gotes svn gewest»/ «Воистину он был Сын Божий». Эта сцена апеллирует к протестантской доктрине о спасении души лишь с помощью веры. По обе стороны Христа – два разбойника. Раскаявшийся (по правую руку Христа) смотрит в сторону Иисуса, другой же отворачивается от него. Пейзаж не содержит много деталей. Художник следует описанию в Библии наступления трехчасовой тьмы после распятия.
10 Лукас Кранах Старший Распятие с предстоящими Художник полностью пренебрегает традиционной композицией. Крест с телом Иисуса смещен в правую часть картины, и изображен он не анфас, а в профиль. Фигуры разбойников занимают левую часть произведения, причем один изображен анфас, другой в профиль. Тела Иисуса и двух разбойников написаны очень реалистично: они истекают кровью, это тела людей, которые подверглись тяжелым физическим испытаниям. Центральное место в композиции занимают фигуры Марии и Иоанна.
11 Альбрехт Дюрер Христос на кресте Творчество Дюрера- одна из вершин искусства Возрождения в Европе. Пору расцвета немецкого Возрождения называют нередко эпохой Дюрера. Его творчество не только положило начало этой эпохе, но и определило основное направление развития искусства по пути воплощения идеалов гуманизма и утверждения жизненной достоверности в изображении человека и окружающего его мира. Перед нами одно из его «распятий». Композиция очень необычна. Фигура Христа смещена в правую часть. У подножия креста на коленях стоит Мария Магдалина. Позади нее Иоанн и Дева Мария – традиционные фигуры многофигурных распятий. На заднем плане можно увидеть потрясающий пейзаж: деревья, луга, а вдалеке – город. Несмотря на реалистичность картины, у персонажей появляются нимбы, что не изображалось со времен проторенессанса. Интересно, что фигура Христа меньше, чем фигуры остальных персонажей картины.
12 Альбрехт Дюрер Распятие Данная гравюра имеет традиционную композицию: крест с телом Иисуса посередине, по правую руку Христа- Дева Мария, по левую- Иоанн. Однако тут есть и свои интересные особенности. Тело Христа напоминает античные скульптуры: у него прекрасно сложенное мускулистое тело, на котором нет ни одной царапины. Это тело бога, а не мученика. Мария и Иоанн – очень сдержанны. Часто Мария изображалась на распятиях падающей в обморок, тут же мы видим не теряющую самообладания женщину, стойко переносящую этот удар судьбы. Надо заметить, что это совпадает с описаниями в Евангелии. У подножия креста – череп, напоминающий о грехопадении Адама. У ног Иоанна – белый лист бумаги с подписью Альбрехта Дюрера.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.