Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГеоргий Глазьев
1 Тема опыта: «Формирование языковой компетенций старшеклассников по средствам использования технологии обучения грамотности Татьяны Яковлевны Фроловой» Из опыта работы учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ18 города Белгорода Бунина Т.А. Из опыта работы учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ18 города Белгорода Бунина Т.А.
2 Цель опыта повышение практической направленность обучения русского языка старшеклассников при сдаче ГИА и ЕГЭ.
3 Теоретическая база опыта. В современных научно- методических исследованиях эта проблема решается в разных аспектах учеными различных направлений. В её разработке участвовали психологи (С.Л. Рубинштей, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин); дидакты (М.И. Махмутов, Ю.К.Бабанский); методисты (В.М.Шаталова, Ю.С.Меженко, С.Н.Лысенкова, Т.Я.Фролова). В современных научно- методических исследованиях эта проблема решается в разных аспектах учеными различных направлений. В её разработке участвовали психологи (С.Л. Рубинштей, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин); дидакты (М.И. Махмутов, Ю.К.Бабанский); методисты (В.М.Шаталова, Ю.С.Меженко, С.Н.Лысенкова, Т.Я.Фролова). В своей педагогической практике я на протяжении 18 лет использую идею опережающего обучения С.Н. Лысенковой и идею блочной подачи материала Ю.С.Меженко, а последние три года и методику интенсивного обучения правописанию Т.Я.Фроловой. Опережающее обучение позволяет осуществить перспективное обучение, включение в работу трудных вопросов курса, обеспечить резерв времени, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Технология интенсивного обучения орфографии и пунктуации направлена на формирование практических навыков путем преодоления интерференции, на ограничение объёма изучаемого материала, разгрузки памяти, освобождения времени на повторение. В своей педагогической практике я на протяжении 18 лет использую идею опережающего обучения С.Н. Лысенковой и идею блочной подачи материала Ю.С.Меженко, а последние три года и методику интенсивного обучения правописанию Т.Я.Фроловой. Опережающее обучение позволяет осуществить перспективное обучение, включение в работу трудных вопросов курса, обеспечить резерв времени, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Технология интенсивного обучения орфографии и пунктуации направлена на формирование практических навыков путем преодоления интерференции, на ограничение объёма изучаемого материала, разгрузки памяти, освобождения времени на повторение.
4 Достижение обозначенной цели предполагает решение таких задач: 1) представить орфографию и пунктуацию в системе, связанной с морфологией, усилить обобщающее значение теории; 1) представить орфографию и пунктуацию в системе, связанной с морфологией, усилить обобщающее значение теории; 2) организовать систематическое повторение в старших классах в виде стройной научной системы; 2) организовать систематическое повторение в старших классах в виде стройной научной системы; 3) создание условий для формирования практических навыков грамотного письма путём преодоления интерференции и одновременно в ограничении объёма изучаемого материала; 3) создание условий для формирования практических навыков грамотного письма путём преодоления интерференции и одновременно в ограничении объёма изучаемого материала; 4) облегчение сложных разделов, освобождение от длинной цепочки рассуждений путем использования алгоритмов; 4) облегчение сложных разделов, освобождение от длинной цепочки рассуждений путем использования алгоритмов; 5) углубление лингвистических познаний учащихся; 5) углубление лингвистических познаний учащихся; 6) обеспечить активизацию познавательной деятельности учащихся, их индивидуальных интеллектуальных способностей. 6) обеспечить активизацию познавательной деятельности учащихся, их индивидуальных интеллектуальных способностей.
5 Примеры использования методики Т.Я.Фроловой Методика Т.Я.Фроловой позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по общему основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одни информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизация навыков системой актуального повторения. Объединение ряда орфограмм или пунктограмм в одно правило позволяет снять проблему взаимосмешивания- интерференции правил. Например, изучение орфограмм, имеющих общий опознавательный знак- шипящий на конце слова, позволяет объединить восемь частных правил в одно, единым ориентиром для всех составляющих является определение части речи, а для существительного рода и числа. Методика Т.Я.Фроловой позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по общему основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одни информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизация навыков системой актуального повторения. Объединение ряда орфограмм или пунктограмм в одно правило позволяет снять проблему взаимосмешивания- интерференции правил. Например, изучение орфограмм, имеющих общий опознавательный знак- шипящий на конце слова, позволяет объединить восемь частных правил в одно, единым ориентиром для всех составляющих является определение части речи, а для существительного рода и числа.
6 Написание слов с шипящими на конце
7 Правописания Ь после шипящих Ь + Ь + 1) сущ.,она одна (рожь, дочь), 1) сущ.,она одна (рожь, дочь), 2) глагол( н.ф.-жечь, 2) глагол( н.ф.-жечь, 2 лицо- летишь), 2 лицо- летишь), 3) наречие (вскачь, наотмашь) искл.: уж замуж невтерпеж. 3) наречие (вскачь, наотмашь) искл.: уж замуж невтерпеж. Ь – Ь – 1)сущ.,м.,р.,мой ( кирпич, сыч), 1)сущ.,м.,р.,мой ( кирпич, сыч), 2) сущ., много (дач, задач, училищ), 2) сущ., много (дач, задач, училищ), 3) сущ., много (дач, задач, училищ), 3) сущ., много (дач, задач, училищ), 4) краткие прилагательные. 4) краткие прилагательные. (скрипуч, могуч). (скрипуч, могуч).
8 Систематически используются на уроках таблицы, схемы, рифмовки, без которых немыслима методика интенсивного обучения правописанию.
9 Эффективность приобретенных навыков на основе применения данных технологий проверяется при выполнении письменных работ. Естественно, что в этих работах есть ошибки. На мой взгляд, повышению грамотности способствует правильное проведение работы над ошибками после написания диктантов различной сложности: Эффективность приобретенных навыков на основе применения данных технологий проверяется при выполнении письменных работ. Естественно, что в этих работах есть ошибки. На мой взгляд, повышению грамотности способствует правильное проведение работы над ошибками после написания диктантов различной сложности: 1)Учитель говорит о степени сложности диктанта, называет орфограммы, наиболее часто встретившиеся в диктанте. 2) Сообщает итоги диктанта, оценки. 3) Раздача тетрадей. 4) Оформление работы над ошибками:
10 Алгоритм а) учащиеся в тексте подчеркивают слова с ошибками; б) определяют часть речи, к которой принадлежит данное слово; в)выделяют морфему, в которой допущена ошибка; г)определяют орфограмму, на которую допустили ошибку; в) оформляют запись в таблицу: Слово с допущенной ошибкой.Название орфограммы Примеры на данную орфограмму Лисица-лис Безударная гласная, проверяемая ударением. Лесной-лес, вода-воды Известный- весть Непроизносимая в корне слова. Звездный- звезда
11 Библиографический список: 1. Айзерман Л.С. Со всеми и с каждым. РЯШ Айзерман Л.С. Со всеми и с каждым. РЯШ Быстрова Е.А. Программа элективного курса « Русский язык и культура» для школ гуманитарного профиля. Мир русского слова Быстрова Е.А. Программа элективного курса « Русский язык и культура» для школ гуманитарного профиля. Мир русского слова Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. Пособие по развитию речи для учащихся 7-9 классов.- СПб., Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. Пособие по развитию речи для учащихся 7-9 классов.- СПб., Гузеев В.В. Модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения. Москва «Просвещение» Гузеев В.В. Модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения. Москва «Просвещение» Донченко Г.Х. Шаг…. Еще шаг.// журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР»., Донченко Г.Х. Шаг…. Еще шаг.// журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР»., Косоговский А.И. Зарифмуем …правила.// журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР».,1988.,6. 6. Косоговский А.И. Зарифмуем …правила.// журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР».,1988.,6. 7. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться.-М. «Педагогика».1998 г. 7. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться.-М. «Педагогика».1998 г. 8. Махмутов М.И. Вопросы проблемного обучения на всесоюзных «педагогических чтениях» г Махмутов М.И. Вопросы проблемного обучения на всесоюзных «педагогических чтениях» г ОпаринаН.А. Уроки-творческие мастерские. РЯШ ОпаринаН.А. Уроки-творческие мастерские. РЯШ Фролова Т.Я. Преодоление интерференции при обучении орфографии//журнал «Русский язык в школе», 1995 год, Фролова Т.Я. Преодоление интерференции при обучении орфографии//журнал «Русский язык в школе», 1995 год, Фролова Т.Я. Интенсивное освоение норм правописания.// журнал «Русский язык в школе», 2002 год, Фролова Т.Я. Интенсивное освоение норм правописания.// журнал «Русский язык в школе», 2002 год, Фролова Т.Я. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным действиям. // журнал «Русский язык в школе», 2003 год, Фролова Т.Я. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным действиям. // журнал «Русский язык в школе», 2003 год, Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. Симферополь 2005 год. 13. Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. Симферополь 2005 год. 14. Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. Книга для учителя. Симферополь 2006 год. 14. Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. Книга для учителя. Симферополь 2006 год. 15. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок! Симферополь 2006 год. 15. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок! Симферополь 2006 год. 16. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., Якобсон П.М.Психология художественного восприятия.-М Якобсон П.М.Психология художественного восприятия.-М.1971.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.