Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлизавета Анохина
1 Развитие интеллектуальных способностей младших школьников «Они все смотрят как-то особенно, оригинально, во всем видят именно то, что без них никто не видит, а после них все видят и все удивляются, что прежде этого не видели…» Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ 17 Стрельцова Ирина Николаевна
2 Мышление характеризуется как высшая ступень в развитии духовной, теоретической деятельности человека, в которой в результате непрерывного взаимодействия человека с объективным миром происходит отражение бытия в сознании на основе единства объективного и субъективного. Причем данное отражение осуществляется обобщенно и опосредованно, когда мы сравниваем и сочетаем общее и существенное без непосредственного обращения к опыту, - в ходе идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности возникают новые мысли об объектах окружающей действительности.
3 4 дополнительных требования к организации учебной информации : 1. Учет психологических особенностей процесса образования понятий; 2. Создание условий для становления базовых интеллектуальных качеств личности; 3. Формирование мета когнитивной осведомленности (представление человека о своих индивидуальных интеллектуальных возможностях); 4. Обеспечение психологически комфортного режима умственного труда. На своих уроках мы стараемся придерживаться вышеперечисленных требований.
4 Является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Психологическим основанием «мозгового штурма» является теория З. Фрейда, согласно которой мышление человека в обычных условиях определяется в основном сознанием, где властвует контроль и порядок. Чтобы преодолеть психологическую инерцию, нужно создать условие для прорыва «грозных сил и инстинктов», живущих в подсознании.
5 Особенность проведения мозгового штурма заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их. С целью активизации мышления младших школьников используем следующие задания: Задача 1. сгорело деревянное строение на берегу реки в лесу. Откуда пришел огонь? Ответы: подожгли дети, курящий мужчина бросил спичку или не потушил сигарету, туристы не потушили костер, в избушку ударила молния…
6 Задача 2. У К. Чуковского в книге «Доктор Айболит» встречается «Тянитолкай». Фантастическое животное с двумя головами, расположенными сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству? Ответы: способность постоянно бодрствовать, так как головы спят по очереди, быстрее есть, видеть все, что находится вокруг, имея две головы веселее жить, животное лучше видит и слышит, а значит может вовремя заметить опасность…
7 Задача 3. Игра «Остров». Представьте себе, что произошло кораблекрушение и вы, чудом уцелели, оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Что необходимо делать чтобы выжить? Ответы: необходимо строить жилье, охотиться, ловить рыбу, охранять лагерь…
8 Изучение словесно - логического мышления Цель: методика разработана Э.Ф. Замбацявечене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхаура с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированность важнейших логических операций. Субтест Цель: Исследовать навыки дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий в словарном запасе. 1. У сапога всегда есть – шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы 2. В теплых краях живет – медведь, олень, волк, верблюд, пингвин 3. В году – 24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. 4. Месяц зимы – сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март 5. В нашей стране не живет – соловей, аист, синица, страус, скворец 6. Отец старше своего сына – часто, всегда, никогда, редко, иногда 7. Время суток – год, месяц, неделя, день, понедельник 8. У дерева всегда есть – листья, цветы, плоды, корень, тень 9. Время года – август, суббота, утро, каникулы 10. Пассажирский транспорт – комбайн, самосвал, автобус, тепловоз, экскаватор.
9 Становление базовых интеллектуальных качеств личности Среди интеллектуальных качеств личности можно выделить такие, как: Любознательность (способность активно реагировать на новую информацию), Критичность (способность фиксировать и разрешать коллизии, противоречия), Креативность (способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а так же использовать нестандартные способы деятельности), Дисциплинированность ума (способность строить свою интеллектуальную деятельность по плану), Самоконтроль (способность к самопроверке), Полилог (способность участвовать в совместных обсуждениях). Например, на уроках предлагаются задания такого типа: «Найди ошибку в рассуждениях», «Проверь и обоснуй, какое решение является верным», «Составь самостоятельно аналогичное задание».
10 Формирование мета когнитивной осведомленности Интеллектуальное развитие ребенка предполагает не только усвоение знаний «о том, что» и знаний «о том, как», но и знаний о том, какой Я». Знание собственных интеллектуальных особенностей является мощным стимулом развития индивидуальных интеллектуальных сил. Метакогнитивная осведомленность включает: 1. Систему представления о своих индивидуальных интеллектуальных качествах. 2. Умение оценивать сильные и слабые стороны своего интеллекта. 3. Готовность сознательно управлять своей интеллектуальной деятельностью. Повышению уровня осведомленности способствуют разделы «Психологический комментарий», в которых дети знакомятся с общими сведениями об определенных проявлениях человеческого интеллекта: - способность оперировать образами; - способность к запоминанию; - способность выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); - способность быть внимательным.
11 Конечно, не все можно понять сразу и полностью. Но постепенно усваивая новые знания и исследуя окружающий мир, человек начинает получать удовольствие от самого процесса познания. В 4 классе анализируются четыре основных правила: 1. «Старайся помнить об инерции собственного мышления (готовность действовать по привычке, без сознательных усилий)»; 2. «Научись задавать вопросы (правильно задать вопрос – значит наполовину решить задание) 3. «Формулируй и обосновывай гипотезы (предположение о возможности какого-либо события)». 4. «Используй эвристические приемы (прием мыслительной деятельности, который обеспечивает быстрое «наведение» на правильное решение и сокращение мыслительного поиска)» Например, задача 4 класса: если кум съел половину трети пирога, а кума – треть половины того же пирога, кто съел больше? (способы решения данной задачи разные: графический, арифметический, логический).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.