Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВячеслав Вельяшев
1 История социологии Основные направления социологической мысли
2 Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Термин «социология» связан с именем О. Конта, но не именно он создал эту науку. Он сумел обобщить те новые явления, которые были характерны для конца XVIII начала XIX вв., а выйти на такое обобщение ему помогли непосредственные его предшественники и учителя.
3 Стадии развития знания Стадии развития общества 1. Теологическая (греч. теос бог)1. Эпоха охватывающая Древний мир и Средневековье Знание имеет мифологический, религиозный характер и основано на вере. «Человеческий дух... воображает, что явления (социальные. Б. И.) производятся воздействием... сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся явления мира» 1 Она делится на три периода: фетишизм. Здесь люди видели богов во внешних предметах, им же приписывалась жизнь политеизм. Жизнью наделялись «фиктивные существа», боги. Их вмешательством и объяснялись все явления монотеизм. Христианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый бог 2. Метафизическая 2. Эпоха революций Знание оторвано от реальной жизни, имеет абстрактный характер. «В метафизическом состоянии (человеческого духа. Б. И.) сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, которые могут сами собой производить все наблюдаемые явления, объяснение которых состоит только в подыскании соответствующей сущности» 2 Абстрактное знание приобретает критический характер, наблюдается кризис, распад социальных связей. Эта стадия длилась примерно с XIV до начала XIX в. и охватывает собой эпоху Реформации, Возрождения, эпоху Великих географических открытий, становление и развитие капитализма. 1-й и 2-й стадиям соответствует общество, нацеленное на войну, имеющее военно- авторитарный режим правления 3. Позитивная 3. Промышленное и мировое общество Знание основано на опыте, эксперименте и имеет научный характер. В положительном состоянии «человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений, т. е. их неизменных отношений, последовательности и подобия» 3 Начало этой стадии, т. е. индустриализацию общества, стабилизирующую все социальные процессы и делающую бессмысленной войну (ибо с помощью массового производства можно достичь во всех сферах общества гораздо большего, чем завоеваниями), и наблюдал О. Конт в первой половине XIX в.
4 Предпосылки формирования социологии как науки
5 Факторы формирования социологии как науки Появление социологии как самостоятельной науки обусловлено двумя важнейшими факторами. Во-первых, объективными потребностями развивающегося индустриального общества, нуждающегося в рациональном взгляде на социальную жизнь в условиях рыночных издержек и рисков. Во-вторых, фактором развития самого обществоведческого знания в рамках социальной философии, исторической науки, теории государства и права и других наук.
6 Под влиянием Великой французской революции в эти времена происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями. В центр этого общества постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Не столько абстрактного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений требовали следующие факты: 1) стремительное развитие капитализма; 2) нарастающая волна социальных конфликтов; 3) противоречия в функционировании буржуазной демократии. Быстрое развитие других общественных наук (истории, экономики, права, социальной философии) создало новый комплекс проблем, лежащих на грани этих наук и требовавших самостоятельного рассмотрения.
7 Основные направления развития социологии
8 Позитивизм: Огюст Конт ( ) (О.Конт «Курс позитивной философии) - рассмотрение всех социальных явлений как подчиненных неизменным естественным законам. 1. социальные явления качественно те же, что и природные, 2. при изучении социальных явлений используются те же методы, что и в естественных науках 3. Задача социологии – выработка эмпирически обоснованных теоретических положений для прогнозирования социальных явлений.
9 Материалистическое направление: Карл Маркс К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории. Это послужило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества. Ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций.
10 Биологическое направление: Г. Спенсер ( ) Г. Спенсер который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. По его мнению, процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Он поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни.
11 Географическое направление: Г. Бокль ( ) Г. Бокль представлял прогресс человеческого общества не как предопределение провидения или результат действия свободной волн исторических деятелей, а как проявление природных факторов.
12 Антипозитивизм: В. Виндельбанд ( ), Г. Риккерт ( ), В. Дильтей ( ) Антипознтивисты считали главным не приобретение объективного знания об обществе, а понимание социальных фактов
13 Антропологическое направление: М. Шелер ( ) Человек разорвал свою прямую связь с природой, и как единичное существо, индивид он не самодостаточен. Свои недостатки он компенсирует культурой, т. е. знаниями и навыками, которые он получает от общества. Развитие цивилизации только увеличивает разрыв человека с природой. Отсюда вытекает задача развития социальных институтов семьи, школы, церкви, государства, которые насыщают индивида культурой и регулируют его поведение.
14 Психологический подход: Л. Уорд, Ф. Гиддинс Психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддинс) рассматривает развитие общества как часть космической эволюции, которая в отличие от природной эволюции базируется на техническом (целенаправленном), сознательном управлении социальными процессами
15 Инстинктивизм: У. Мак-Дугал основа жизни в инстинктах и эмоциях, представляющих собой проявления психического склада индивида.
16 Психология масс: Г. Лебон, Г. Тард объяснение поведения больших неорганизованных групп людей с помощью таких групповых свойств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость.
17 Бихевиоризм: Э. Торндайк, Д. Уотсон Бихевиоризм на первое место выдвигал сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия. Другая характерная черта этого направления постоянная опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и институтов.
18 Неопозитивизм 20-е 50-е гг. XX в Принципы неопозитивизма: натурализм; сциентизм; бихевиоризм; верификационизм; квантификация; объективизм.
19 Социология в России 1 -и этап: с середины 60-х гг. XIX в. до середины первого десятилетия XX в. – Распространение социологических идей, формирование направлений, появление самостоятельных социологических работ 2-й этап: с середины первого десятилетия XX в. до середины 20-х гг. XX в. – Институциализация социологии: создание кафедр, отделений, подготовка и чтение курсов лекций, выпуск специализированных изданий, создание социологического общества 3-й этап: с середины 20-х гг. до середины 50-х гг. XX в. – Высылка социологов-не марксистов за границу (1922 г.), исключение курса социологии из программ университетского образования, закрытие социологического общества (1923 г.)
20 Социология в России 4-й этап: с середины 50-х гг. до середины 80-х гг. XX в – Начало новой институционализации социологии-в СССР: создание АСС, социологических лабораторий, ИКСИАН (1968 г.), журнала «Социс» (1974 г.) 5-й этап: с середины 80-х гг. по настоящее время – Становление самостоятельной науки, ее окончательная институционализация
21 Социологические теории
22 Рекомендуемая литература Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996 Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. М., История буржуазной социологии Х1Х-начала ХХ века. М., История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., История социологии: Учебное пособие / Под общ.ред.А.Н.Елсукова и др. Мн., 1997.
23 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.