Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМария Куликовская
1 Направо пойдешь – коня потеряешь Налево пойдешь – себя потеряешь Прямо пойдешь – будешь голоден и холоден
2 Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому. Этот выбор приходится делать каждому из нас. Ситуация выбора является едва ли не самой распространенной в литературных произведениях писателей разных стран и эпох. Тяжкий выбор Гамлета в знаменитом диалоге «Быть или не быть?», выбор Евгения Онегина перед дуэлью с Ленским… Впрочем, и во многих произведениях русского народного творчества герои былин, сказок, исторических песен останавливаются в задумчивости перед жизненным перекрестком и решают вопрос: куда идти – направо, прямо или налево? Какой дорогой ехать – прямой или окольной? Решительно бороться или пойти на компромисс? И вообще сюжет, связанный с дорогой и выбором пути, является одним из самых распространенных в устном народном творчестве.
3 Илья Муромец, герой былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник», предпочитает ехать «прямоезжею дорожкою» «во Киев-град», несмотря на то что «прямоезжая дорожка заколодела, / заколодела дорожка, замуравила, / замуравила дорожка ровно тридцать лет». «Замуравела» дорожка, потому что ехать по ней смертельно опасно. Но ехать надо. И нужно спешить. Люди нуждаются в помощи богатыря. Некогда делать «крюк», пытаться спасти себя, поскольку «прямоезжей дорожкой ехать пятьсот всех верст, / А окольной дорожкой-то всех тысяча». Логика эпоса очевидна: попытка проехать в Киев окольным путем для Ильи Муромца неизбежно должна была закончиться поражением. Единственный путь, в конце которого – победа над Соловьем-разбойником, - путь прямой.
4 Выбор, сделанный Иваном- царевичем в решающий момент: пойти направо (самому быть живым-здоровым, а коню мертвым быть) определяет всю последующую модель его поведения. Сколько бедный волк намаялся с Иваном: коня-то он, конечно (согласно уговору), съел, да потом сам же Ивана на себе и возил: пожалел белоручку царского сына. И предупреждал ведь он Ивана, чтобы тот Жар- птицу взял, а клетку не трогал; коня златогривого у царя Долмата выкрал, а уздечку не брал. Не слушал его царевич. Не будь серого волка и его «верной службы», не быть бы Ивану в конце победителем. Да и братья его, Дмитрий- и Василий- царевичи с Иваном обошлись не по-братски. Не будь опять того же серого волка, лежать бы третьему царскому сыну на «сырой земле» не тридцать дней, а куда дольше. Вот к чему в конце концов приводит желание поехать «направо»
5 Таким образом, произведения устного народного творчества исподволь готовят нас к решению проблемы выбора жизненного пути, создают благодатную почву для предметного, серьезного разговора о «тяжком бремени выбора» на уроках литературы.
6 В разговоре о проблеме выбора можно упомянуть: «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого, «Левшу» Н.С. Лескова, «Тараса Бульбу» Н.В. Гоголя, «Портрет» Н.В. Гоголя, «Асю» И.С. Тургенева, «Евгения Онегина» А.С. Пушкина Разумеется, примеры можно продолжать и продолжать.
7 Действительно, как обойти проблему выбора героями «Кавказского пленника» Жилиным и Костылиным своей модели поведения в драматической, если не трагической ситуации: что делать? Еще раз попробовать бежать с опасностью для жизни или дожидаться выкупа?
8 Актуальна ситуация, в которую попал Левша в Англии: «Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет», - предлагали ему иностранцы. Даже деньги родителям обещались посылать и хотели женить русского умельца на англичанке. То, что сейчас у нас, в России, называют «утечкой умов», вряд ли приняло бы такие масштабы, если бы нынешние умельцы и интеллектуалы были бы столь же патриотично настроены, как Левша!
9 Какой эпизод произведения Гоголя для главных героев считается поворотным, решающим и как этот выбор сказывается на всей их дальнейшей жизни? Я считаю, что таким моментом является посещение Андрием польского города и его потрясение от увиденного. Именно это заставило впечатлительного Андрия предать своего брата и отца и пойти воевать на стороне поляков за свою возлюбленную.
10 Судьба художника Чарткова решалась в тот момент, когда он обнаружил в старинной картине «1000 червонных» и думал, что делать с этими деньгами. Если бы Чартков поступил так, как и хотел сначала, то есть употребил эти деньги на то, чтобы посвятить ближайшие три года совершенствованию своего мастерства – из него мог выйти замечательный художник. А он вместо этого пошел по пути наименьшего сопротивления и в конце концов погубил свой талант, разменял его на бездарные парадные портреты- поделки в угоду публике.
11 Мы посочувствуем главному герою повести И.С. Тургенева «Ася», который своими руками разрушил свое счастье, когда был поставлен перед выбором – жениться на Асе или «благоразумно» уклониться от этого брака. Нерешительность Н.Н. дорого ему стоила. И так же, как и в других произведениях, герой, сделав свой выбор, не смог уже ничего изменить. Раз уж пошел «налево», «прямо» или «направо», - назад не вернешься.
12 Совсем перед другим выбором встает героиня романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, когда Евгений брошен всесильным чувством любви к ее ногам. «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна», - ответит эта любимая героиня Пушкина тому, кого будет любить всю жизнь, но с кем судьбу свою не свяжет. Это был нелегкий, но единственно возможный для нее выбор.
13 Тяжкое бремя выбора… Тяжкое в любые времена. В художественных произведениях это, как правило, один из кульминационных моментов в духовном развитии героев. От того, как тот или иной персонаж поступит в экстремальной или просто сложной ситуации, зависит его оценка читателем. От того, как каждый из нас, поведет себя в «минуту жизни трудную», - от этого зависит вся наша будущая жизнь. Вся предшествующая жизнь по сути является подготовкой к единственно возможному решению или поступку, значение которого невозможно переоценить. Одной из важнейших нравственных задач, которую должны решать уроки литературы в школе, является подготовка детей к осознанному, ответственному выбору: выбору профессии, спутника жизни, страны проживания; выбору модели поведения в ситуации, которая требует ответа на вопрос: кто мы, каковы наши нравственные ориентиры?
14 Таким образом, проблема выбора, без которой невозможно представить себе ни одного талантливого литературного произведения, является одной из центральных во всем процессе литературного образования в школе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.