Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемОксана Троицын
1 Инновационный характер образовательных стандартов второго поколения Мылова Ирина Борисовна, д.п.н., СПб АППО
2 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Федеральные государственные образовательные стандарты один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М. : Просвещение, с. (Стандарты второго поколения).
3 Задачи инновационных изменений Задача развития личности обучаемых (развитие личности смысл и цель современного образования) В условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования. Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.
4 «Опережающая» модель развития образования, основанная на российской ценностной, научной и культурной базе От копирования западных моделей реформирования образования к проектированию стандартов как важнейшего системообразующего ресурса социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства, охватывающего все области образовательной практики Инновационность стандартов
5 Компонент Инновационность подход разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны; рассматриваются как конституция школьной жизни; в основе эффективного внедрения стандартов новая организационно-экономическая модель образования структура Определены инновационные требования: результатам освоения; структуре; условиям реализации основных образовательных программ функций Стандарты рассматриваются как инструмент: обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании; формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации; реализации государственной политики в сфере образования содержания Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования. Ориентация на развитие вариативности образования. Определение результатов образования через системно-деятельностный подход. Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра. Организация образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду средств обучения Определение требований к условиям организации учебного процесса, которые должны обеспечить каждому учащемуся возможности получать образование в современных условиях Инновационные характеристики модели развития образования ФГОС
6 Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП ЗАПРОСЫ ИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫ ИОЖИДАНИЯ Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Требования к условиям реализации ООП Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы Инновационность стандартов: общественный договор, системно-деятельностный подход, ориентация на результат ориентация на результат Инновационность стандартов: общественный договор, системно-деятельностный подход, ориентация на результат ориентация на результат ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ
7 Стандарт как общественный договор В основе стандарта лежит общественный договор новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.
8 8 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность ФГОС - конвенциональная норма, реализующая общественный договор о требованиях к результату общего образования Общественный договор и государственная ответственность Общественный договор и государственная ответственность
9 Преемственность стандартов Опора на опыт советской и российской школы, лучший мировой опыт Результаты предшествующих реформ и проектов Развитие отечественных научных теорий и концепций (развивающего обучения, «ядра и оболочки», поликультурности и пр.)
10 Национальный воспитательный идеал Высшая цель образования – идеальное представление о человеке на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия семьи, школы, общества и государства Цель образования – воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России
11 Национальный воспитательный идеал Ценности – это разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. К ним относятся: убеждения, вера, чувство совести, обязанность и ответственность (чувство долга и готовность его выполнить). этика и нравственность, принципы, разграничение хорошего и плохого, добродетель (честность, доброта, неподкупность). общепризнанные правила управления поведением человека, семьи, групп людей, народа, нравственные ориентиры в процессе принятия решений, в действиях и оценке действий, событий, взглядов.
12 12 Ценности российского общества: Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей «малой Родине», служение Отечеству Социальная солидарность – свобода личностная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
13 13 Ценности российского общества: Гражданственность – правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
14 14 Ценности российского общества: Труд и творчество – творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость Наука – познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
15 15 Ценности российского общества: Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие Природа – жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
16 Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Требования к результатам образования Выпускник начальной школы
17 Познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов Принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства) Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли Умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды Требования к результатам образования Выпускник основной школы
18 Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата Требования к результатам образования Выпускник школы
19 Ориентация на результат: система оценки Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка : государственные службы и общественные организации мониторинг системы образования УЧИТЕЛЬ: стартовая готовность, срезовые работы, портфолио УЧЕНИК: самооценка, самоанализ, взаимооценка итоговая оценка аккредитация ОУ, аттестация кадров В зависимости от ступени: в НШ – только внутренняя; В ОШ и СШ – и внутренняя, и внешняя Основа: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Комплексная оценка личностных, мета- предметных, предметных результатов Итоговые работы и портфолио Учет условий Учет динамики образовательных достижений
20 Как учить? обновление средств и технологий обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Становление и развитие субъект-субъектных отношений, формирование универсальных способов действий
21 Современный учитель: позиционирование Позиция учителя-профессионала демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
22 Современный учитель: профессиональное мастерство Современный учитель: профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность
23 Современный учитель: ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.