Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИннокентий Беклемишев
1 Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования Современному учителю необходимо отрабатывать приемы, направленные на решение задач, обозначенных в стандарте начального общего образования второго поколения. Однако на практике педагоги сталкиваются с рядом проблем, связанных с реализацией положений нового стандарта. Н.Ф.Виноградова, доктор пед.наук, профессор, зав.отделом начального образования Института содержания и методов обучения РАО, член-корреспондент РАО 2010 год
2 особенности конструирования содержания типовой начальной школы постоянная смена номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись) ; изменение лишь предметного содержания обучения в течение многих десятилетий; «ущемление» одних предметов за счет других («флюсовость» содержания); Причина: недостаточное внимание к целеполаганию – определению приоритетных для развития младшего школьника целей образования.
3 Обновленная структура методической системы начальной школы формирование учебно-познавательных мотивов, возможности быстро и спокойно переключаться с одного вида деятельности на другие; формирование способности выполнять различные целенаправленные учебные действия, адекватные поставленной учебной задаче; формирование умения решать учебные задачи разной степени трудности, ориентироваться на усвоенные общие способы действий; развитие способности контролировать свои действия, предвидеть и устранять возможные трудности, оценивать процесс и результат работы. Такой подход при правильной методической обеспеченности может вывести на межпредметное построение системы образования вообще и начальной школы в частности.
4 Особенности учебной деятельности младшего школьника Учебная деятельность ( в соответствии с теоретической концепцией Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) –это особая форма активности личности, направленная на : присвоение социального опыта; овладение общекультурными способами предметных и умственных действий; освоение определенных теоретических сведений. Учебная деятельность - это не синоним учения и обучения, т.к. главным ее дидактическим достоинством является наличие учебного делового сотрудничества. Учебная деятельность – это деятельность, изменяющая самого субъекта. В процессе учебной деятельности ребенок-школьник приобретает два важнейших качества личности: желание и умение учиться Без этого понимания реализация государственного стандарта остается декларацией.
5 Характеристика младшего школьника, завершившего обучение на первой ступени восприятие мира переходит от целостного к дифференцированному изучению его отдельных сторон; способность к самообразованию и рефлексивным действиям; идентификация себя как члена учебного коллектива, детского общества и всего социума; достаточно развитая культура взаимоотношений и общения.
6 Достоинства стандартов второго поколения Результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования представлен как сплав личностных, метапредметных и предметных требований к младшему школьнику. Создание программы универсальных учебных действий, которая может стать основой для получения высоких результатов начального образования. Такая перспективная идея требует существенных изменений в построении процесса обучения младших школьников.
7 Изменения в построении процесса обучения младших школьников отказ от приоритета репродуктивного обучения обучение должно быть организовано : как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания; школьнику дано право на ошибку, на анализ причин возникновения ошибок и их исправление; ученик становится равноправным участником учебного процесса; руководящая роль учителя не снижается, но становится «скрыта» для учеников. Такой подход делает процесс обучения «личностно значимым» и формирует у школьника «реально действующие мотивы» (А.Н.Леонтьев)
8 Изменения в построении процесса обучения младших школьников изменение отношения учителей к контролирующей и оценочной деятельности: осознание важности формирования у школьника адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; формирование умений осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий; контроль и оценка учителя должны быть тесно связаны с уровнем сформированности самоконтроля и самооценки ученика Гармония их «отношений»является условием успешности обучения, эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса
9 Изменения в построении процесса обучения младших школьников ориентация образовательного процесса на формирование универсальных учебных действий задачи: выделить наряду с действиями и операциями, специфичными для конкретного учебного предмета, те действия, которые могут «работать» как универсальные, т.е. использоваться в разных учебных ситуациях, независимо от предметного содержания; дать характеристику УУД, которые могут быть сформированы в начальной школе; спроектировать технологии формирования УУД сложность решения: -учитель должен «прочувствовать» универсальность конкретного учебного действия, т.е. понять разницу между предметным умением и действием таким же по форме, но ставшим универсальным -современный «массовый» учитель пока не работает на уровне понятий, что приводит к нарушению законов построения процесса обучения В этом - главная проблема перехода на стандарты второго поколения
10 Пример: УУД - выбор критериев для классификации объектов Учитель на уроке математики предлагает детям разделить геометрические фигуры на две группы. Очевидно, что классификационным признаком в данном случае (учебная задача - математическая) будет число углов, а не цвет фигуры. Но учитель считает правильным и группировку по несущественному признаку (в данном случае – по цвету). Ошибка учителя, которая становится и ошибкой учеников, заключается в том, что он любую группировку принимает за классификацию. Как можно было переключить детей на учебное действие – классификацию, если большинство детей согласны с делением фигур по цвету? Задать «провокационный» вопрос: - изменится ли геометрическая фигура, если она будет не красного, а черного или зеленого цвета? (нет) - чем же отличается эта фигура любого цвета (учитель показывает на треугольник) от этой фигуры (показывает на четырехугольник) ? (числом углов) - можно этот признак считать главным (существенным) для данных фигур? ( да) - проведем теперь деление этих фигур на группы (классификацию).
11 Источники информации Презентация составлена по материалам статьи Виноградовой Н.Ф., доктора пед.наук, профессора, зав.отделом начального образования Института содержания и методов обучения РАО, член- корреспондента РАО, «Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования» журнал «Управление начальной школой» год МЦФЭР Ресурсы образования
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.