Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕгор Купреянов
1 Элективный курс «Хотите быть успешными?«Хотите быть успешными? Говорите правильно!» Говорите правильно!» Учитель русского языка и литературы Волкова Т.И. Учитель русского языка и литературы Волкова Т.И.
2 По данным американского специалиста По данным американского специалиста Фрэнка Снелла, деловой человек произносит за день 30 тысяч слов Фрэнка Снелла, деловой человек произносит за день 30 тысяч слов
3 Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает.Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Наполеон Бонапарт Наполеон Бонапарт
4 Американский политик д. Уэбстер сказал: «Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел». «Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел».
5 Что вы понимаете под культурой речи?Что вы понимаете под культурой речи?
6 Культура речи- это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме Культура речи- это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме
7 Что такое литературный язык?Что такое литературный язык? Назовите его признаки? Назовите его признаки?
8 Литературный язык-это высшая форма национального русского языка Литературный язык-это высшая форма национального русского языка
9 3 аспекта культуры речи: 1. Коммуникативный 1. Коммуникативный 2. Этический 2. Этический 3. Нормативный 3. Нормативный
10 Тема урока Нормативный аспект культуры речи. Основные виды языковых норм Цели урока:Цели урока: актуализировать знания о языковой норме языка; закрепить умения различать орфоэпические, лексические, грамматические нормы; сформировать навыки использования нормативной речи на практике. актуализировать знания о языковой норме языка; закрепить умения различать орфоэпические, лексические, грамматические нормы; сформировать навыки использования нормативной речи на практике.
11 Нормы языка- это общепринятые в языке правила произношения, грамматики, словоупотребления Нормы языка- это общепринятые в языке правила произношения, грамматики, словоупотребления
12 Орфоэпические нормы языка Это произносительные нормы устной речи.Это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания- орфоэпия Их изучает специальный раздел языкознания- орфоэпия
13 Расставьте ударение в словах 1 гр. Агент, алфавит, бензопровод, диспансер, договор, сливовый, черпать, оптовый, заржаветь, новорождённый. 2 гр. Верование, жалюзи, квартал, кулинария, маркетинг, обеспечение, приданное, щавель, избалованный, намерение. 3 гр. Каталог, кладовая, закупорить, звонит, торты, усугубить, кухонный, августовский, ходатайство,
14 1 гр. Образуйте форму прошедшего времени м.р.,ж.р. по образцу: брать- брал, брала. Поставьте ударение. брать- брал, брала. Поставьте ударение. баловать- баловать- гнать- гнать- взять- взять- 2 гр.образуйте форму сравнительной степени прилагательных, поставьте ударение. красивый-удобный-весёлый- 3 гр. Определите значение следующих пар слов. Составьте словосочетания. кругом-кругом атлас-атлас видение-видение
15 1 гр. Произносим чн или шн? 1 гр. Произносим чн или шн? Булочная, горчичник, конечно, скучно, скворечник, порядочный, Никитична Булочная, горчичник, конечно, скучно, скворечник, порядочный, Никитична 2 гр. Мягкое или твердое произношение в словах: 2 гр. Мягкое или твердое произношение в словах: атеист, адекватный, бутерброд, гипотеза, тенденция атеист, адекватный, бутерброд, гипотеза, тенденция 3 гр. Мягкое или твердое произношение в словах: 3 гр. Мягкое или твердое произношение в словах: альтернатива, аутсайдер, гротеск, диспансер, претензия альтернатива, аутсайдер, гротеск, диспансер, претензия
16 Практическое задание Можете ли вы выступить в роли диктора телевидения?
17 Чтобы принять вас в качестве диктора, вам предложили прочесть небольшой текст. Попробуйте сделать это ( особенно обратите внимание на соблюдение орфоэпических норм при произнесении выделенных слов. В государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно оцениваются в обществе позитивно. Приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов. Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, оправлялись на места по упрощённому и облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с третьей декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов.
18 Лексические нормы Использование слова в том значении (прямом или переносном), которое оно имеет и зафиксировано в словаре.Использование слова в том значении (прямом или переносном), которое оно имеет и зафиксировано в словаре.
19 1 гр.1 гр. В каком предложении нужно употребить слово «праздный», а в каком «праздничный»? В каком предложении нужно употребить слово «праздный», а в каком «праздничный»? 1. У всех собравшихся было… настроение. 1. У всех собравшихся было… настроение. 2. Она отдала бы эту … жизнь за жизнь в деревне. 2. Она отдала бы эту … жизнь за жизнь в деревне. В каком предложении нужно употребить слово В каком предложении нужно употребить слово «гуманный», а в каком «гуманитарный»? «гуманный», а в каком «гуманитарный»? 1…поступок нашего товарища вызвал восхищение. 1…поступок нашего товарища вызвал восхищение. 2. На … специальности в вузах нашего города всегда большой конкурс 2. На … специальности в вузах нашего города всегда большой конкурс
20 2 гр.2 гр. Составьте и запишите предложения со следующими словами: Составьте и запишите предложения со следующими словами: Обидный- обидчивый Эффектный – эффективный Великий - величественный
21 3 гр. 3 гр. Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов, составьте с ними предложения. Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов, составьте с ними предложения. Ахиллесова пята- Ахиллесова пята- Крокодиловы слёзы- Крокодиловы слёзы- Дамоклов меч- Дамоклов меч-
22 Практическое занятие Представьте, что вы работаете в газете корректором. Вам принесли статьи, объявления для публикации. Скажите, какие ошибки допущены в предложениях? Как вы их исправите.Представьте, что вы работаете в газете корректором. Вам принесли статьи, объявления для публикации. Скажите, какие ошибки допущены в предложениях? Как вы их исправите. 1. Выпас собак запрещается. 1. Выпас собак запрещается. 2. Зал аплодировал и сканировал: «Браво»! 2. Зал аплодировал и сканировал: «Браво»! 3. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 3. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 4. Можно начинать собрание: форум уже есть. 4. Можно начинать собрание: форум уже есть. 5. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 5. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.
23 Практическое занятие Выступите в роли эксперта. Прочитайте диалог и объясните, почему два человека не поняли друг друга.Выступите в роли эксперта. Прочитайте диалог и объясните, почему два человека не поняли друг друга. Разговор подруг: Разговор подруг: -Займи мне 200 рублей. -Займи мне 200 рублей. -Я не знаю, у кого. -Я не знаю, у кого. -Тебя прошу мне занять. -Тебя прошу мне занять. - Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого? - Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого?
24 Грамматические нормы Правильное употребление форм слова и синтаксических конструкций Правильное употребление форм слова и синтаксических конструкций
25 1 гр.Согласуйте прилагательные с существительными 1 гр.Согласуйте прилагательные с существительными шампунь (французскийий…) шампунь (французскийий…) мозоль (больш…) мозоль (больш…) кофе ( горяч…) кофе ( горяч…) СГУ (известноо…) СГУ (известноо…) Сухуми (красив…) Сухуми (красив…)
26 2 гр.Образуйте родительный падеж 2 гр.Образуйте родительный падеж мн. ч. мн. ч.Помидоры-Яблоки-Гектары-Килограммы-Носки-Чулки-Грузины-
27 3 гр. Исправьте предложения 1. Играя в шахматы, развиваются мыслительные способности.1. Играя в шахматы, развиваются мыслительные способности. 2. Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.2. Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания. 3. Опровергая общее утверждение, у нас завязался спор.3. Опровергая общее утверждение, у нас завязался спор. 4. Изучая историю, это помогает лучше понять настоящее.4. Изучая историю, это помогает лучше понять настоящее.
28 Практическое задание Представьте, что вы учитель русского языка. Исправьте ошибки в сочинениях 6-классников. 1. Мне не хватило время, чтобы придумать задание более интереснее. 2. Они постоянно ездиют возле ихнего дома. 3. На празднике все были счастливы и весёлые. 4. Дорожка покрыта проваливающимся снегом под ногами. 5. Книга научила меня уважать друзей, которую я прочитал в детстве. 6. Основное большинство детей знают правила дорожного движения
29 Объясните значения данных слов, составьте с ними предложения Акция- риелтор- брокер- тендер- ипотека- лизинг- бренд- пиар-
30 Замените слова, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами Аннулировать- виза- превентивные меры- порицание- санкция руководства- администрация-
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.