Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнатолий Кригер
1 Содержание, методы и приемы методической работы Калачева Елена Павловна, методист МОУ ДПО (ПК) специалистов «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»
2 Методическая работа - это повышение квалификации педагогов в межкурсовой период на базе образовательного учреждения или методического кабинета».
3 Всем известно, что методическая работа началась не сегодня и даже не вчера, а более 170 лет назад, когда в положении о гимназиях (1828 год) рекомендовалось создать педагогические советы, которые наряду с организационными вопросами стали обсуждать вопросы содержания и методики обучения учащихся. Заседания педсоветов проходили без суеты, степенно, а в бытность Ильи Николаевича Ульянова методические вопросы обсуждались даже за самоваром в процессе чаепития. Образование на рубеже тысячелетий, как мы знаем, обновляется и изменяется. Какое образование востребовано сегодняшним и, что еще важнее – завтрашним обществом? Сегодня «абсолютной ценностью общества становится человек (личность); а целью образования – развитие личности».
4 Перспективное развитие школы «требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности. Ориентация на личность обучающегося определяет и современную концепцию языкового образования. В области обучения ИЯ главной целью является развитие языковой личности, способной эффективно осуществлять межкультурное общение во всех его сферах.
5 Эффективность решения многих важных задач, стоящих перед школой, во многом зависит от мастерства учителей, их профессиональной компетентности, от того, насколько успешно они овладевают идеями модернизации современного школьного образования и будут ли они внедрять эти идеи в практику преподавания иностранного языка. Учитель должен быть готов к модернизации всей методической системы обучения языку, т. е. к обновлению всех компонентов этой системы: - научно-теоретического подхода концептуальных принципов обучения; - целей обучения; - содержания обучения; - средств, приемов и методов обучения; - способов и форм контроля заданного результата обучения. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством творческого её освоения. Помочь учителям в организации учебно-воспитательного процесса призваны профессиональные объединения педагогов, наиболее распространенными из которых являются методические объединение (школьные, муниципальные)
6 Методическое объединение традиционно существующее и наиболее распространенное объединение педагогов одного или нескольких близких профилей деятельности. Педагоги занимаются в нем, прежде всего, методической работой: разработкой и обсуждением различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения по актуальным темам. К руководителю МО как общественному методисту предъявляются большие требования. В современных условиях руководитель МО это: - неформальный лидер; - инициатор конкретных методических дел; - мотиватор творчества педагогов; - аккумулятор передовых идей; - человек, способный к адаптации педагогических идей в новых условиях; - проводник новых знаний; - регулятор человеческих отношений.
7 Успех работы МО во многом зависит от правильного планирования. Практикой работы выработана определенная структура плана. Она включает следующие разделы: - анализ итогов методической работы за предыдущий учебный год (оформляется как отдельная аналитическая справка по итогам года); - методическая тема школы на текущий учебный год; - тема/проблема, над которой работает данное МО; - цель и основные задачи методической работы на текущий учебный год; - заседания МО; - основные мероприятия (с учетом плана муниципальных и областных мероприятий на текущий год); - отчетность (протоколы, справки, результаты исследований и прочее).
8 В анализе работы МО рекомендуется отразить следующее: - указать проблему, над решением которой работало МО в прошедшем учебном году; - раскрыть, как выполнялись поставленные для решения этой проблемы задачи, указать методы и пути их достижения, полученные результаты; - отразить возникшие при этом проблемы; - указать, какие обсуждались вопросы, с чьим опытом познакомились учителя, сколько было посещено открытых уроков и внеклассных мероприятий; - какие практические занятия проводились; - оценить работу коллектива и отдельных учителей с точки зрения достигнутых ими результатов; - показать влияние этой работы на уровень профессионального мастерства учителей, какими новыми приемами и методами обучения они овладели; - показать, как это сказалось на уровне подготовки учащихся. Здесь следует проанализировать результаты контрольных работ, указать недостатки в уровне владения обучающимися языком, в том же разделе можно проанализировать результаты переводных и выпускных экзаменов, экзаменов в формате ГИА и ЭГЕ, следует сопоставить количественные и качественные показатели за несколько лет (анализ итогов одного года, конечно, нужен, но не даст того эффекта, если не будет прослежена тенденция); - определить недостатки в работе МО.
9 В процессе анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы: - что не удовлетворяет в полученных результатах; - какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов; - что нужно изменить в содержании и технологиях, в организации деятельности МО, в построении учебно- воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе, чтобы снять имеющиеся ограничения. Затем на основе анализа результатов работы определяются основные задачи и проект программы деятельности на следующий учебный год.
10 В соответствии с целями и направлениями модернизации образования, на основе областной целевой программы в Старооскольском городском округе принята и действует муниципальная целевая программа «Иностранный язык» ( гг.). Целью Программы является: создание условий, необходимых для овладения выпускниками общеобразовательных учреждений иностранным языком на функциональном уровне (общеевропейский пороговый уровень, предусматривающий рабочее владение ИЯ);
11 Стратегическими задачами Программы являются: - Создание организационной основы решения проблемы повышения качества знаний по ИЯ. - Обеспечение полноценных условий для изучения ИЯ на функциональном уровне. - Совершенствование системы подготовки и переподготовки учителей ИЯ. - Проведение мониторинговых исследований в области иноязычного образования на территории Старооскольского городского округа. Разработка и внедрение современных средств оценки качества знаний. - Создание службы консалтинговых услуг. - Усовершенствование образовательного процесса по ИЯ на основе улучшения в области материально-технического обеспечения образовательного процесса, использования нового поколения учебно-методической литературы, привлечения альтернативных (зарубежных) соответствующих учебников по обучению ИЯ, новых технологий, включая дистанционные.
12 На заседаниях МО целесообразно вынести вопросы подготовки учителей и обучающихся к единому государственному экзамену по предмету. Это могут быть: - Цели и задачи новых подходов к государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений. - Анализ структуры и содержания контрольно- измерительных (КИМов) по предмету. Система оценивания. - Технология процедуры проведения ЕГЭ по ИЯ. - Совершенствование учебных занятий в соответствии с требованиями госуд. итоговой аттестации. - Использование тестовой формы контроля знаний, умений и навыков по предмету. - Повышение объективности системы измерения качества общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету. План работы должен демонстрировать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом.
13 На каждом заседании МО ведутся протоколы. Они могут брошюроваться в отдельную папку или оформляться в тетради. Протоколы заседаний МО с принятыми решениями являются официальным и отчетным документом. Теоретические вопросы рекомендуется связывать с практической деятельностью учителей. Обязательной частью каждого заседания МО должен стать обмен опытом работы по новым программам и учебно- методическим комплектам. Практические занятия должны стать неотъемлемой частью занятий МО.
14 ПАМЯТКА 1. Практические занятия проводятся регулярно, на каждом заседании МО. 2. Практические занятия могут быть следующего содержания: - языковой практикум-тренинг в аудировании, говорении, чтении и письме по тематическим ситуациям; - инсценирование фрагментов уроков; - инсценирование всего урока (диспут, конференция, домашнее чтение, экскурсия, урок коммуникативной грамматики и т. д.); - инсценирование зачета; - практическое занятие в компьютерном классе или языковой лаборатории; - практикум по использованию аудиовизуальных пособий (диафильмов, слайдов, кинофрагментов, кинофильмов, учебных компьютерных программ); - занятия по планированию уроков; - планирование работы над наиболее сложными темами программ; - перспективное рассмотрение тем программы; - планирование внеклассной работы; - практическое занятие с психологом и др. 3. Практические занятия проводятся с обязательным использованием средств наглядности и ТСО. 4. В практических занятиях должны принимать участие все присутствующие. 5. Речевая деятельность учителей активизируется за счет оптимального сочетания хоровой, фронтальной, парной, групповой, коллективной и индивидуальной форм работы. 6. К каждому заседанию желательно готовить выставки из опыта работы. 7. В конце каждого заседания МО всем учителям нужно дать задания к следующему занятию. Как правило, они носят практический характер.
15 Для нормальной работы в методическом объединении должны быть следующие документы: - Приказ об открытии МО. - Приказ о назначении на должность руководителя (председателя) МО. - Положение о методическом объединении. - Функциональные обязанности председателя МО. - Анализ работы за прошедший год. - Тема (проблема) методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год. - План работы на текущий учебный год. - Информация об учебных программах и учебниках. - Банк данных об учителях: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, сроки аттестации, прохождение курсов повышения квалификации, награды, звание, телефон, адрес). - Сведения о темах самообразования учителей МО. - Перспективный план аттестации учителей МО. - График проведения открытых уроков учителями МО. - Протоколы заседаний МО. - Планы творческих групп, в т.ч. планы работы с одаренными школьниками.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.