Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСемён Алябьев
1 Конец 19 – начало 20 века – период ренессанса в русской культуре. Процесс обновления, возрождения русского искусства стал значимым явлением того времени. Творческий подъём переживали многие талантливые люди России. Художник Николай Рерих – один из них. Его необычайный художественный язык, «своя» художественная манера, новые, необычные взгляды на окружающую действительность, на мир, на искусство и культуру не перестают быть интересными и сейчас. Это определило обращение автора реферата к теме «Н.Рерих – художник, учёный, философ, литератор». В реферате уделено внимание вопросам становления Н.Рериха как художника (влияние творчества А.И.Куинжди, поиск своего живописного языка, символические сюжеты картин, найденные живописцем с помощью перехода от масляной живописи к темпере и др.), его литературному дарованию и роли его как общественного деятеля (основатель движения за охрану памятников старины и культуры). «Николай Рерих»
2 На пороге удивительных жизненных событий в России Рерих вдохновенно писал: «Звёздные руны проснулись. Бери своё достоянье… Путь будет наш каменист. Светлеет восток. Нам пора». Знаменитую фразу Ф.М.Достоевского «Красота спасёт мир» Рерих произносил по-своему: «Сознание красоты спасёт». По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце - это был человек «с ясным и задумчивым лицом… У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония…» Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы театральных декораций, рисунки хранятся во многих музеях России и частных коллекциях других стран мира. Картины художника представляют основные этапы его творческого пути. 27 сентября 1874 г.- 13 декабря 1947 г.
3 В 1897 году П. М. Третьяков приобрел полотно Рериха «Гонец. Восстал род на род», выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Третьякова заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси. В Академии художеств Рерих посещал мастерскую А. И. Куинджи. Куинджи стремился развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Тему для картины «Гонец. Восстал род на род» художник нашел в «Повести временных лет» - первой русской летописи. Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи, вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник, глухие жилища на нем, обнесенные высоким частоколом, тихую гладь реки и лодку с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом... Состояние, полное тревоги, вызывает возникшее видение. Картина написана под несомненным влиянием Куинджи (мотив «Лунной ночи»), но внимание любителей искусства особенно привлекло сказавшееся в ней мироощущение. Неожиданным оказался и выбор сюжета. Среди художников тогда было общепринято изображать в исторических картинах известные лица и события. На полотне Рериха предстали безымянные герои древней истории.
4 «Гонец. Восстал род на род» 1897
5 В 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию известного художника и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам (в Париже он продолжает работу над «Славянской серией»), но, используя опыт новых французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком в живописи. В Париже написаны картины «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь», «Идолы», «Заморские гости». Картину «Заморские гости» Рерих заканчивает в 1901 году. Масляные краски в полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизованная манера письма передает радостное, оптимистическое восприятие жизни. Некоторые картины Рерих сопровождал своеобразными по жанру литературными комментариями. Образ картины «Заморские гости» поэтически отразился в написанной художником статье «По пути из варяг в греки». «Славянская серия» продолжается в картинах «Город строят» (1902),, «Строят храм» (1904), «Славяне на Днепре» (1905) и других. В поисках своего живописного языка, своей художественной манеры Рерих в это время переходит от контрастной декоративности к тональной масляной живописи. Он меняет фактуру мазка, стремясь к выразительному монументально-декоративному решению картины.
6 «Заморские гости» 1901
7 Картина «Город строят» своей новизной, декоративностью и импрессионистичностью вызвала противоположные мнения критиков, но была высоко оценена художником В. А. Серовым и рекомендована им Совету Третьяковской галереи для приобретения.... На высоком берегу широкой полноводной реки воздвигаются прочные стены и башни из крепких бревен и досок. Солнце клонится к закату, окрашивая теплым коричневым цветом деревянные срубы. Длинные густые тени ложатся на землю. Бодрым ветром тянет с реки, и скоро идет работа у людей в белых льняных рубахах. Сам князь наблюдает за стройкой... Может быть, то Ярослав Мудрый, что «начал ставить города по Росси»?
8 «Город строят» 1902
9 В 1909 году на выставке «Салон» в Петербурге Рерих показал ряд картин, и в их числе «Бой»), ставший вершиной его творчества 1900-х годов. Художник и художественный критик А. Н. Бенуа отмечал «редкое совершенство исполнения, большую выдержанность техники, ее уверенную простоту». В картине «Бой», по словам Бенуа, Рерих «творил свободно, распоряжался одними доступными ему средствами». … Разорванные на бесформенные облака темные тучи раскрыли золотое зарево неба, осветившего сцену морского боя. Среди пенистых волн столкнулись в решительной схватке воины в ладьях с поднятыми парусами. Мрачными свидетелями боя стоят одинокие острова с крепостями. Картина «Бой» завершила период масляной живописи Рериха. Художник решительно и бесповоротно перешел от одного материала к другому, от масла к темпере (краски,растёртые на эмульсии). Он говорил: «Суждено краскам меняться - пусть лучше картины становятся снами, нежели черными сапогами» (имеется ввиду выцветание темперы и изменение красочного слоя картин, написанных маслом в те годы). Переход от масла к темпере для Рериха был очень важным, он искал более тонких качеств цвета.
10 «Бой» 1906
11 Незадолго до начала первой мировой войны в творчестве Рериха появляются новые символические сюжеты («Крик змия», «Зарево», «Короны», «Дела человеческие», «Вестник», «Град обреченный» и другие). Выраженные в них чувства тревоги были восприняты как пророческие. В эти годы Рерих все более погружается в свои самые сокровенные мечты, с юности волновавшие его воображение. Еще студентом Рерих познакомился со В. Стасовым. Это знакомство определило многие будущие устремления и поиски художника. В беседах со Стасовым определилась для Рериха его научная задача - духовные связи России с Востоком, - которую он надеялся когда- нибудь разрешить на нехоженых тропах Монголии и Тибета. Художник начинает строить планы путешествия на Восток. Трехлетняя Центрально-азиатская экспедиция ( ) была самым значительным событием в жизни Рериха. Поискам, порою рискованных, русско-индийских связей на тропах Центральной Азии Рерих посвятил книгу «Алтай-Гималаи».Впоследствии он преподносит в дар московским музеям несколько картин из серии «Майтрейя» и передаёт ставшее теперь известным Послание гималайских Махатм, духовных учителей Востока.
12 Рерих положил начало движению за охрану памятников старины и вообще памятников культуры в России. В 1929 году по его предложению был разработан проект Пакта, который предусматривал защиту исторических, культурных и научных памятников в военное время. Пакт Рериха получил широкую поддержку многих известных деятелей культуры и науки, в разных странах были образованы постоянные комитеты Пакта, проводились международные конференции. Рерих был выдвинут в кандидаты на Нобелевскую премию мира. Идеи Пакта постепенно возродились после второй мировой войны. В картинах и этюдах Гималайского цикла Рерих переходит от дробящегося цвета земных предметов к локальному цвету Космоса. Он видит золотом или серебром светящуюся Землю в голубых космических просторах («Меч Гэсэра», «Гуга Чохан»). Рерих становится человеком космического сознания.
13 У Рериха был своеобразный литературный талант. Он много писал о природе, об искусстве. В своих статьях он выступает не только как художник, но и как общественный деятель, их отличает ясность мысли, твердость убеждений. Поэзия Рериха сокровенна. Ее символика - для узкого круга посвященных. 13 декабря 1947 года Рериха не стало. В древней долине Кулу, родине эпических сказаний индийского народа, стоит камень с надписью на санскрите: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 маг хар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ». Как-то Рерих сказал о Врубеле: «Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей». Эти слова в полной мере приложимы к личности и творчеству самого мастера.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.