Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАркадий Спафарьев
1 Урок литературы в свете ФГОС Личностные, метапредметные, предметные результаты (ООШ) 1
2 Личностные результаты выпускников -совершенствование духовно- нравственных качеств личности; - воспитание уважения к русской литературе, культуре других народов; - использование для решения познавательных задач различных источников информации. 2
3 Метапредметные результаты выпускников - умение ставить и понимать проблему; - выявлять причинно-следственные связи в художественном тексте, формулировать выводы; - умение организовать свою деятельность; - умение корректировать и оценивать ее. 3
4 Предметные результаты выпускников 1. В познавательной сфере: понимание ключевых проблем в литературных произведениях; понимание их связи с эпохой; умение анализировать литературное произведение (идейно-тематический аспект); умение анализировать его как факт словесного искусства, используя литературоведческую терминологию. 4
5 Предметные результаты выпускников 2. В ценностной сфере: умение выразить свое отношение к произведению, оценить его; умение дать свою интерпретацию прочитанного; понимание авторской позиции. 5
6 Предметные результаты выпускников 3. В эстетической сфере: понимание литературного произведения как явления словесного искусства; понимание эстетической функции художественного слова, его роли в создании художественных образов.. 6
7 Новое в подходах к преподаванию литературы: Продуктивное чтение: вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста (вместо быстрого прочтения и воспроизведения фактуальной информации) Проблемный диалог: постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками (вместо объяснения темы) Оценивание учебных успехов: -обучение комфортному и адекватному самооцениванию учениками своих достижений (вместо внешнего контроля с помощью отметок) 7
8 Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите : что…? Когда…?» Проблемно- диалогический урок 1. Постановка проблемы: -«С одной стороны…, но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» - «Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогический урок литературы Цель - обучить самостоятельному решению проблем, связанных с изучением художественного произведения См.памятку как подготовить ПДУ 8
9 Как поставить учебную проблему? 1-ый способ – через проблемную ситуацию 9
10 Построение урока с побуждающим проблемным диалогом Приёмы создания проблемной ситуации: Побуждение к осознанию противоречия: Побуждение к формулированию проблемы: Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений. Столкновение мнений учащихся. Обнажение житейского представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку». Предъявление невыполнимого задания. Что вас удивило? Какой возникает вопрос? Вопрос был один? А сколько мнений в классе? Что Вы думали об этом сначала ? А как на самом деле? Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Выберем подходящее. суждение. Какая альтернатива перед нами? Какой вопрос возникает? Какой будет тема урока? 10
11 2-ой способ постановки учебной проблемы – подводящий диалог Прочитай (прослушай, отгадай, запиши); Проанализируй (найди, подчеркни, выдели, обозначь); Сравни (сопоставь, найди отличие, общее); Сделай вывод о теме, проблеме урока. 11
12 3-ий способ постановки учебной проблемы – мотивирующий приём «Яркое пятно» Фрагмент (-ы) из художественной литературы, сказки, притчи Случаи из жизни Что-то необычное: загадки, шутки, кроссворды, парадоксы. Актуальность Зачем это нужно знать? Почему это важно? Какую роль играет подобное в нашей жизни? 12
13 Методы поиска решения Побуждающий к гипотезам диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез (тезис) Побуждение к проверке гипотез (аргумент) Общее побуждение Подсказка Сообщение Какие есть версии? Какие будут предположения? Согласны с этой версией? Как можно это проверить? 13
14 Читательские умения: анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы учителя, в том числе строить развёрнутый ответ; семантизировать незнакомое слово; самостоятельно составлять разные виды планов; пересказывать текст подробно, сжато, творчески. 14
15 Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов, где авторская позиция представлена в явном / неявном виде Главное средство – активные приемы на всех этапах работы с текстом Три этапа работы с текстом 1)До чтения текста. Ученики выдвигают предположения, о чем будет текст - по его названию, иллюстрациям и т.п. Результат: создание мотива для чтения. 2) Во время чтения текста. Ученики читают произведение в режиме диалога с автором, делая паузы в чтении для того, чтобы: -задать вопрос автору по прочитанному (В), -предположить ответ (О), -при дальнейшем чтении находят в тексте ответ на возникший вопрос и проверяют себя (П). Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста; СВОЯ интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концептуальной информации). Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации. 15
16 Виды и приёмы чтения: Просмотровое (анализ заголовка; просмотр рисунков, схем; знакомство с оглавлением, аннотацией). Ознакомительное (чтение по абзацам; выделение значимой информации, расстановка условных графических знаков). Изучающее (выделение смысловых частей, поиск ключевых слов; выявление деталей, под текстовой информации; составление плана, графических схем). Рефлексивное (возврат к заглавию, иллюстрациям; обобщающая беседа; творческие задания). 16
17 Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде); под текстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»); концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы). 17
18 Налево от дивана стоял старый английский рояль; перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды Clementi. Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротком платьице, в беленьких, обшитых кружевом панталончиках и октавы могла брать только arpeggio. Подле неё вполуоборот сидела Марья Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло ещё более строгое выражение, как только вошёл Карл Иванович. Она грозно посмотрела на него и, не отвечая на его поклон, продолжала, топая ногой, считать: «Un, deux, trios, un, deux, trios», ещё громче и повелительнее, чем прежде. (Л.Н. Толстой. «Детство») Арпеджио звуки аккорда, следующие один за другим. Раз, два, три, раз, два, три (фр.). 18
19 Спасибо за внимание! 19
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.