Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнна Грановская
1 Николаев Николай Николаевич Образование: высшее, МГУ им. Н.П. Огарёва географ, преподаватель географии, Диплом ЭВ выдан 17 июня 1994 г. Общий педагогический стаж : 20 лет в занимаемой должности: 20 лет. В данной школе: 3 года Дата последней аттестации: г. Наличие квалификационной категории: высшая, приказ МО РМ от к Награды: Нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ».
2 Представление педагогического опыта Тема: «Формирование ценностных ориентаций у учащихся на уроках географии»
3 «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу и слышу, я немного помню. То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать. Когда же я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и умения. Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером». Е. Пометун
4 Актуальность и перспективность опыта Актуальность исследования. Обращение к проблеме формирования ценностей и ценностных ориентации школьников обусловлено потребностями общества, необходимостью роста ценностного потенциала в социуме, что является одним из важнейших условий общения людей, их жизни и прогресса в современном мире.
5 Значение опыта для совершенствования учебно- воспитательного процесса Основные положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ ( гг.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требующие поиска новых подходов к развитию и воспитанию подрастающего поколения, а также цели и задачи, установленные в «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года», стали основой формирования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Принятая Концепция общеобразовательных стандартов нового поколения ставит новые задачи реформирования школы, которые ориентированы на ускоренное совершенствование образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
6 Личностные результаты школьников, согласно общеобразовательным стандартам второго поколения, проявляются через сформированные ценностные ориентации личности, под которыми понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, основу мировоззрения.
7 Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,становление опыта Условием формирования ведущей идеи опыта и условий возникновения послужили формированию социально значимой ценности «малая родина» и ценностных ориентаций по отношению к ней у обучающихся и отсутствием методики ее формирования в процессе изучения регионального курса географии, необходимостью разработки методики формирования ценностных ориентаций учащихся в процессе изучения предмета географии.
8 Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Благодаря этому устраняется абстрактность географических понятий и механическое их усвоение. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.. Школьное географическое краеведение- комплексное физико- географическое и экономико-географическое познание территории учащимися в учебно-воспитательном процессе на основе разных источников знаний, непосредственного наблюдения под руководством учителя.
9 Теоретическое обоснование опыта Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения о природе ценностей и ценностных ориентациях личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей (Н.А. Григорьева, А.П. Здравомыслов, А.В. Кирьякова, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К.К. Платонов, В.П. Тугаринов, М.С. Яницкий и др.); идеи личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, Т.И. Кулыпина, В.П. Сериков, И.С. Якиманская); системно-деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); положения о структуре содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); положения о роли, месте, содержании регионального компонента в стандарте образования (О.А. Бахчиева, Л.Ф. Греханкина, А.В. Даринский, М.А. Никонова и др.).
10 Технология опыта Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе предусматривает ближайшей целью задачу овладения обучающимися комплексом знаний, умений, навыков, выработку качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях современного общества. Личностно-ориентированный подход предполагает обращение, прежде всего, к личности, ее сущности, ценностным ориентациям.
11 Основные положения системно-деятельностного подхода заключаются в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
12 Модель методики формирования ценностных ориентаций старших подростков в процессе изучения краеведения на урока географии географии
13 Взаимосвязь объектов изучения регионального компонента
14 Методы краеведческого изучения своей местности: Литературный (использование различного рода печатных источников об изучаемой территории с целью получения предварительных знаний об исследуемой территории, решения вопросов, связанных с историей развития края, оформления теоретических выводов). Картографический (работа с картами разного направления с целью раскрытия пространственных сочетаний в природе и в хозяйстве на территории родного края, составления картосхем, картодиаграмм, картограмм, глазомерных съёмок местности и т.д., характеристики определённой местности). Статистический (отбор количественных показателей и их обработка с целью подсчёта, вычислений, составления таблиц, графическое изображение (линейные графики, столбиковые диаграммы и т.д.) определённой территории). Визуальный (непосредственное наблюдение (обозрение) изучаемых явлений и объектов). Метод анкетирования (сбор информации по ряду вопросов с помощью теста-опроса или устно по родному краю). Фотографирование и съемка местности (сбор экспозиционного и наглядного материала посредством технических средств). Метод полевых исследований (ландшафтный метод). Сущность ландшафтных методов исследования заключается не в анализе отдельных природных компонентов (земной коры, вод, воздуха, растительного и животного мира, почв), а в выделении и характеристике народно-территориальных комплексов.
15 Результативность опыта Работа по реализации данной темы дала определённые результаты: -развивается коммуникативная компетентность учащихся; -формируется положительная мотивация к обучению и интерес к предмету; -в значительной мере повышается творческая активность детей в учебно-познавательной деятельности: они с удовольствием выступают на различных конкурсах, участвуют в олимпиадах, чувствуют себя увереннее, не боятся выступать с докладами, проектными работами, исследованиями; -совершенствование речевых навыков способствует успешной учебе
16 Учебное краеведение: Углубляет понимание объективности существования и развития природы и хозяйства, взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов, естественности их изменения, раскрывает влияние на природу деятельности человека. Помогает учащимся глубже осознать во время полевых занятий проявление общих закономерностей в природе и хозяйстве родного края; сознание личной ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование и восстановление её ресурсов. Приобщает к поисково-исследовательской деятельности учащихся. Вырабатывает общие и географические умения и навыки. Повышает эффективность нравственного воспитания учащихся. Развивает эстетическое восприятие учащихся. Создаются условия для правильного осуществления профессиональной ориентации учащихся, их подготовки к жизни, к труду. Способствует реализации межпредметных и внутрииредметных связей.
17 Трудности и проблемы при использовании данного опыта 1. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что наряду с большим подъемом краеведческой работы еще далеко не в каждой школе краеведение по географии заслужило должное признание и развитие. С таким положением сейчас мириться никак нельзя. 2. Гораздо большее развитие в опыте краеведения по географии отводится изучению природы и еще слабо развивается изучение местного хозяйства и населения в страноведческом и экономико-географическом плане. Эту важную сторону географического краеведения следует усилить. 3. Пока большее место в краеведческих материалах занимают данные, характеризующие отдельные элементы природы. Это можно рассматривать как первый этап. Реже краеведческая работа завершается комплексной, страноведческой характеристикой края. А это, на мой взгляд, должно быть главным итогом работы. 4. Настала пора, когда с учетом опыта и теоретических обобщений можно наметить систему географо-краеведческой работы в школе. В ней надо, опираясь на передовой опыт, обосновать содержание, формы и методы краеведения по школьной географии. 5. До сих пор самым трудно решаемым вопросом в опыте краеведческой работы является использование краеведческих материалов в преподавании географии, т. е. проблема краеведческого подхода в преподавании основ географической науки в школе.
18 Адресные рекомендации по использованию опыта ylgahome.3dn.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.