Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРимма Бутенева
1 Тема занятия 12: «Согласные звуки»
2 Цель занятия: Повторить классификацию согласных звуков; Познакомиться с основными орфоэпическими нормами в области согласных звуков.
3 Звукигласныеударныебезударныесогласные Твердые - мягкие Звонкие - глухие
4 Большинство согласных звуков образуют пары по твердости – мягкости. Например, [б] – [б] [м] – [м] [п] – [п] [с] – [с] [г] – [г] [р] – [р] [ф] – [ф] [л] – [л] [з] – [з] и др. Не образуют пары: Твердые: [ж], [ш], [ц] Мягкие: [ч], [щ], [й]
5 Метаграммы Я с [Л] смягчённым - под землёй, Бываю каменный и бурый. А с твёрдым - в комнате твоей, В геометрической фигуре. (уголь – угол) С твердым [Л] я на стене, Книга, например, на мне, Но как только [Л] смягчите, Сразу в танец превратите. (полка – полька)
6 Твердые согласные не могут сочетаться с идущим послес них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим послес них гласным звуком [ы]. Мужик [мужик] (здесь послес твердого [ж] звучит [ы]). Учил [учил] (здесь послес мягкого [ч] звучит [и]). В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных. Твердый [н] может меняться на мягкий [н] в сочетаниях [нч], [нщ]. Блин - блинчик [блинчик]. Смена сменщик [сменщик]. Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д], [т], [з], [с], [н]. Свист зви[ст]есть. Лес лес[с'н']ик. Казна в ка[з'н']е. Бант ба[н'т']ик. Индия И[н'д']ия.
7 Большинство согласных звуков образуют пары по звонкости – глухости. [б] – [п] [в] – [ф] [г] – [к] [д] – [т] [з] – [с] [ж] – [ш] Не образуют пары: [н], [м], [л], [й], [р] (запомнить звуки поможет предложение Наша мама лесчит йодом рану)
8 Метаграммы 1. С глухим согласным наливаюсь в полес, Со звонким - песть умею на просторе. 2. С глухим-весною из меня листочки вырастают, Со звонким - солят всё во мне иль воду наливают. С глухим согласным мы его читаем, Со звонким – в нем мы обитаем.
9 Оглушеение и озвончение согласных. В потоке речи в определеснных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие на звонкие (озвончаются). Звонкие согласные оглушаются в двух позициях: 1. На конце слова: Хлесб [хлэп]. (Много) цветов [цвитоф]. 2. Перед глухим согласным: Когти [когти]. Ложка [ложка]. Под полом [патполам]. Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими: Просьба [прозба]. Отбой [адбой']. С другом [здругам].
10 Помимо смягчения, озвончения и оглушеения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определеснных позициях и другим изменениям. Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч'], [щ'] уподобляются им по звучанию и по произношеению. Сшить [шшы́т]. Разжечь [ражжэ́ч]. Счет [щщо́т]. Расщедрался ра[щщ]е́дрался. Подчистоить [патчи́стоит]. С жуком [жуков́м]. Из шеерсти [ишшэ́рс'т'и]. В глаголах на -ться и -тся звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношеению, совпадают в двойном звуке [ц]. Рваться [рваца]. Годится [гадица]. В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношеению, совпадают в звуке [ц]. Арбатский [арбацкий']. Пиратский [пирацкий'].
11 При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них. Властный влад[сн]ый. Сердце се[рц]е. Поздно по[зн]о. Солнце со[нц]е. Завистлсивый зови[с'л']сивый. Чувство чу[ств]о. Шестьсот шее[сс]от. Голландский гола[нс]кий.
12 Домашнее задание 1. Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба, сгибать? 2. Какой фонетический признак объединяет слова: вдруг, подтянуть, укладка, ферзь ? 3. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему? 4. Сосчитайте, сколько раз встречается гласный звук слова жизнь в выделеснном предложении? В сундуке жили белые мыши. 5. В каком слове выделеснный согласный произносится твёрдо? Тире, крем, музей, шинель 6. Сколько мягких согласных звуков в пословице: Не трудиться – хлесба не добиться?
13 7. В каком слове есть только твердые согласные звуки? а) водит; б) пашеешь; в) верит; г) смех 8. Известно, что произношеение звуков зовисит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква с обозначает звук [с], а в каких – другие звуки: просьба, сшить, сжечь, слушать, синий ? 9. Сделайте фонетическую запись предложения: Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля. 10. Укажите, сколько раз встречается звук [Т] в предложении: Документ подписан директором.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.