Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕкатерина Семёнова
1 Научно-методические психологические подходы к принципу воспитания и обучения успехом Выступление на педсовете учителя химии МБОУ СОШ 67 г. Воронежа Строчилиной Татьяны Владимировны
2 Что такое успех? УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
3 Слагаемые создания ситуации успеха на уроке: Первое обязательное условие - атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты. Снятие страха – авансирование обучающихся перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу. Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!» Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты). Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы
4 Ситуация успеха на уроке Ситуация успеха рассматривается как проживание обучающимся своих личностных достижений в контексте его собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, обучающийся обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала. Необходимым приемом деятельности является высокая оценка детали - самое трудное, ибо подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию. Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение учителя создать атмосферу доброжелательности. При этом учитель придумывает методические приемы, обеспечивающие: снятие тревожности, высокую мотивацию, поддержку индивидуальности (исключительности) обучающегося, объективность и доброжелательность педагогического внушения высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности обучающегося.
5 Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и обучающемуся в том числе. Для себя учитель выделяет главные функции оценки: информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную. Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий: эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив; доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной); перевес положительной оценки над отрицательной; понимание душевного состояния ребенка; не наказание оценкой, а побуждение к действию; хорошие знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету.
6 Памятка Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
7 Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность обучающегося в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что обучающийся никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться. Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации обучающихся. «Ситуация успеха» - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
8 Алгоритм создания ситуации успеха 1. На фоне эмоциональной комфортности снятие страха «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений». 2. Авансирование успешного результата. «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», « У тебя обязательно получиться» 3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности. «Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о…» 4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость). «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» 5. Персональная исключительность. «Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» 6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение. «Так хочется поскорее увидеть…» 7. Высокая оценка деталей «Тебе особенно удалось то объяснение…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
9 Успех педагогического общения – успех обучения и воспитания Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и обучающимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании. Воспитание по своей сути - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность обучающихся, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
10 Успех педагогического общения – успех обучения и воспитания Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру. В средней школе характер общения меняется, обучающийся включается в отношения с несколькими учителями-предметниками, которые мало знают его, и общение с ним зависит от успехов обучающегося по предмету и поведения на уроке. От отношения учителя к обучающимся во многом зависит характер и содержание тех оценок, которые он дает обучающимся, характер их переживаний по поводу своих поступков или срывов в поведении.
11 На основании анализа восприятия учителями обучающихся выделяется четыре группы обучающихся: К первой относят ребят, хорошо усвоивших требования учителей, хорошо успевающих, активно участвующих в педагогическом процессе. Контакт с ними доставляет радость учителю в учебной и других видах педагогической работы. Их родители часто посещают школу, выполняют поручения учителей, входят в родительский комитет. Широкие контакты с обучающимися обеспечивают хорошее знание их психологических особенностей и больше возможности воспитательного влияния. Они находятся в зоне благоприятных взаимоотношений. При таких отношениях с учителями конфликтов почти не бывает, а если они случаются, то учителя уверены, что их вовлекли другие обучающиеся, а они страдают за коллектив.
12 На основании анализа восприятия учителями обучающихся выделяется четыре группы обучающихся: Ко второй группе относят спокойных обучающихся, порой безразличных к событиям школьной жизни, поступкам своих сверстников - они чаще не участники, а зрители всего происходящего в школе. Взаимоотношения с учителями у таких обучающихся ограничиваются участием в учебной работе, а хорошая успеваемость создает мнение учителей об их благополучии в личностном плане. Общение с ними в школе носит деловой, оценочный характер, и это устраивает обе взаимодействующие стороны – и учителя, и обучающихся.
13 На основании анализа восприятия учителями обучающихся выделяется четыре группы обучающихся: В третью группу включают обучающихся, легко поддающихся влиянию других, они действуют под контролем сильных личностей. Они всегда готовы извиниться перед учителем за проступок, выполнить любое поручение, отношения с такими обучающимися не принимают конфликтный характер.
14 На основании анализа восприятия учителями обучающихся выделяется четыре группы обучающихся: В четвертую группу входят независимые самостоятельные ребята, имеющие свою точку зрения на события в школе, чувствительные к отношениям между людьми. В эту группу входят и обучающиеся из неблагополучных семей, обездоленные неудачники, трудные дети. Они вызывают раздражение учителей своим поведением. Иногда учитель, желая сломать их сопротивление, напоминает об их неблагополучии, оскорбляет обучающихся, а взамен получает ответ - оскорбление. Такой стиль общения приводит к затяжным конфликтам.
15 Урок – как педагогическое искусство Урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом. Но урок должен одновременно быть и деловым общением учителя с каждым обучающимся. Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех обучающихся класса и в то же время как бы адресовалось каждому обучающемуся отдельно, необычайно сложно. Учителю удаётся организовать такое общение в основном только тогда, когда он проводит лабораторную или практическую работу. Но организация такого общения возможна на любых уроках. Если слова учителя, даже самые правильные и искренние, расходятся с делом, с практикой жизни (когда в школе обучающийся слышит одно, а в жизни наблюдает другое), ему не удастся вызвать у обучающихся ответное чувство поддержки, согласия. Апатия и противодействие возникают там, где много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом. Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется. Урок - это всегда езда в незнаемое, даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала. Он должен формировать интерес к предмету, потребность в познании. В этой связи урок как вид общения - это формирование интереса не только к предмету, но и к личности учителя.
16 Урок – как педагогическое искусство
17 Что зависит от учителя? Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием обучающихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает обучающихся сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если обучающиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному. Когда же обучающиеся индифферентны к предмету беседы, то эффективнее будет обратный порядок преподнесения материала - от самого интересного к менее интересному. Овладеть вниманием обучающихся может помочь и действие феномена психической заразительности. Замечено, что люди, собираясь вместе, обладают способностью поддаваться реакции других людей.
18 Что зависит от учителя? В целях стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные игры, фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание. Учитель не должен пренебрегать психологическими особенностями формирования интереса: избегая монотонности, не уходить в крайность, превращая урок в гонку с преследованием, где каждая минута занята напряженным умственным трудом; урок не должен принимать форму расхлябанного, продолжительного безделья. Обучающиеся должны быть заняты, будь это игра или работ а.
19 Этапы урока Учителю надо умело разбить урок на части, поскольку через 7-10 минут внимание любой аудитории обычно снижается. Мышление хочет отдохнуть от старого логического хода, поэтому должны сочетаться различные приёмы активизации внимания: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рисунок, музыка и т.п. Важно, чтобы переход от одного вида работы к другому на уроке не был резким, чтобы не звучала угроза поставить двойку за невнимание. Не должно быть никакой вялости и тягучести. Это требует от учителя определённого напряжения, поскольку приходится учитывать возможности каждого из обучающихся класса и всех их вместе.
20 Ситуационно-ролевая игра Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, или ситуационно-ролевая игра (пресс- конференция, симпозиум, консультация и пр.). В такой игре, задаваемой и организуемой учителем, обучающиеся имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Такие игры необычайно оживляют урок как вид общения, осуществляется психологическая адаптация обучающихся друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления
21 Личные качества учителя Учителю необходимо быть очень внимательным к успехам обучающихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, красивый почерк, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Обучающийся, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Требовательность, принципиальность и последовательность в осуществлении рабочей дисциплины и порядка на уроке и вне его способствуют выработке делового настроя класса, и это сказывается в общении. Некоторые замечания, направленные на поддержание делового общения, уместно произносить прямо на уроке в присутствии класса. В этом случае хорошо работает шутка, ирония, розыгрыш.
22 Личные качества учителя Сдержанность – важное психологическое свойство в общении учителя с обучающимися. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности. Сдержанность предполагает нейтрализацию таких эмоций и чувств, как гнев, ярость, недовольство, ненависть, презрение и др. Учитель должен следить и за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Обучающихся сковывает настроение грусти, подавленности взрослых
23 Обучающихся учат не наставления педагога, а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.