Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВадим Мариенгоф
2 Презентация выполнила Пирожкова Анастасия
3 Творчество Дионисия в Кирилло-Белозерском монастыре в Ферапонтове
4 Дионисий (около ) русский художник, ознаменовавший своим творчеством последний взлет древнерусского искусства после Андрея Рублева, совпавший с общим подъемом Московской Руси в царствование Ивана III. Дионисий известен не меньше, чем его гениальный предшественник. автор многочисленных икон, фресок и миниатюр.
6 Собор, возведенный ростовскими мастерами к 1490 году, представляет первоклассный образец ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестово-купольный трехапсидный храм поставлен на высоком подклете. Его стройные пропорции подчеркнуты вертикалями лопаток и тремя ярусами закомар и кокошников, завершенных изящным барабаном (малый барабан над южным приделом с конца XVIII в. скрыт под кровлей). Вверху стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки с балясинами и керамическими плитками с растительным орнаментом, внизу – пояс с тератологическим и растительным орнаментом, восходящий к формам белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана. Собор, возведенный ростовскими мастерами к 1490 году, представляет первоклассный образец ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестово-купольный трехапсидный храм поставлен на высоком подклете. Его стройные пропорции подчеркнуты вертикалями лопаток и тремя ярусами закомар и кокошников, завершенных изящным барабаном (малый барабан над южным приделом с конца XVIII в. скрыт под кровлей). Вверху стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки с балясинами и керамическими плитками с растительным орнаментом, внизу – пояс с тератологическим и растительным орнаментом, восходящий к формам белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана. Кирилло-Белозерский монастырь
7 Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи.После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Площадь стенописи собора около 600 кв. м. Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет и полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев. Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи.После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Площадь стенописи собора около 600 кв. м. Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет и полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев.
9 Музей фресок Дионисия
10 В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без обновлений до нашего времени. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года.
11 Схема расположения росписей 1. Христос Вседержитель 2. Архангелы 3. Праотцы 4. Евангелисты и Спас Нерукотворный 5. Богоматерь. Воплощение с архангелами 6. Покров Богоматери 7. Серафимы 8. Преподобные Фома Малеин и Евфимий Великий 9. Преподобные Варлаам и царевич Иоасаф 10. Преподобные Иоанн Кущник и Алексий, человек Божий 11. Преподобные Феодосий Великий и Антоний Великий 12. Неизвестные мученики 13. Мученики Сергий и Вакх 14. Святой князь Владимир и мученик Евстафий Плакида 15. Святые князья Борис и Глеб 16. Пир в доме Симона прокаженного 17. Беседа с самарянкой; Исцеление слепорожденного 18. Брак в Кане Галилейской 19. Воскрешение дочери Иаира; Исцеление кровоточивой жены 20. «Ангел предстатель с небес послан бысть...» 21. «Сила Вышняго осени...»
12 Основные черты Многочисленные исторические источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. К нему, очевидно, обращены трактаты крупнейшего публициста, писателя и общественного деятеля того времени Иосифа Волоцкого. Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного. Многочисленные исторические источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. К нему, очевидно, обращены трактаты крупнейшего публициста, писателя и общественного деятеля того времени Иосифа Волоцкого. Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного.
13 Христос Вседержитель
14 Архангелы Архангелы Михаилы Архангелы Гавриилы
15 Праотцы Праотец Мелхиседек Праотец Енох Праотец Ной Праотец Аред
16 Евангелисты и Спас Нерукотворный Евангелист Матвей Евангелист Лука Спас Нерукотворный Евангелист Марк
17 Богоматерь. Воплощение с архангелами
18 Покров Богоматери
19 Преподобный Фома Малеин
20 Преподобный Варлаам
21 Преподобный Алексий, человек Божий
22 Преподобный Феодосий Великий
23 Неизвестный мученик
24 Мученик Сергий
25 Святой князь Владимир
26 Святой князь Борис
27 Пир в доме Симона прокаженного
28 Беседа с самарянкой; Исцеление слепорожденного
29 Брак в Кане Галилейской
30 Воскрешение дочери Иаира; Исцеление кровоточивой жены
31 «Ангел предстатель с небес послан бысть...»
32 «Сила Вышняго осени...»
33 Композиция «О Тебе радуется» Икона иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…» и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы. За нею – собор архангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин, протягивающий текст своей молитвы Богородице. Под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы… венчает композицию полукруг неба, как правило, с изображением небесных ангельских сил. Икона иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…» и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы. За нею – собор архангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин, протягивающий текст своей молитвы Богородице. Под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы… венчает композицию полукруг неба, как правило, с изображением небесных ангельских сил. 150 х 119 см
34 КОНЕЦ спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.