Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВероника Бизеева
1 © ООО «Баласс», Особенности содержания и методики преподавания курса обучения грамоте и предмета «Литературное чтение» средствами УМК Образовательной системы «Школа 2100» Е.В. Бунеева, доктор пед. наук, О.В. Чиндилова, доктор пед. наук, заслуженный учитель РФ, О.В. Пронина, заслуженный учитель РФ
2 © ООО «Баласс», Курс обучения грамоте в Образовательной системе «Школа 2100» Принимаем вопросы в чат по этой теме
3 © ООО «Баласс», Курс обучения грамоте Авторы: Р.Н. Бунеев, д.п.н., член-кор. РАО Е.В. Бунеева, д.п.н., О.В. Пронина, Заслуженный учитель РФ
4 © ООО «Баласс», Концепция «Педагогика здравого смысла», определяющая цель: выращивание функционально-грамотной личности (развитие личности через культуру в деятельности) Принципы, обеспечивающие достижение цели Учебно-методическое обеспечение Образовательные технологии Научное сопровождение Развивающая образовательная система «Школа 2100»
5 А.А. Леонтьев (1936–2004), академик РАО, первый научный руководитель Образовательной системы «Школа 2100» Непрерывность – наличие последовательной цепи учебных задач,... переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение учащихся вперёд на каждом из временных отрезков. Преемственность – непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (ДОУ – школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение), единая организация этих этапов (форм) в рамках целостной системы образования. (академик А.А. Леонтьев) © ООО «Баласс», 2013.
6 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Риторика Учебные пособия Развитие речи Методические рекомендации для педагога Дополнительные пособия: карточки и раздаточный материал Подготовка руки к письму Слушание художественных произведений Культура общения ДОШКОЛЬНОЕ И ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСКИЙ САД 2100»
7 Обучение грамоте. Русский язык 1–4 класс Учебники Дополнительные пособия Рабочие тетради Проверочные и контрольные ЧистописаниеДидактический материал Карточки (слова с непроверяемыми написаниями)Методические рекомендации для учителя
8 8 Обучение грамоте Добуквенный период - 36 ч., букварный период ч. Программа рассчитана одновременно на нечитающих и читающих детей. Линии развития учащихся средствами предмета 1. Овладение грамотой (чтением, письмом); развитие умений слушания и говорения. 2. Расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи. 3. Овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости. 4. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов. 5. Приобретение и систематизация знаний о русском языке. 6. Раскрытие красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка. 7. Формирование у детей чувства языка. © ООО «Баласс», 2013.
9 9 Цели Результат СЛОВО Звуковой состав и обозначение звуков буквами. Состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (им. существительных с помощью суффиксов, глаголов – с помощью приставок). Грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово). Лексическое значение (что обозначает, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Признаки предложений. Произношение и чтение предложений с разной интонацией. Орфографическое и пунктуационное оформление предложений. Конструирование предложений из слов, рисование схем предложений. ТЕКСТ Понятие о тексте. называть звуки, из которых состоит слово; давать им характеристику; не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слова на слоги, ставить ударение определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости обозначать мягкость согласных звуков на письме определять количество букв и звуков в слове писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях ставить пунктуационные знаки конца предложения списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения правильно читать плавным слоговым чтением тексты находить корень в группе доступных однокоренных слов © ООО «Баласс», 2013.
10 10 Языковая пропедевтика ФОНЕТИКА: характеристика звуков, ударение, наблюдение над несоответствием написания и произношения жи-ши, ча-ща, чу-щу ЛЕКСИКА: лексическое значение слова, многозначность, слово сочетаемость МОРФЕМИКА: состав слова, однокоренные слова, графическое обозначение частей слова МОРФОЛОГИЯ: части речи без введения понятий, единственное и множественное число, роль предлогов и отличие их от приставки СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ: сведения о предложении, об интонации повествовательной, вопросительной и восклицательной, знаки в конце предложения, обращение, текст ОРФОГРАФИЯ: написание заглавной буквы, формирование орфографической зоркости в ходе наблюдения за несоответствием произношения и написания © ООО «Баласс», 2013.
11 Организация материала на развороте Букваря Для нечитающих детей Звук (звуки) Буква (буквы) Схема – «человечек»: буква и звук(и) – звуко-буквенный анализ+синтез (опора) Слоги Слова Предложения Текст Для читающих детей Тот же материал + текст на правой стороне разворота
12 ТЕКСТ ДЛЯ ЧИТАЮЩИХТЕКСТ ДЛЯ ВСЕХТЕКСТ ДЛЯ ЧИТАЮЩИХ СХЕМА-«ЧЕЛОВЕЧЕК» СЛОГИ СЛОВАПРЕДЛОЖЕНИЯ
13 Проводим сдвоенный урок чтения и письма. Почему? СЛУШАНИЕ ПИСЬМО ЧТЕНИЕ ГОВОРЕНИЕ © ООО «Баласс», ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
14 Варианты использования материала Букваря и прописей в течение двух уроков 1. Чередуем работу в Букваре и прописи: Букварь (звук, буква, слоги) – пропись (буквы, звуки, слоги) – Букварь (чтение слов, предложений) – пропись (письмо слов, предложений) – Букварь (чтение текста) или пропись (чтение и списывание текста) Всё время помним про принцип минимакса!!! 2. Чередуем материал более крупными блоками. © ООО «Баласс», 2013.
15 Добуквенный период © ООО «Баласс», КАРТИНКИ с изображениями предметов: называем слово, уточняем лексическое значение, слушаем звуки, определяем место звуков в слове, характеризуем звуки и т.д. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: вводим схему – «человечка» пока без букв, для характеристики гласных звуков
16 Добуквенный период © ООО «Баласс», СХЕМЫ: слова ____ предложения звука
17 Добуквенный период © ООО «Баласс», СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНЫ: комплексная работа (поэтапный анализ, группировка, классификация, озвучивание) Поиск и выделение необходимой информации. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
18 Добуквенный период © ООО «Баласс», 2013.
19 Как работать с материалами страницы Букваря Виды упражнений: - Звуко-буквенный анализ слов - Чтение слогов (варианты заданий) - Упражнения в чтении слов, работа над лексическим значением слова - Чтение предложений - Чтение текста © ООО «Баласс», 2013.
20 Виды упражнений
21 © ООО « Баласс », Виды упражнений -Сколько мыслей прочли? (Три мысли). -Сколько предложений? (Три предложения). -О ком рассказывает 1-е предложение, 2-е? 3-е? -Какое первое слово в каждом предложении? Подчеркните его. -С какой буквы начинается любое предложение? (С заглавной) -В каком предложении два слова написаны с заглавной буквы? Почему? -Сколько слов в 1-м предложении? Назовите первое, второе, третье… -Какое слово состоит только из одного звука? А букв в нем сколько? (Тоже одна) -В каком предложении больше всего слов? Меньше всего слов? Чтение предложений (Букварь, с. 56, тема «Звук у буквы Уу»)
22 © ООО «Баласс», Виды упражнений Чтение текста с использованием приёмов технологии продуктивного чтения Букварь, с До чтения текста читаем слова: краса, краски, красота, красотка, просто, простак Рассматриваем иллюстрацию) - Кто изображён? (Котенок, кот, он прыгает). Читаем название: Сорока-красотка. - Посмотрите на эту фотографию – вот какая она, сорока. Красивая? И автор согласен: назвал сороку красоткой. - О чём хочется спросить автора? (Почему текст будет про сороку, а нарисован кот?) 2. Чтение текста вслух по предложениям (читают дети). Комментированное чтение и диалог с автором (проводит учитель).
23 © ООО «Баласс», У окна кусты. (Представили?) У куста сорока. (Увидели?) А тут и Простак. В (Кто это – Простак? Почему с большой буквы написано слово?) О (Догадались?) Простак – кот. П (А вот и ответ автора текста. Мы правильно предположили.) Уноси, красотка, ноги! (Когда так говорят? То есть… убегай скорее, улетай!) В (А почему, догадались?) 3. Вопрос после чтения: - Как думаете, чем закончится эта история? (Сорока улетит, конечно, ведь наш кот – Простак…) Чтение текста с использованием приёмов технологии продуктивного чтения
24 © ООО « Баласс », Методическая помощь учителю
25 © ООО « Баласс », Подготовка руки к письму: штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, дорисовывание. 2. Обучение письму: обведение, списывание с печатного образца письменными буквами, дописывание слов, составление слов, отработка частотных соединений, написание букв. 3. Пропедевтика изучения русского языка: характеристика гласных и согласных звуков, заглавная буква, единственное и множественное число, "словарные" слова. 4. Развитие речи: расширение словарного запаса, составление тематических групп слов, предложений с опорой на рисунок, выбор заглавия к тексту и др. Прописи «Мои волшебные пальчики». Основные направления работы
26 © ООО « Баласс », Использование вспомогательной линии: переход с узкой линейки на широкую и обратно - в рамках одной тетради: в прописях на этапе введении новой буквы, соединений и отработки их написания и при самостоятельном письме, в 4- 5 прописях - только на этапе введения, самостоятельная работа - уже в широкую линейку. 2. Заведомо избыточный материал для одного урока на развороте прописей. При планировании комбинированного урока не дублируем материал Букваря! Не надо стремиться выполнить все! 3. Предусмотрено не механическое списывание, а развивающая аналитическая работа! 4. Орфографическая пропедевтика - на каждом уроке. Какие особенности прописей надо иметь в виду
27 © ООО « Баласс », Виды упражнений в письме на примере материала одного урока
28 © ООО « Баласс », Списывание отдельных предложений: формирование предметных умений и познавательных УУД Пропись 3, страница 11 Вариант работы: 1. Читаем и анализируем каждое предложение ( сколько слов, какое первое, большая буква в начале, точка в конце). 2. Выясняем, какое предложение начинается с маленького слова - предлога У. Читаем его. 3. Учитель предлагает записать предложение из трех слов. Таких два. Нам интересно то, которое начинается с маленького слова - предлога у. 4. Списываем 3-е предложение, подчеркиваем "опасные" места: У ракиты кусты. (!!!подчеркнуть У, пробел и точку) 5. Дети списывают еще одно предложение по своему выбору. Подчеркивают большую букву и точку в конце. 6. Проверка (Какое предложение записали? сколько слов? какое первое?)
29 © ООО « Баласс », Читаем заглавие. Рассматриваем, где и как оно пишется (пропись 3, стр. 4) - О чем говорит нам заглавие? (Будем читать про сороку) 2. Дети читают про себя. Вопрос после чтения: - Действительно ли текст про сороку? 3. Анализ текста по предложениям. - Из скольких предложений текст? Прочитайте про себя 1-е предложение. Что узнали? - Сколько слов в 1-м предложении? Какое слово первое? как написано? Есть ли еще слова с большой буквы? Почему? Почему слова ТАКСА и КОТ написаны с маленькой буквы? (Это не клички) Работа с текстом в прописях: формирование предметных умений и познавательных УУД
30 © ООО « Баласс », Назовите последнее слово 1-го предложения. Как вы догадались? (Стоит точка) - Хором прочитайте предложение орфографически. - Посмотрите, как записано первое предложение. Почему не с края строчки? Будем учиться писать с красной строки ( с абзаца). Так же анализируем 2-3 предложения. 4. Списываем заглавие. -Сколько слов в заглавии? Прочитайте 1-е, 2-е. 5. Списываем первое предложение. Запись с комментированием: - Первое слово..(.У ) Как запишем? ( С большой буквы) - Второе слово... и т.д. По ходу записи подчеркиваем опасные места в словах и между словами. 6. Читаем записанный текст вслух. Работа с текстом в прописях: формирование предметных умений и познавательных УУД
31 © ООО «Баласс», Голосование: Какова эффективность предложенного курса обучения грамоте? 1) Ничего нового, что давало бы особый результат. 2) Использую данную методику частично, не совсем согласна. 3) Интересные пособия, эффективная методика, давно использую.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.