Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТимур Рожнов
1 Практический семинар Учимся общаться Сюзева Н.А. педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ ДСКВ 77 «Эрудит»
2 Формы партнерства образовательного учреждения и родителей: индивидуальные и групповые консультации специалистов; коммуникативные тренинги для педагогов и родителей; семинары для педагогов и родителей; деловые игры для педагогов и родителей; написание брошюр для родителей; специальные мероприятия, в которых семья выступает как источник социокультурного опыта для педагогов и детей; создание и организация работы семейных клубов, которые объединяют людей разных поколений; создание детско-родительских театров; творческие группы педагогов и родителей по проведению праздников; совместные творческие группы педагогов – родителей по темам: «Семья – о воспитании», «Семья – источник знаний», «Семья – хранитель традиций», которые собирают информацию об эффективных народных методах воспитания и пропагандируют их; домашние задания развивающего или творческого характера для совместного выполнения детьми и их родителями; драмкружки родителей и детей; спортивные соревнования семей;
3 Принципы : Принцип диалогизации взаимодействия. Другими словами соблюдение равноправного, полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии. Принцип субъект - субъективного подхода, предполагающий равноправие позиций педагогов ОУ и родителей. Принцип самодиагностики. Развитие своего "Я", рефлексивных способностей, понимания "Я - в ситуации." Принцип психологического события, основанный на влиянии эмоций на мышление человека. Предполагается использование эмоционально насыщенных средств. Принцип акцентирования языка чувств, где предполагается уделять особое внимание развитию мимики, жестов и остальной невербальной стороне человеческого общения. Принцип соблюдения доброжелательной атмосферы, когда формируется позитивное отношение к другому человеку, понимание его состояния и эмоциональное сопереживание (эмпатия); Принцип ненавязчивости. В процессе взаимодействия педагоги не дают однозначных ответов или готовых рецептов счастливой семейной жизни, не занимаются обучением тем или иным методам, а показывают модели, варианты поведения, общения, разрешения конфликтов, их плюсы и минусы с учетом принятых в обществе непреложных морально-нравственных, духовных норм и ценностей.
4 Условия для взаимодействия: Педагог испытывает и демонстрирует принятие своего собеседника; Педагог испытывает и демонстрирует эмпатическое понимание собеседника; Педагог предоставляет искреннюю обратную связь.
5 1-й шаг : Принятие Принятие – это: уважение права собеседника на его собственные чувства, мысли, поведение; положительное отношение к чувствам, желаниям и поступкам человека как естественным в данной ситуации. ИЛИ - это особая установка педагога по отношению к словам и действиям своего собеседника.
6 1-й шаг : Принятие. Когда мы принимаем слова или поступки другого, то говорим: «Я согласен с тобой»; «Я считаю, что ты правильно делаешь»; «На твоем месте я поступил бы так же».
7 Словесные шаблоны собеседника: Высказывание одобрения «Хорошо», «Замечательно» и проч. Высказывание согласия «Да», «Конечно», «Безусловно», «Разумеется», «Несомненно» и проч. Демонстрация понимания Я понимаю..., Я представляю, как это было трудно. Мне понятно ваше состояние. Мне близко то, что вы испытываете. Демонстрация естественности и нормальности происходящего То, что с вами происходит - это нормально. То, что вы испытываете - естественно. В этих обстоятельствах - это вполне понятная реакция. В такой ситуации - это вполне естественно. Предоставление права. Вы имеете право так думать, поступать, чувствовать и проч. Вы можете так поступить. Подтверждающи е высказывания Действительно, это неприятно. Безусловно, вы правы
8 2-й шаг: Эмпатическое понимание собеседника. Эмпатия - «сочувствие», «сопереживание». буквальный перевод этого слова «вчувствование».
9 2-й шаг: Эмпатическое понимание собеседника. Эмпатировать это: «встать на место другого человека»; «посмотреть его глазами»; «вжиться в его роль»; «войти в кожу»; «влезть в ботинки».
10 Состояние педагога. Как настроиться педагогу ? Задайте мысленно себе вопросы: Какой передо мной человек? Какой передо мной человек? В каком он состоянии? В каком он состоянии? Как он ко мне относится? Как он ко мне относится? КАК НАСТРОИТЬ СОБЕСЕДНИКА К СЕБЕ? сохраняйте серьезный тон (даже вопреки попыткам собеседника «отшутиться»); сохраняйте серьезный тон (даже вопреки попыткам собеседника «отшутиться»); не торопитесь отвечать на вопросы собеседника «Что мне делать?», а говорите о том, как важно исследовать и понять его ситуацию. не торопитесь отвечать на вопросы собеседника «Что мне делать?», а говорите о том, как важно исследовать и понять его ситуацию.
11 Техники общения. техника активного слушания; техника вопросов; техника эмпатического слушания; техника воздействия (интерпретация, конфронтация, высказывание рефлективной обратной связи, предоставление информации, рекомендации (советы).
12 ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ (тренинг): Техника активного слушания. 1. Разделитесь на пары; 2. Повернитесь друг к другу (чуть боком); 3. Подбородком опирайтесь на руку и внимательно слушайте своего напарника, демонстрируя заинтересованность..
13 ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ (тренинг): Техники вопросов. Задавайте вопросы: 1. Вам, наверное, было неприятно? 2. Вы, наверное, злились?», 3. Что вам хотелось бы?», 4. Действительно ли это то, что вам нужно? 5. Что вас привлекает в этом? 6. Что вы чувствует важным именно для себя?
14 ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ (тренинг): Техники эмпатического слушания. Цель данных техник – установление раппорта – эмпатического контакта, подсознательного доверия. Именно оно и является основой общения.
15 ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ (тренинг): Техники эмпатического слушания. Прием 1. Подстройка к позе собеседника. Отражение позы собеседника. Разделитесь на пары. Партнер А - устанавливающий раппорт. Партнер Б – собеседник. Каждый участник должен побывать в каждой роли хотя бы один раз.
16 ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ (тренинг): Техники эмпатического слушания. Прием 2. Разделитесь на пары. Каждая пара подбирает две темы для разговора: 1-я тема - когда вы оба согласны с позицией друг друга. 2-я тема - когда вы не согласны с позицией друг друга. При разговоре все время следите, чтобы сохранялась ваша подстройка друг к другу
17 Рекомендация педагогам: При индивидуальном общении с родителями, учениками, воспитанниками обращайте внимание на то, как они подстраиваются к Вам. Если идет подстройка с его стороны, то все нормально - собеседник согласен с Вами. Если же нет, и он просто слушает Вас, а поза совсем другая, не как у Вас, то внутреннего согласия у него с вами нет.
18 Побуждение собеседника к высказыванию обратной связи: Побуждение собеседника к высказыванию обратной связи: Как вы относитесь к тому, что я сказал, к моим словам, мыслям и проч.?; Что вы думаете по этому поводу?; Что вы думаете по этому поводу?; Поправьте меня, если это не соответствует вашим ощущениям. Поправьте меня, если это не соответствует вашим ощущениям.
19 Прием: переориентация собеседника («позитивное переформулированные»). Суть: переориентировать ученика на иное отношение к проблемной ситуации, переосмысление своего отношения к ней. Способ: используя информацию, полученную от собеседника, интерпретируйте ее таким образом, чтобы негативное, бывшее основанием для беспокойства и переживаний, стало бы причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то, по крайней мере, существенно уменьшили бы их значимость и интенсивность.
20 Прием: переориентация собеседника («позитивное переформулированные»). Пример позитивного переформулирования ситуации: Здесь, педагог предлагает взглянуть на ситуацию в ином свете: Ученик: Мне очень неприятно, что учительница часто говорит, что этот предмет мне не дается, что я лентяй. Откуда она может знать, что мне надо и какой Я ? Ученик: Мне очень неприятно, что учительница часто говорит, что этот предмет мне не дается, что я лентяй. Откуда она может знать, что мне надо и какой Я ? Педагог: Педагог: Не означает ли это, что учительница в чем то и права по своему? Насколько ты смог доказать ей обратное? Не означает ли это, что учительница в чем то и права по своему? Насколько ты смог доказать ей обратное? Ты пытался? Ты пытался? Как? Как? Т.е. найти положительный аспект в отрицательной ситуации.
21 Техника «Я-сообщение». Варианты выражения педагогом своего отношения к собеседнику: «Ты-высказывание» утверждение, в которых педагог говорит о собеседнике, указывает на его поведение, интерпретирует его мысли, чувства, мотивы и проч. Например, в ситуации так называемого «сопротивления» педагог может сказать: «Мне кажется, вы не хотите решать свою проблему. Или я неправ ?». «Ты-высказывание» утверждение, в которых педагог говорит о собеседнике, указывает на его поведение, интерпретирует его мысли, чувства, мотивы и проч. Например, в ситуации так называемого «сопротивления» педагог может сказать: «Мне кажется, вы не хотите решать свою проблему. Или я неправ ?». «Я-высказывание» утверждение, в которых педагог говорит только о своем опыте. Например, в той же ситуации педагог говорит: «Я чувствую, как мне трудно выполнять свою задачу». «Я-высказывание» утверждение, в которых педагог говорит только о своем опыте. Например, в той же ситуации педагог говорит: «Я чувствую, как мне трудно выполнять свою задачу». «Я – высказывание» наиболее предпочтительно в ситуации общения. Причина: оно менее директивно и конфронтационной, потому что цель «Я-высказывания» донести свои ощущения и предоставить собеседнику возможность решить изменять что-то в своем поведении или нет.
22 Компоненты:«Я-высказывания» Содержание Комментарии Вербальные ключи Ситуация (краткое описание ситуации) Необходимо обратить внимание на переживания Когда я... После того, как я... В то время как... Выражение(вербализация переживаний по поводу ситуации) чувства - перечисление собственных чувств (эмоций, переживаний, телесных ощущений), возникших в связи с данной ситуацией, чувств по отношению к партнеру, к себе; Я почувствовал.,. У меня возникло чувство... У меня появилось чувство... Я ощутил... Я испытал... Я начинаю чувствовать...
23 Компоненты:«Я-высказывания» Содержание Комментарии Вербальные ключи Предложения(конструктивное воздействие на собеседника) Перечисление Перечислениеконструктивных предложений по разрешению данной ситуации; по устранению по устранению последствий данной ситуации; пожелания своему пожелания своему партнеру на будущее, а иногда даже требования, с целью профилактики подобных ситуаций А поэтому я А поэтому я предлагаю нам (вам)... В связи с этим у В связи с этим у меня есть предложение... Поэтому я вас Поэтому я васпрошу... Давайте... Давайте...
24 Рекомендации (советы). Рекомендации (советы) это предложения и пожелания собеседнику о том, как действовать в той или иной ситуации, как относиться к тому или иному событию и проч. Формы рекомендаций (советов). Традиционная форма домашнее задание собеседнику. например: Попробуйте провести один день без слов критики или упрека в адрес вашего ребенка. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка.
25 Четвертый этап. Завершение беседы. Цель этапа - подведение итогов беседы. Она включает в себя следующие мероприятия: 1. Прием «воздействующее резюме» Г.С. Абрамова суммирование и краткое обобщение того, что педагог и собеседник добились в ходе беседы, оно призвано помочь собеседнику перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь; 2. обратная связь от педагога - высказывание педагогом своих впечатлений о беседе, об ее эффективности, о собеседнике;
26 Четвертый этап. Завершение беседы. 3. активизация обратной связи побуждение собеседника к высказыванию своих впечатлений по поводу беседы: «Мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашем разговоре», «Чем для вас была эта беседа?». 4) обсуждается перспектива дальнейших отношений собеседника с педагогом или другими необходимыми специалистами; 5) решаются организационные вопросы; 6) прощание с собеседником.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.