Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВадим Вадовский
1 Проект профессионального стандарта педагога
2 Профессиональный стандарт педагога Содержание 1. Область применения. 2. Цель применения. 3. Термины и определения применительно к педагогу. 4. Содержание профессионального стандарта педагога Часть первая: обучение Часть вторая: воспитательная работа Часть третья: развитие Часть четвертая: педагог начальной школы Часть пятая: педагог дошкольного образования (воспитателя). 5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога. 6. Заключительные положения.
3 Профессиональный стандарт педагога Приложения: Приложение 1. Перечень ИКТ-компетенций педагога. Приложение 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя. Приложение 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики. Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка. Приложение 4. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога.
4 Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться
5 Зачем нужен профессиональный стандарт педагога инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. объективный измеритель квалификации педагога. средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Стандарт это -
6 Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении
7 Характеристика стандарта Рамочный документ, в котором определяются основные требования к квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения. Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
8 Характеристика стандарта Учитывая особое место таких предметов, как математика и русский язык, отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
9 4.1. Часть первая: обучение Педагог должен: 1. Иметь высшее образование. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 5. Включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных; с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями
10 4.2. Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен: 1. Владеть разными формами и методами воспитательной работы, в том числе методами организации экскурсий, походов и экспедиций, музейной педагогики 4. Обеспечивать безопасную образовательную среду 5. Эффективно управлять классами 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе 7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
11 4.2. Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен: 8. Уметь общаться с детьми 9. Уметь находить ценностный аспект учебного знания 10. Уметь проектировать и создавать ситуации развивающие эмоционально-ценностную сферу 11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). 12. Учитывать культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
12 4.2. Часть вторая: воспитательная работа 12. Учитывать культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 13. Уметь создавать детско-взрослые общности 14. Привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. 15. Уметь сотрудничать с другими педагогами 16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе 17. Помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
13 4.2. Часть третья: развитие 1. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность выявлять разнообразные проблемы детей. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку. 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами консилиума. 5. Умение читать документацию специалистов и составлять совместно программу индивидуального развития ребенка. 7. Умение проводить коррекционно-развивающую работу.
14 4.2. Часть третья: развитие 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы. 12. Проводить профилактику различных форм насилия в школе. 13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования.
15 4.2. Часть третья: развитие 14. Владение приемами психодиагностики личностных характеристик. 15. Умение составить психолого-педагогическую характеристику учащегося. 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития. 17. Умение формировать ценности социального поведения. 18. Владение технологиями (в том числе инклюзивными для работы с различными учащимися 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества. 20. Знание основных закономерностей семейных отношений.
16 Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности. Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития
17 Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
18 Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Оценка соответствия требованиям может быть проведена посредством внутреннего аудита, (анализ планов и отчетов, посещение уроков). Сбор данных может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.внутреннего аудита Внутренние аудиторы должны назначаться из числа наиболее авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории
19 Компоненты ИКТ-компетентности учителя Приложение 1 к Проекту. Общепользовательский компонент Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. Клавиатурный ввод. Аудиовидиотекстовая коммуникация. Навыки поиска в Интернете и базах данных. Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
20 Общепедагогический компонент Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС Планирования и объективного анализа образовательного процесса Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру Организации образовательного процесса: Выдача заданий учащимся, Проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев
21 Общепедагогический компонент составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного, дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором. Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования: ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве, следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата), используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
22 Общепедагогический компонент Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде. Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде. Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий. Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе диаграмм, видеомонтажа. Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации
23 Общепедагогический компонент Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования. Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного. Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся. Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья. Предметно-педагогический компонент Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета
24 Приложение 2 к Проекту. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в т.ч. следующие:
25 Психолого-педагогические требования к квалификации учителя Приложение 2 к Проекту. Гражданская и социальная идентичность. Уважение прав и свобод личности. Система ценностей личности. Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде. Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Формирование системы регуляции поведения. Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий. Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности. Формирование детско-взрослых сообществ. Становление картины мира.
26 На данный момент, учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ разработаны проекты профессиональных стандартов учителя математики и информатики, учителя русского языка. Профессиональные требования к учителям- предметникам Общие положения (задачи, образовательный результат, роль учителя и др.) Требования к учителю (Учитель должен) Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую (лингвистическую) культуру Структура
27 · способности к логическому рассуждению и коммуникации, · способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств. Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся является формирование:
28 Профессиональный стандарт учителя математики и информатики в математической деятельности приобретаются и используются конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики, в том числе умения: формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ), проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример, выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,
29 Учитель должен: пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например – вычисления), применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно; способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
30 Учитель должен: Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады). Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне, в зависимости от аттестационной категории (для высшей категории – решение случайно выбираемых заданий из открытого банка 9 класса на уровне не хуже 90% выпускников, из открытого банка 11 класса – на уровне не хуже 80% выпускников). Использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся. Иметь канал консультирования по сложным математическим вопросам.
31 Учитель должен: Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов, вычислений – численных и символьных, обработки данных (статистики), экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика). Квалифицированно набирать математический текст. Иметь представление о широком спектре приложений математики и знать доступные учащимся математические элементы этих приложений.
32 Принципиальная особенность математики наличие целостной линии содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного продвижения. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему.
33 Введение стандарта Шаг первый Обсуждение всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами, профсоюзами, родителями и самими учениками. Цель обсуждения: Анализ и учет общественного мнения, сбор и систематизация замечаний и предложений по усовершенствованию, достижение широкого консенсуса, на базе которого будет принят окончательный вариант документа. Уже на стадии обсуждения запущен государственно- общественный механизм управления внедрением профессионального стандарта учителя. С этой целью создана общественная ассоциация «Профессиональный стандарт учителя – 2013».
34 Общественная ассоциация «Профессиональный стандарт учителя – 2013». Введение стандарта Задачи ассоциации: Общественный контроль на всех этапах обсуждения, апробации и внедрения Мониторинг ситуации на местах. Оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки пилотным школам. Оказание аналогичной поддержки педагогическим вузам и центрам повышения квалификации учителей, которые готовы менять образовательные стандарты подготовки и переподготовки.
35 Общественная ассоциация «Профессиональный стандарт учителя – 2013». Введение стандарта Задачи ассоциации: Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов, образовательных организаций, органов управления образованием. Своевременное информирование органов власти и управления о нарушениях прав педагогов и образовательных организаций вследствие ошибочных трактовок положений профессионального стандарта педагога. Разработка перечня должностей (профессий) работников образования, для которых необходимы профессиональные стандарты национального уровня
36 Введение стандарта Шаг второй Запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога. Цель пилотных проектов: Отработка содержания регионального дополнения профессионального стандарта педагога и внутренних стандартов образовательных организаций, подготовка соответствующей документации. Изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя.
37 Введение стандарта Шаг третий Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю 2014 года.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.