Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМарья Дворцова
1 Шесть типов воспитания Каждый тип воспитания задает свой путь развития ребенка и свои критерии успешности развития. В реальности большинство родителей практикуют смешанные типы воспитания. Само понятие «тип воспитания» нужно вовсе не для того, чтобы навесить ярлык на свои и чужие действия. Им пользуются для того, чтобы мы могли понимать, откуда берутся проблемы связанные с ребенком и как их можно решить. Воспитание – это то, что делают родители и другие взрослые, для того, чтобы ребенок рос именно таким, каким они хотят его видеть.
2 Традиционное воспитание: ребенок всегда должен слушаться старших. Приучение ребенка действовать в соответствии с различными нормами, правилами и запретами (нормы вежливости, личной гигиены, уважение к старшим, поведение ограничивается определенными рамками). Важную группу норм составляют обязанности, которые дети постепенно приучаются выполнять и за выполнение которых, они несут ответственность. Теплые эмоциональные отношения родителей с маленькими детьми (при отсутствии этого ребенок будет болеть, чахнуть и развиваться замедленно). Приобщение ребенка к тем ценностям, которые разделяют его родители (религиозные, политизированные к своей идеологии, обыватели – к ценностям потребления). Прибегают к принуждению: повышают голос, ругают, стыдят, угрожают наказанием или наказывают. ПРОТИВОРЕЧИЯ ТРАДИЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ: 1. Необходимость строгого принуждения ребенка вступает в конфликт с поддержанием теплых, эмоциональных отношений 2. Чем старше ребенок, тем труднее его принуждать и тем меньше он поддается воспитанию. 3. Воспитание заканчивается в подростковом возрасте.
3 Потакающее воспитание: непрерывная эмоциональная связь с ребенком. Основной принцип – родители стремятся не конфликтовать с ребенком. (выливается в отсутствие всех запретов) Власть и ответственность передается ребенку. Потакание может вызываться сопереживанием ребенку: родители испытывают радость когда он радуется, и им не по себе когда он расстроен. (выполняя желание ребенка, они делают приятно не только ему, но и себе) Следствием потакания становится избалованность ребенка, деспотизм, эгоцентризм. (не обращали внимания ребенка на желания и чувства других людей). Родители: «Сейчас мы все делаем для него, а он вырастет и будет это ценить, будет и уступать нам и все делать для нас». Рано или поздно разворачивается эмоциональное противоборство, и поведение родителей становиться непоследовательным: они то потакают, то стремятся настоять на своем.
4 Развивающее воспитание: ребенок должен стать умным и талантливым. Максимально возможное и максимально раннее развитие всех способностей ребенка. Такие дети находиться в центре внимания мамы, рано начинают говорить, читать, развиты интеллектуально. Если занятия ребенка, ущемляют интересы других членов семьи, то он начинает ощущать себя центром семьи. «Если я хорошо учусь, то со всем остальным ко мне не приставайте». Если развивающее воспитание осуществляется в «чистом» виде, то ребенок имеет все шансы стать умным, талантливым и воспитанным эгоистом. У родителей эти выросшие дети часто вызывают смешанные чувства горечи и гордости.
5 Программирующее воспитание: мы знаем, кем должен стать ребенок, и будем готовить его к этому с детства. Взрослые готовят ребенка к определенному будущему - чем он будет заниматься, какие жизненные цели он должен перед собой ставить, как он будет строить свою личную жизнь. В прошлом такое воспитание было широко распространено: наследника престола готовили к тому что он станет монархом, дворянских детей с раннего возраста приучали к тому, что им предстоит занять определенное место при дворе Приводит к взаимному непониманию (18-19 век).Александр Грибоедов, Софья Перовская. Чем динамичнее общество, тем меньше шансов на то, что программирующее воспитание окажется успешным. Если старательно ограждать ребенка от всех «чужеродных» влияний и последовательно внушать ему те или иные ценности и жизненные цели можно избежать серьезных проблем до тех пор пока ребенок не повзрослеет. Часто подросшие дети из-под родительского влияния попадают под чье-то другое (могут бросить институт). Осуществление программы не приносит счастья этому ребенку.
6 Эпизодическое воспитание: сначала работа, а дети потом. Такое воспитание грешит непоследовательностью: сначала у мамы не хватает времени и сил остановить нежелательное действие ребенка, затем, столкнувшись с результатом этого действия, она возмущается и наказывает ребенка, а потом мирится с ним с помощью ласки и подарков. При таком воспитании ребенку часто не хватает эмоциональной поддержки в сложных для него ситуациях. У ребенка формируется неуверенность в себе и стремление уклоняться от ответственности. Ребенок привязывается к нежелательным компаниям, находя у них эмоциональное принятие и поддержку. Еще один итог эпизодического воспитания – интеллектуальная неразвитость ребенка, бедность внутреннего мира, зависимости. Результат такого воспитания во многом зависит от воли случая ( в какие жизненные ситуации попадает ребенок, с какими педагогами сталкивается).
7 Личностно-ориентированное воспитание: учить ребенка быть самостоятельной, ответственной и творческой личностью. Цель воспитания – гармоничное развитие личности. Личностное воспитание стремится в первую очередь к тому, чтобы ребенок стал самостоятельной личностью ( способность действовать самостоятельно). Освоение человеческих норм и ценностей ( иначе мы получим не личность, а дикое существо, действующее на основе животных импульсов). Овладение интеллектуальными, волевыми и другими способностями ( иначе «самостоятельное» действие окажется слепым и немощным). Опыт ответственного и осмысленного принятия ребенком самостоятельных решений. Обсуждение с ребенком оснований его и ваших действий. Такое воспитание не приводит к тупиковым ситуациям, однако, оно требует от родителей, больше времени, сил и размышлений, чем другие виды.
8 Важное отличие личностного воспитания от традиционного: 1. Приверженность ценностям 2. Готовность уважать людей исповедующих другие ценности 3. Способность самостоятельно и осмысленно определять свою позицию по отношению к различным системам ценностей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.