Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИван Стогов
3 Трамвай (англ. tramway, от tram - вагон, тележка и way - путь), средство городского наземного транспорта, моторный вагон (или моторный с прицепными вагонами), получающий электроэнергию от контактного провода, передвигающийся по рельсовому пути. Современное трамвайное хозяйство представляет собой сложный комплекс, в который входят технические средства - рельсовый путь (см. Верхнее строение пути),системы автоблокировки, тяговая сеть, подвижной состав, службы эксплуатации - депо, ремонтные заводы, линейные службы движения. Питание Т. энергией - от тяговой сети. А что символизирует трамвай у Николая Гумилева…
4 Рассмотрим стихотворение «Заблудившийся трамвай в двух аспектах: Межтекстовый синтез Мифологический синтез
5 «Заблудившийся трамвай» как баллада Мотивы из «Капитанской дочки» «Мертвые души» в «Заблудившемсяя трамвае» Параллели с циклом А. Блока «Кармен» Мистические связи с «Мастером и Маргаритой» Образы Петрограда назад
6 «Заблудившийся трамвай» вбирает в себя ключевые моменты балладных сюжетов с их трагическими ситуациями героев, подвластных зловещей бесовской игре высших сил их жизнью. Из Бюргера Гумилев развивает тему «Леноры». В мотивной структуре «Заблудившегося трамвая» наблюдаются отражения баллады Блока «Перстень-страданье», зачин которой («Шел я по улице, горем убитый») почти совпадает с гумилевским зачином. Пушкинские «Бесы» дали Гумилеву мотив блужданий героя на «одичалых конях» в «злой» вьюге». Прослеживается мотив «несущегося на всех парусах» загадочного «воздушного корабля» из одноименной баллады (по Цедлицу) Лермонтова назад
7 Как бы в ответ на подспудный вопрос «что впереди?», относящийся к концовке пушкинских «Бесов», в «Капитанской дочке» предстает образ Пугачева- «вожатого», с которым впоследствии связывается судьба главных героев романа Пушкина. Аналогичным образом у Гумилева связаны действия «вагоновожатого» с уделом лирического героя и Машеньки, вследствие чего они сближаются с образами Гринева и Маши Мироновой, причем автор «Заблудившегося трамвая» обыгрывает данную взаимосвязь тем, что Пугачев-«вожатый» становится прототипом и лирического героя (мотив «обезглавливания»), а Гринев и Миронова меняются местами в сюжетном развитии («представляется» императрице не Машенька, а лирический герой) назад
8 Перекличка с «Мертвыми душами» наблюдается не только в мотиве «продажи мертвых голов» и в «какофонии», сопутствующей «летящему трамваю», но и на фонологическом уровне, раскрывающем совпадение начальных звуков «тройки» и «трамвая», которым летящая в неизвестное «Россия-тройка» приравнивается к летящему в неизвестное трамваю. назад
9 Параллели с блоговским циклом «Кармен» («окно, горящее не от одной зари», «дивный голос», «огневой стан», «треба», «бездна грустных лет», «дикий сплав миров, где часть души вселенской») проявляются в мотивной структуре «Заблудившегося трамвая» таким образом, что Гумилев, обыгрывая и переиначивая балаковский сюжет, создает концовку своего стихотворения по контрасту с концовкой этого цикла; у Гумилева, в отличие от Блока, «мертвый» лирический герой служит одновременно и «молебен о здравье» возлюбленной, и «панихиду по себе». назад
10 Больше всего перекличек с «Заблудившимся трамваем» в «Мастере и Маргарите» Булгакова (мотивы «трамвая», «вагоновожатой», «мертвой головы» Берлиоза; путешествие через «бездну времен» в «романе Мастера» и в сцене бала у Сатаны; прощания с «грустной землей» в начале главы «Прощение и вечный приют»; «опоздания Маргариты, ушедшей от Мастера для того, чтобы «объясниться» с мужем и впоследствии «представившейся» Воланду и др.); взаимосвязи булгаковского романа с «Заблудившимся трамваем» идут и через «Капитанскую дочку» Пушкина, героиню которой Булгаков поставил в ряд «священных образов» уже в «Белой гвардии». Этого и следовало ожидать, ибо Мастер Булгакова, тоже жертва времени, достойна «посвящения» в мифические герои. А ведь «Заблудившийся трамвай был написан задолго до романа Булгакова… назад
11 Мотив «всадника в железной перчатке» отсылает к «Медному всаднику», видимо, через брюсовское стихотворение «К Медному всаднику», в котором этот образ подан наряду с образом Исаакивеского собора; в этом комплексе мотивов откликается также описание из «Мертвых душ», в котором кони «заслышали с вышины знакомую песню» и «напрягли медные груди (…), почти не тронув копытами земли». Из пушкинской поэмы Гумилевым разработан сюжет погибшей Параши и «опоздавшего» Евгения с учетом, однако, видоизменения отношения героя к «всаднику»- статуе. назад
12 В наследии Николая Гумилева одно из наиболее любимых интерпретаторами стихотворений «заблудившийся трамвай». К нему обращались и известные литературоведы, и эссеисты, его интеpпpетиpованию посвящались специальные статьи в различных толстых журналах. поддерживая эту добрую традицию ещё одно прочтение гyмилёвского шедевра сквозь призму, предложенную представителем pитyально- мифологической школы Миpчей Элиаде. далее
13 Тpамвай выполняет в данном стихотворении роль одновременно лодки Хаpона, инициационного монстра и шаманского бубна (всё это разновидности тpанспоpта-медиума, вывозящего шамана за пределы обыденного). Упоминание «Индии Дyха» лишний раз указывает нам на медитативное состояние поэта: Индия (да ещё и «Дyха») стойко ассоцииpyется с йогой, медитацией и мокшей. Стyк сердца это ритм шаманского бубна, сливающийся со стуком трамвайных колёс. далее
14 Смеpть - инициацию поэт проходит в седьмой и восьмой строфе. Однако, подвеpгнyвшись инициации внезапно, без соответствующей подготовки, по вдохновению, он не может подобно опытному мистику свободно передвигаться в метапpостpанстве. Увидев «Дом в три окна», где «Машенька… жила и пела», он может лишь кричать: назад «…Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон!»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.