Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиктория Жедринская
1 Учитель русского языка и литературы Лобанова Любовь Георгиевна г.Актобе специализированная средняя школа 2 специализированная средняя школа 2
2 Как сердцу высказать себя? И где найти нам те слова, Что мир откроют людям, Прекрасный мир! Мир жизни, в радуге горя, Постигнешь ты однажды И скажешь: «Счастлив я, Что жил уже однажды» Л.Г. Лобанова
3 «Риторический айтыс»- форма уроков обучающего общения. «Риторический айтыс»- форма уроков обучающего общения. Проект «Риторический айтыс» включает разработки нестандартных форм уроков и внеклассных мероприятий из опыта работы учителя русского языка и литературы ССШ 2 г.Актобе. Лобановой Л.Г.. Уроки разработаны с использованием новых педагогических технологий: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационные, компьютерные и проектные технологии. Рекомендуется учителям русского языка и литературы, организаторам внеклассной работы, руководителям кружков и факультативов общеобразовательных школ, лицеев и колледжей.
4 Цели и задачи: способствовать развитию языковой личности; обучить монологической и диалогической речи, общению представителей разных национальностей, культуре речи; регулировать речевое поведение, победить аудиторный страх. способствовать развитию языковой личности; обучить монологической и диалогической речи, общению представителей разных национальностей, культуре речи; регулировать речевое поведение, победить аудиторный страх. Создать условия, дать темы для говорения, для открытости общения; создавать речевые ситуации для речевого общения. Создать условия, дать темы для говорения, для открытости общения; создавать речевые ситуации для речевого общения. Учить навыку монологической, диалогической речи; умениям быть открытым для общения; высказать свое мнение, быть лидером в речевой ситуации; понимать собеседника, учить видеть свое «Я». Учить навыку монологической, диалогической речи; умениям быть открытым для общения; высказать свое мнение, быть лидером в речевой ситуации; понимать собеседника, учить видеть свое «Я». Развивать умения анализировать, аргументировать, обобщать, делать выводы; развивать индивидуальные творческие способности. Развивать умения анализировать, аргументировать, обобщать, делать выводы; развивать индивидуальные творческие способности. Воспитывать личностные качества учащихся, лидера. Воспитывать личностные качества учащихся, лидера.
5 Проект «Риторический айтыс» Национально культурная специфика речевого поведения Типы: обобщающие- повторительные, уроки развития речи, урок-шоу, дебаты, концерт Формы: Индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная, в парах… Приемы: «Свободный микрофон», говорения, обсуждения, сочинения, слушания… Методы: проблемно- поисковый, привитие интереса к учению… 3 этапа: побуждение, осмысление, рефлексия Стратегии: ассоциации, кластер, «Оставьте последнее слово мне»… Функция: «Как сердцу высказать себя» Дискуссия с разделением интеллектуальных функций (основа- дебетная технология) Основной принцип- увлечь собой Компонент- личностно- ориентированный
6 Рубрики: Рубрика "Мысль дня" - это высказывания учащихся о самых актуальных мыслях сегодняшнего дня. Начинается процесс говорения и слушания, обсуждение доказательств, разделения мнений. Обязательным элементом данной рубрики является "дежурный", которого я назначаю, или его выбирает группа участников заранее (дифференцированный отбор). "Дежурный по рубрике" предлагает для обсуждения " за круглым столом" мысль дня. Каждый высказывает свои предположения, делает выводы, используя прием "свободный микрофон". Действуют принципы: "увлечь собой", "стать лидером речевой ситуации". Применяю стратегии «ассоциации», «мозговой штурм», «оставьте последнее слово за мной», «дневник двойной записи» и другие. Рубрика "Мысль дня" - это высказывания учащихся о самых актуальных мыслях сегодняшнего дня. Начинается процесс говорения и слушания, обсуждение доказательств, разделения мнений. Обязательным элементом данной рубрики является "дежурный", которого я назначаю, или его выбирает группа участников заранее (дифференцированный отбор). "Дежурный по рубрике" предлагает для обсуждения " за круглым столом" мысль дня. Каждый высказывает свои предположения, делает выводы, используя прием "свободный микрофон". Действуют принципы: "увлечь собой", "стать лидером речевой ситуации". Применяю стратегии «ассоциации», «мозговой штурм», «оставьте последнее слово за мной», «дневник двойной записи» и другие.
7 Рубрика "Продолжи фразу" - это высказывание участников словесного состязания о том, как закончить фразу. Фраза для обсуждения должна быть у всех, но предлагает тот, кто стал лидером данной речевой ситуации. Использую стратегии «ассоциации», «закончи предложение», «работа в группах». Рубрика "Продолжи фразу" - это высказывание участников словесного состязания о том, как закончить фразу. Фраза для обсуждения должна быть у всех, но предлагает тот, кто стал лидером данной речевой ситуации. Использую стратегии «ассоциации», «закончи предложение», «работа в группах».
8 Рубрика "Мой метафорический образ" - это защита своего образа. Цель данной рубрики: доступная, правильная, монологическая, краткая речь о себе. Принцип: увлечь собой. Учащиеся применяют стратегии «ассоциации», «кластер», «мастерская писателя», «интервью», «авторский стул». Например, мой метафорический образ – янтарь. Ассоциации с янтарем следующие: солнце, яркий желтый свет, прозрачность, море, чистота, блеск, радость, любовь ко всему прекрасному и т.д. Ученики узнают из перечисленных ассоциаций о моей любви к морю, ко всему прекрасному, необычному, о моих личностных качествах: стремление быть честной, доброй, понимающей, загадочной, всегда новой для них. Эта рубрика – шаг к открытости общения, к толерантности. Рубрика "Мой метафорический образ" - это защита своего образа. Цель данной рубрики: доступная, правильная, монологическая, краткая речь о себе. Принцип: увлечь собой. Учащиеся применяют стратегии «ассоциации», «кластер», «мастерская писателя», «интервью», «авторский стул». Например, мой метафорический образ – янтарь. Ассоциации с янтарем следующие: солнце, яркий желтый свет, прозрачность, море, чистота, блеск, радость, любовь ко всему прекрасному и т.д. Ученики узнают из перечисленных ассоциаций о моей любви к морю, ко всему прекрасному, необычному, о моих личностных качествах: стремление быть честной, доброй, понимающей, загадочной, всегда новой для них. Эта рубрика – шаг к открытости общения, к толерантности.
9 Цель: рассказать о себе; стать лидером речевой ситуации. Задача жюри (три человека, которые постоянно меняются) - выбрать лидера, обосновать свой выбор, выбирать пару собеседников, присуждать номинации, при выборе основываться на метафорических образах. Например, ПОЕЗД - РЕЧКА; КНИГА - РОДНИК. Цель: рассказать о себе; стать лидером речевой ситуации. Задача жюри (три человека, которые постоянно меняются) - выбрать лидера, обосновать свой выбор, выбирать пару собеседников, присуждать номинации, при выборе основываться на метафорических образах. Например, ПОЕЗД - РЕЧКА; КНИГА - РОДНИК. Обязательна смена состава жюри и участников айтыса. Обязательна смена состава жюри и участников айтыса. Условия состязания: Условия состязания: Каждый должен стать победителем в какой - либо номинации; Каждый должен стать победителем в какой - либо номинации; На речь отводится 1 минута; На речь отводится 1 минута; Говорить быстро, увлеченно, уверенно, доступно. Говорить быстро, увлеченно, уверенно, доступно. Всего 7 туров. Названия туров зависят от темы риторического айтыса. Всего 7 туров. Названия туров зависят от темы риторического айтыса. Примерные темы для туров: Примерные темы для туров: «Визитка», «Представь себя», «Приветствие», «Увлечь собой». «Визитка», «Представь себя», «Приветствие», «Увлечь собой». «Что мне больше всего нравится». «Что мне больше всего нравится». «Мой метафорический образ». «Мой метафорический образ». «Любовь-это сердце всего». «Любовь-это сердце всего». «Я - счастливый человек!» «Я - счастливый человек!» «Как можно стать счастливым человеком». 7. «Назови свое имя». «Как можно стать счастливым человеком». 7. «Назови свое имя». Используются стратегии «эссе», «интервью», «кубизм», «мастерская писателя», «авторский стул», «да-нет» и др. Используются стратегии «эссе», «интервью», «кубизм», «мастерская писателя», «авторский стул», «да-нет» и др. Риторический айтыс (состязание собеседников)
10 Заключительный этап - рубрика «Фраза для души», «Подари афоризм», «Ладошку на память». Участники обмениваются подарками - афоризмами. Каждый выбирает из предложенных для души. Обязательно в этот момент звучит завораживающая музыка. Желающие делятся мнением о подаренном им афоризме. Заключительный этап - рубрика «Фраза для души», «Подари афоризм», «Ладошку на память». Участники обмениваются подарками - афоризмами. Каждый выбирает из предложенных для души. Обязательно в этот момент звучит завораживающая музыка. Желающие делятся мнением о подаренном им афоризме. Были использованы следующие стратегии: «синквейн», «дневник двойной, тройной записи», «закончи предложения». Были использованы следующие стратегии: «синквейн», «дневник двойной, тройной записи», «закончи предложения».
11 Итогом таких уроков становится распределение номинаций. Но самое главное - нравственная сторона урока риторического айтыса. Это обретение веры в себя, победа аудиторного страха, стремление почувствовать свое «Я», расширить круг общения, найти друзей, умение «высказать себя и сердце не оставить равнодушным». Воспитательная задача неразрывно связана с обучающей: обучить грамотной устной и письменной речи учащихся казахской и другой национальности. Итогом таких уроков становится распределение номинаций. Но самое главное - нравственная сторона урока риторического айтыса. Это обретение веры в себя, победа аудиторного страха, стремление почувствовать свое «Я», расширить круг общения, найти друзей, умение «высказать себя и сердце не оставить равнодушным». Воспитательная задача неразрывно связана с обучающей: обучить грамотной устной и письменной речи учащихся казахской и другой национальности.
12 Номинации: Номинаций - десять. Планировать можно и более. Номинаций - десять. Планировать можно и более. Например: интересный собеседник, эмоция, оригинальность, обаяние. Например: интересный собеседник, эмоция, оригинальность, обаяние.
13 Стремление: быть умным, интересным собеседником, выступить в роли оратора, занять место лидера, победить аудиторный страх, увлечь собой. быть умным, интересным собеседником, выступить в роли оратора, занять место лидера, победить аудиторный страх, увлечь собой.
14 Вывод: Вывод: «риторический айтыс» помогает от полученных знаний на уроках, где применяется данный проект, переходить к определенным действиям: сотворчеству учителя и ученика, которое в свою очередь содействует мыслительному процессу учащихся и помогает не только обучать русскому языку лиц нерусской национальности, но и учить жить в одной стране представителей разных национальностей, в стране, где существует конституционное право: говорить и писать на двух языках - государственном (казахском) и получившим статус официального языка - русском, который является в Республике Казахстан средством общения русских лиц и лиц нерусской национальности, владеющих им. Вывод: «риторический айтыс» помогает от полученных знаний на уроках, где применяется данный проект, переходить к определенным действиям: сотворчеству учителя и ученика, которое в свою очередь содействует мыслительному процессу учащихся и помогает не только обучать русскому языку лиц нерусской национальности, но и учить жить в одной стране представителей разных национальностей, в стране, где существует конституционное право: говорить и писать на двух языках - государственном (казахском) и получившим статус официального языка - русском, который является в Республике Казахстан средством общения русских лиц и лиц нерусской национальности, владеющих им.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.