Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександра Вадовская
1 для тематического педсовета «Причины неуспеваемости школьников» учитель начальных классов Андреева Т.В. первая категория
3 Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости. Суммарная, комплексная итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое.
4 Отдельный же элемент неподготовленности, возникающий по ходу обучения, можно назвать отставанием. Сущность предупреждения неуспеваемости в том и состоит, чтобы вовремя устранить отдельное отставание, не дать ему развиться. Непосредственная помощь – это задача отдельного учителя. Ограничиться ею можно только тогда, когда отставания носят эпизодический характер и относительно легко устраняются. Но если одни и те же отставания появляются вновь и вновь, то требуется серьезный анализ причин, их порождающих, и применение мер, направленных на ликвидацию (или хотя бы нейтрализацию) этих самых причин. Для этого, то есть для оказания опосредованной помощи, требуются меры общешкольного характера.
5 По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах выпадают из процесса обучения.
6 Первым предупреждением неуспеваемости является диагностика. Ею занимаются психолог (диагностическая карта класса), медицинский работник (состояние здоровья детей), педагоги, классные руководители, социальный педагог (изучение социума семьи). Второе звено – планирование методической работы в школе с учетом результатов диагностики. Третье звено – продуманная система воспитательной работы, ориентированной на формирование дружного, любознательного, трудолюбивого классного и школьного коллектива. Следующая задача – мастерство педагога в том, чтобы знакомое показать в новом аспекте, повернуть новой стороной к учащимся. Особенно это важно в тех предметах, где требуется тренировка умений и навыков.
7 На создание положительного отношения к учению влияет и степень самостоятельности на уроках. Все школьники – от мала до велика - стремятся к самостоятельности, загораются, когда им предстоит что-то сделать самим. Вот почему так повышает интерес к учению самостоятельный выбор учащихся средств, способов действия.
8 Мотивация деятельности и поведения в школьном возрасте имеет свои особенности. На вопрос: Что любят дети, чего они хотят? - С. Шацкий ответил так: 1. У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта. 2. Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, пробовать, 3. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего я и огромное развитие фантазии и воображения – это инстинкт детского творчества. 4. Дети любят созидать, устраивать что-то, дополняя недостающее воображением. 5. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.
9 Методы и формы работы с неуспевающими детьми создание ситуации успеха у ребенка (поощрение) 1. Высокая оценка детали – У тебя эта часть замечательно получилась. 2. Авансирование – У тебя получится. 3. Скрытая инструкция - Ты же помнишь, что…. 4. Усиление мотивации - Нам это так нужно для…. 5. Персональная исключительность – Только у тебя и может получиться.
10 решение учебных задач в группах; увеличение практической составляющей занятий; активная работа руками с предметами; использование игровой деятельности и других заданий творческого характера; чередованию различных видов деятельности.
11 Содержание учебного материала должно: обеспечивать мотивацию; ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи; быть личностно-значимым; формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
12 Американский автор Холингсворс дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Больше среди них, как принято говорить, нормальных. Граница между нормой и исключительностью условна.
13 Не секрет, что среди разных заболеваний у современных детей наблюдаются психические расстройства – 15-20%. При этом в 2 из 5 случаев наблюдается у детей тревога и депрессии. В подростковом возрасте важнейшим становится процесс становления самооценки – процесс когнитивный. Только благодаря повторяющейся самооценке у ребенка складывается отношение к собственной личности.
14 Можно разделить неуспеваемость на раннюю и позднюю. Ранняя неуспеваемость отмечается с 1 класса. Причины могут быть разные – педагогическая запущенность, недостаточная подготовка к школе, ЗПР, личностные особенности. Поздняя неуспеваемость – в средних классах. Причины – изменение мотивации, перелом в отношении к учению, переход в среднее звено совпадает с подростковым возрастом, заболевание и т.д.
15 данный период сопровождается- эффектом горного ущелья, который указывает на резкое падение результатов обучения в классах, а затем повышающейся успеваемостью. существует термин выученная беспомощность, когда ребенок не может справиться самостоятельно с проблемой в силу штампа плохого, не справляющимся ученика
16 Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения,
17 в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке. Поэтому, главное в обучении неуспевающих по математике учащихся – кропотливая, систематическая работа по формированию у них приемов общих и специфических умственных действий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.