Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛариса Палецкая
1 Профилактика аддиктивного поведения в образовательном учреждении © Н.И. Цыганкова, СПб АППО, 2013
3 Актуальность Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденая Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г. одним из источников угроз национальной безопасности признает распространение наркомании и деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
4 СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА требования ФГОС формирование здорового образа жизни и безопасной образовательной среды 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. 2. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения 4. Создание мотиваций и условий для здорового образа жизни 5. «Показателем личного успеха должно стать здоровье человека… И если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность»
5 Безопасная образовательная среда Безопасность - защищенность от рисков и угроз Безопасность - способность объекта сохранять свои характеристики при негативных воздействиях со стороны других объектов Безопасность - состояние объекта, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб или вред Безопасность - состояние устойчивого существования объекта, при котором вероятность нежелательного изменения каких-либо характеристик его жизнедеятельности невелика; Безопасность - приемлемый уровень опасности.
6 Девиантное поведение Девиантное поведение – поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. Отклонения агрессивного типа – оскорбления, хулиганство, драки, изнасилования, убийства. Отклонения социально-пассивного типа – отказ от активной жизнедеятельности, уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, табака, наркотиков.
7 Механизм формирования привычки Психологический аспект: Привычка возникает после многократного повторения одного и того же действия - когда оно перестает требовать волевых и познавательных усилий, вызывает положительные переживания. От поведения родителей напрямую зависит формирования привычек поведения у детей, так как многие привычки начинают формироваться в раннем детстве, во многом благодаря подражанию. Поведенческая психология Поведенческая психология основывается на убеждении, что одни привычки могут быть заменены другими.
8 Механизм формирования привычки: точки зрения Физиологический аспект: Привычка есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию. Система таких нервных связей служит основой более или менее сложных форм поведенческих актов, которые И.П. Павлов назвал динамическими стереотипами.динамическими стереотипами
9 Аддиктивное поведение Аддиктивное поведение понимается как злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости, сопровождающееся ухудшением в социальном функционировании, как правило, сочетающееся с другими нарушениями поведения (С.А.Кулаков). Зависимость – употребление с вредными последствиями
10 Механизм формирования зависимости «Addictus» (лат.) – тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). «Addiction» - склонность к чему-либо (обычно дурному), пагубная привычка Механизм формирования аддикции: Зарождается в глубине психики и характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или активностью.
11 Наркотическое вещество Медицинский критерий: вещество должно вызывать зависимость Социальный критерий: употребление вещества порождает у человека и общества социальные проблемы Юридический критерий: вещество должно быть внесено в список наркотических веществ.
12 Психоактивные вещества Химические соединения растительного и синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека. Химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие (наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотиносодержащие вещества и другие средства и вещества).
13 Социальная дезадаптация Нарушение ведущей деятельности (игровой, учебной) Нарушения в поведении, которые носят стойкий характер Тотальный характер нарушений, т.е. проявляется и отражается не только в поведении, но и в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.
14 Привычка ППРИВЫЧКИ возникают во всех сферах деятельности человека, охватывают различные стороны и аспекты поведения человека. ППОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ: вежливость, бережливость, организованность и др. ВВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ: неаккуратность, лживость, замкнутость и т. д.).
15 Привычка ОСНОВНЫЕ ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВЫЧКАМИ: Создание объективных условий, которые бы максимально способствовали выработке полезных привычек и ослаблению, снижению до минимума вредных Развитие самосознания и самоконтроля позволяет личности без посторонних напоминаний придерживаться положительных привычек и преодолевать отрицательные Формирование той или иной привычки находится во власти самого человека и он в любое время может без больших усилий отказаться от нее.
16 Вредные привычки ККурение, употребление спиртных напитков и пива, форма заболевания, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять данные вещества. ЗЗаболевание это, по мнению специалистов, практически неизлечимо, а пробный «один раз» чаще всего оказывается роковым. ППосле первого употребления спиртных напитков или наркотического вещества, ситуация развивается у всех по- разному, но с постоянным нарастанием потребности увеличения дозы приема. Не профилактике не вредных привычек и наркомании, а профилактика первого употребления сигареты, спиртного и наркотика. Если первая проба состоялась, то надо думать не о профилактике, а о лечении.
17 Профилактика употребления алкоголя, табака, наркотиков ФФормировать культуру, навыки, привычку здорового образа жизни. ППрофилактика употребления алкоголя, табака, наркотиков – целенаправленая работа предупреждение первой пробы, но не вредной привычки, а зависимого, аддиктивного поведения. ООтносительно подростков, имеющих опыт употребления ПАВ понятие вредная привычка неадекватно. Профилактическая работа осуществляется в строго в рамках нормативно-правовой базы и является частью государственной политики.
18 Дети группы риска ООдин из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска». ААктуальная задача в работе образовательных учреждений - раннее выявление и оказание адекватной психолого- педагогической, социально-педагогической помощи и поддержки, созданию условий для успешной социальной адаптации детей группы риска.
19 Система деятельности ОУ, направленной на профилактику аддиктивного поведения Создание социально-педагогических условий для предупреждения вовлечения учащихся в употребление наркотических средств и психотропных веществ Выявление детей группы риска употребления наркотических средств и психотропных веществ Изменение трудной социальной ситуации; Оказание комплексной многопрофильной помощи детям группы риска; Предупреждение случаев повторного употребления ПАВ; Профилактика правонарушений, связанных с употреблением и распространением наркотиков.
20 Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков ППрокуратура Санкт-Петербурга отмечает тревожную тенденцию: на фоне общего снижения количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, растет число правонарушений, совершенных так называемыми «благополучными» подростками, из «благополучных» семей с Среди правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков растет число правонарушений, связанных с распространением наркотиков несовершеннолетними
21 Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ в ОУ Диагностика ситуации с употреблением, оценка степени информированности учащихся в данном вопросе и понимания ими социально-психологических последствий употребления.
22 Результаты исследования 2011 год В исследовании приняли участие: учащихся 6-11 классов с 13 лет образовательных учреждений Санкт-Петербурга, что составляет 47,09% от общего количества учащихся данного возраста подростков, обучающихся в учреждениях НПО и СПО Санкт-Петребурга, что составляет 44,24% учащихся НПО и СПО Санкт-Петербурга.
23 Употребление наркотических средств подростками Группа учащихся, в своих ответах указавших, что они имели опыт употребления наркотических средств и психоактивных веществ: 8,9% учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга 12,9% - подростков учреждений НПО и СПО.
24 Влияние социальной среды По данным исследования, можно выделить группу подростков, которым предлагали наркотики: через интернет, на дискотеке – 2% во дворе – 3 % около школы – 4%
25 Основные побудительные мотивы употребления наркотических средств подростками Санкт-Петербурга ВВлияние друзей, компании (91,2%) ЛЛёгкие наркотики не могут серьёзно навредить, их употребление имеет даже положительные стороны (31,1%) ССтремление к удовольствию, желание испытать «необычные ощущения (30,7%) ССтремление избавиться от неприятных переживаний, мыслей, заглушить их (26,6%) ВВсе в жизни надо попробовать, остановиться можно в любой момент (21,3%)
26 Основные побудительные мотивы употребления наркотических средств подростками Санкт-Петербурга Из желания улучшить своё состояние, повысить активность и настроение - 39,2% Стремления стать «своим» в компании - 6,4% Отсутствия внешнего контроля взрослых - 6,7% Это модно, престижно в молодёжной среде - 6,9% Неумение контролировать себя» - 7,5% Употребляю назло всем, из духа противоречия - 4,9%.
27 Группы учащихся, которые могут быть вовлечены при определенных условиях в употребление психоактивных веществ 1. Группа учащихся с низкой мотивацией и интересом к школьным занятиям, чувствующие себя неуспешными в учебной деятельности. Следует отметить, что группа учащихся, у которых снижена мотивация и интерес к школьным занятиям, могут проявить склонность к употреблению наркотиков и совершению правонарушений. Данные учащиеся нуждаются в индивидуализации образовательного маршрута, требуют индивидуального психологического подхода и сопровождения
28 Группы учащихся, которые могут быть вовлечены при определенных условиях в употребление психоактивных веществ 2. Группа учащихся, испытывающих негативные эмоциональные состояния, влияющие на поведение. Острые переживания и тенденции к социально неприемлемому выражению негативных эмоций, демонстрирующие признаки, возможной выраженности эмоционального стресса, переживания чувства одиночества, безнадежности по отношению к будущему. Необходима организация специальной работы по своевременному выявлению детей данной группы и осуществлению с ними профилактической и коррекционной работы по обучению способам отреагирования негативных эмоций и приобретению навыков преодоления трудных ситуаций.
29 Группы учащихся, которые могут быть вовлечены при определенных условиях в употребление психоактивных веществ 3. Группа учащихся, испытывающих трудности и проблемы в социальном взаимодействии. Отмечают частые затруднения в поисках собеседника в ситуации дискомфорта, т. е. испытывают определенную степень социального одиночества, отношения с родителями более напряженные, трудно обсуждать с родителями личные дела, слабый контроль со стороны родителей за своим времяпровождением по вечерам, считают необходимым условием для дружеского общения употребление табака, алкоголя. Такие подростки нуждаются в индивидуальной и групповой психо-коррекционной работе и социально-педагогическом сопровождении, программах, направленных на формирование навыков эффективного социального взаимодействия.
30 Возраст первой пробы (2011 г.) Впервые закурили: «11 лет и младше» - 12%, «12 лет» – 9%, «13 лет» - 11%, «14 лет и старше» - 41% Впервые употребили алкоголь: « в 11 лет и младше» - 8%, « в 12 лет» – 8%, «в 13 лет» - 11%, «в 14 лет и старше» - 52% Впервые попробовали марихуану: «11 лет и младше» - 1%, «12 лет» – 1%, «13 лет» - 2%, «14 лет и старше» - 18% подростков
31 Программы первичной профилактики употребления ПАВ Сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием ПАВ: пропаганда здорового образа жизни формирование антинаркотических установок Изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение Снижение численности групп риска потребления ПАВ: формирования личностной устойчивости, жизненных навыков, навыков преодоления трудных ситуаций, поведению в стрессовой ситуации, способам отказа
32 Результативность профилактических программ Охват профилактическими программами всех целевых групп Формирование единого информационно- профилактического пространства Организовывать и проводить профилактику, ориентируясь на результаты первичной диагностики и указанные подростками мотивы и причины употребления. Целевая профилактика. Социальное партнерство Сетевое взаимодействие Межведомственное взаимодействие
33 Результативность профилактических программ Наиболее эффективным противодействием рискованному поведению, наносящему вред себе и окружающим, является формирование личностных установок на безопасное поведение. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что при достижении такой цели необходимо учитывать особенности всех уровней регуляции поведения человека: биохимического, физиологического, психического, социально-психологического и макросоциального. Только комплексное превентивное воздействие на все уровни дает положительный результат.
34 Роль службы сопровождения Анализ ситуации Контроль ситуации Организация и контроль профилактической работы Организация и контроль оказания индивидуально-профилактической помощи Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и специалистами других ведомств.
35 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.