Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМария Огибалова
1 Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы Светлана Валентиновна Потапчук, главный специалист отдела общего и специального (коррекционного) образования Министерства образования и науки Челябинской области 1
2 Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования 2
3 Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Челябинской области 3
4 Нормативно-правовые основания, регламентирующие обновление условий социализации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях Указ Президента РФ от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы»; ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ; ФЗ 181 «"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ; Послание Президента РФ от года; года; Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г р «План действий по модернизации общего образования на годы»;
5 Нормативно-правовые основания, регламентирующие обновление условий социализации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях Программа развития образования; приказ МОиН РФ от 20 сентября 2013 г « Положение о ПМПК»; приказ МОиН РФ от « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»; письмо МОиН РФ от года АП – 1073/02 «О разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и работников»; приказ Минтруда России от «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с ПМПК»;
6 Приказы Минобрнауки России об особенностях организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья об установлении порядка выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптивным основным общеобразовательным программам 6
7 Приказы Минобрнауки России об установлении образца свидетельства об обучении, выдаваемого лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам размещены на сайте: regulation.gov.ru 7
8 Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ реализация комплекса мер, направленных на обеспечение доступности образования инвалидов, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (Указ Президента РФ от ); позитивные результаты учебных и внеучебных достижений; расширение (изменение) спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом; создание комфортных условий для участников образовательного процесса (распоряжение Правительства РФ от «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда»); владение каждым учителем технологиями обучения детей с ОВЗ (Послание Президента от ).
9 Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ реализация комплекса мер, направленных на обеспечение доступности образования инвалидов, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (Указ Президента РФ от ); позитивные результаты учебных и внеучебных достижений; расширение (изменение) спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом; создание комфортных условий для участников образовательного процесса (распоряжение Правительства РФ от «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда»); владение каждым учителем технологиями обучения детей с ОВЗ (Послание Президента от ).
10 Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования - 99,5% (ФЦП и ОЦП развития образования); снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 % (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы»); рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста - с 30 до 70 процентов «План действий по модернизации общего образования на годы» (распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р).
11 Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ на региональном уровне: кол-во подготовленных и опубликованных учебных, информационных, справочных, методических пособий по формированию доступной среды; кол-во приобретенного оборудования для обучения детей- инвалидов, созданных на базе образовательных учреждений, лекотек; количество педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов, подготовленных к работе в новых условиях интегрированного обучения; количество проведенных мероприятий по привлечению детей- инвалидов и детей с ОВЗ к занятиям спортом; количество установленного специального оборудования и приспособлений, обеспечивающих свободный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объектам;
12 Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ на региональном уровне кол-во общеобразовательных учреждений, в которых функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы; кол-во образовательных учреждений, в которых осуществляется интегрированное обучение детей с ОВЗ; доля детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, охваченных коррекционным образованием; доля детей-инвалидов, получателей компенсации за семейную форму обучения.
13 Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ на региональном уровне кол-во общеобразовательных учреждений, в которых функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы; кол-во образовательных учреждений, в которых осуществляется интегрированное обучение детей с ОВЗ; доля детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, охваченных коррекционным образованием; доля детей-инвалидов, получателей компенсации за семейную форму обучения.
14 Основные понятия инклюзивной образовательной практики - ст. 2 ФЗ 273 «Об образовании в РФ» 27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
15 Основные требования к организации инклюзивной образовательной практики - ст. 11, 42, 48, 79 ФЗ 273 «Об образовании в РФ» Специальные условия - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Формы обучения: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
16 Основные требования к организации инклюзивной образовательной практики - ст. 11, 42, 48, 79 ФЗ 273 «Об образовании в РФ» Специальные условия - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Формы обучения: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
17 Основные требования к организации инклюзивной образовательной практики - приказ МОиН РФ от , от специальные условия определяются типологией нарушений детей; требования к кадровому обеспечению специальной образовательной деятельности.
18 Министерством образования и науки Челябинской области разработана и утверждена концепция научно- методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области на период гг. 18
19 Министерством образования и науки Челябинской области разработаны и утверждены новые нормативы финансирования адаптированных образовательных программ образовательных организаций 19
20 Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 29 августа 2013 года 515-ЗО в соответствии со статьей 7 «Меры социальной поддержки обучающихся» пунктом 7 «дети-инвалиды имеют право по завершении ими обучения по основным общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, использовать компьютерное, телекоммуникационное и специализированное оборудование, программное обеспечение, предоставленное им для дистанционного образования» 20
21 Для решения проблем развития и обучения детей с ОВЗ внутри образовательной среды общеобразовательных организаций наиболее значимыми стали: 21
22 - создание концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ Челябинской области на период годы; - разработка комплекса мер по реализации научно- методического сопровождения обучения детей с ОВЗ Челябинской области на период годы и включает рекомендации по созданию необходимых условий для получения общего образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами; 22
23 - создание Центра научно-методического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями и Центра дистанционного обучения детей-инвалидов на базе ГБОУ ДПО ЧИППКРО; 23
24 - проведение конкурсного отбора областных государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи для создания на их базе ресурсных центров по проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в порядке, установленном Губернатором Челябинской области. За счет средств областного бюджета получили денежное вознаграждение в размере 493,75 тыс. рублей каждое из четырех образовательных учреждений - победителей конкурсного отбора 24
25 - открытие и деятельность федеральной стажировочной площадки по направлению «Социализация детей с кохлеарными имплантами в условиях образовательного учреждения» на базе муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения I-II видов школа- интернат 10 г. Челябинска; 25
26 - реорганизация государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр диагностики и консультирования, которая позволила обеспечить условия воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сложные сочетанные дефекты развития, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи, детей с расстройством аутистического спектра; 26
27 - разработка областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на учебный год», который обеспечивает разработку адаптированных основных общеобразовательных программам и учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области; 27
28 Приказом Министерства образования и науки «О деятельности психолого-медико- педагогических комиссий на территории Челябинской области» руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных районов и городских округов рекомендовано создание не менее одной территориальной психолого- медико-педагогической комиссий на территории соответствующего муниципального района или городского округа Челябинской области 28
29 Названным приказом создана центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ЦПМПК) на базе государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр диагностики и консультирования» ранее выполняющего функции областной ПМПК 29
30 Разработаны проекты: - постановления Губернатора Челябинской области «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений областной государственной или муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»; 30
31 Разработаны проекты: - постановления Губернатора Челябинской области «Об утверждении размера компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому»; 31
32 В рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р реализуются мероприятия по оснащению обычных образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата. 32
33 В Челябинской области плановые индикативные показатели по данному направлению: в 2013 году - 5%, в 2014 году-12,8% и к 2015 году - 20% общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. 33
34 Развитие совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 34
35 В 2012/2012 учебного года в Челябинской области функционировало 50 СКОУ, в которых обучалось 7220 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии По состоянию на начало 2013/2014 учебном году тыс. детей 35
36 На современном этапе С(К)ОУ могут выполнить функции учебно- методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям 36
37 Благодарю за внимание! 37
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.