Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВячеслав Моравский
1 Подходы к понятию «одаренность»
2 История работы с одаренными школьниками США - одаренность недемократична Франция тесты Стенфорд-Бине Россия «Постановление о педологических извращениях…» «Наша новая школа»
3 Подходы к пониманию одаренности Одаренность Притча о талантах в Библии Гений Гений и помешательство Ч.Ломброзо Количественный критерий 2-5% «Теория крыс» В.А.Петровского Интеллект (А.Бине, А.Симон) Креативность
4 Доклад Государственного отдела США Конгрессу 1972 г. Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовывать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
5 Области одаренности общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческое или продуктивное мышление; лидерские способности; художественные и исполнительские искусства, психомоторные способности
6 Рабочая концепция одаренности Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
7 Виды одаренности По сферам деятельности Общая и специальная Актуальная и потенциальная Ранняя и поздняя Явная и скрытая (20% двоечников в исследовании Штерна – интеллектуально одаренные)
8 Уровни одаренности Задатки – это генетически обусловленные свойства индивида, влияющие на возможность достижения высоких результатов. К задаткам можно отнести активность, работоспособность, свойства памяти и т.д. Задатки являются природными предпосылками способностей. Способности – возможности человека к достижению успеха в какой-либо деятельности; способности определяют легкость и скорость в овладении деятельности. Одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях, но не сводимое к их сумме; высокий уровень развития способностей, реализующийся в успешности деятельности. С.Л. Рубинштейн упоминает о трех ступенях одаренности: одаренность – вообще любой уровень развития способностей; талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто; гений – способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути.
9 Компоненты одаренности по Дружинину обучаемость – способность к приобретению опыта интеллект – способность к применению знаний креативность - способность к преобразованию опыта
10 Педагогическое кредо: Одаренным является каждый ребенок, задача педагога и психолога – выявить область одаренности и помочь ее развить (реализовать).
11 Креативность Интеллект Мотивация Компоненты одаренности по Дж.Рензулли
12 Модель О.М.Дьяченко Мотивационный блок Операциональный блок Блок реализации
13 Одаренность как активность Ч.Спирмен: О. – умственная энергия В.Эфроимсон «Тайна гениальности»: Артрит (подагра) – высокая концентрация мочевой кислоты Сексуальная энергия Синдром Линкольна Высоколобость
14 Диагностика (выявление) одаренных От «диагностики отбора» - к «диагностике развития» А.Г.Асмолов
15 Метод «Турникета» (Дж.Рензулли, С. Рис), Направлен на идентификацию одаренности и предназначен для работы в массовой школе. Длительное наблюдение за ребенком (в течение года) происходит в процессе его работы по специальным программам. Подобно прохождению через турникет ребенок может «входить и выходить» из учебной группы в зависимости от его достижений. Помимо традиционных методов оценки рекомендуется использовать портфолио - учет таких аспектов деятельности учащегося, как: способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения.
16 Иллинойская модель Три этапа выявления одаренных для приема в программы развития одаренности: поиск, оценка и отбор. 1. Поиск производится по заявке родителей. 2. На этапе оценки собирают информацию от родителей и специалистов-психологов; 3. отбор происходит при учете этих данных и мнения педагогов, которые проводили занятия с детьми
17 психолого-педагогический мониторинг а) актуального уровня развития одаренности в) особенностей конкретных проявлений одаренности, связанных с попытками ее реализации в различных видах деятельности; с) потенциальных возможностей ребенка к развитию
18 Требования к психолого-педагогическому мониторингу: 1) комплексный характер оценивания поведения и деятельности ребенка 2) длительность процесса идентификации 3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам 4) экспертная оценка продуктов деятельности детей 5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития 6) многократность и многоэтажность обследования 8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности; 9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.
19 Формы фиксации результатов диагностики Карта одаренности Портфолио Область одаренности Степень Рекомендации по сопровождению
20 Мюнхенская гимназия с особыми требованиями Интерес к предмету Общий интерес Достижения по предмету Общие достижения Общая одаренность Интеллект Мотивация достижения База Тяга к исследованию Выносливость Стиль работы Кооперация Пригодность
21 Портфель данных об ученике Дж.Рензулли Способности Интересы Предпочтительные стили Индикаторы успехов Сферы интереса ОбученияСамообучения МышленияВыражения Тесты -Стандартиз -Учительские -Оценки -Ранжирование Оценка результатов Изящные искусства Ремесла Литература История Математика/логика Физика Науки о человеке Политика/юриспр Физкультура/Отдых Маркетинг/Бизнес Драма/Танец Исполнение музыки Счинение музыки Фотография Компьютеры Упражнение и проверка Работа со верстниками -тьюторами Лекции Лекции/Диск уссии Дискуссии Направляем ое независимое учение Учение/Цент ры по интересам Ролевые игры, драматизация Межличностная/ Внутриличностн ая Ориент. На себя Ориент на верст Ориент за взросл Комбинирован. Физическая Звук Тепло Свет Дизайн Изменчивость Время суток Прием пищи Место в классной комнате Аналитический (школьный ум) Синтетический Креативный Практический Контекстный /бытовой ум Законодательный Исполнительный Юридический Письменный Устный Манипулятивный Дискуссия Демонстрация Ролевая драматизация Артистический Графический Коммерческий Служебный
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.