Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЭлеонора Бартенева
1 Базовые ценности: сходство и различия между россиянами и другими европейцами В.С. Магун, М.Г. Руднев VI Пермский экономический форум сентября 2010 Институт социологии Российской академии наук
2 Проблема и методология
3 Базовые ценности Базовые ценности – это убеждения человека в значимости (важности) лично для него некоторого объекта, явления или состояния в качестве конечной («самоценной») цели жизнедеятельности
4 Распространенные взгляды на российские ценности 1. Российские ценности уникальны, и сравнения с другими странами невозможны («аршином общим не измерить») 2. Если сравнения все же возможны, то их результаты должны показать превосходство россиян над западными людьми в отношении духовных ценностей (противопоставляемых материальным) и коллективистских («соборных») ценностей - противопоставляемых индивидуалистическим. 3. Это устойчивые, традиционные российские ценности, соответствующие нашей «культурной матрице», «культурному генотипу», «российскому архетипу», «менталитету» и т.п. Данные взгляды тесно связаны с идеей движения и развития России по «особому (не западному) пути»
5 Подход, лежащий в основе данного исследования 1. К изучению ценностей применима методология международных сравнительных исследований 2. Процессы, происходящие в России, подчиняются закономерностям, общим для различных стран мира. В этом смысле Россия – обычная страна, такая же, как и другие страны с похожим уровнем экономического и политического развития. Россия находится на линии общеевропейского и общемирового тренда (А.Шлейфер и Д.Трейзман, 2004). 3. Исходя из этого, можно ожидать, что Россия окажется сравнительно близка по своим ценностям к другим постсоциалистическим странам, с которыми ее объединяет сходный исторический опыт новейшего времени и к которым она близка по уровню экономического развития. Можно также ожидать, что и среди старых капиталистических стран Европы Россия окажется ближе к тем странам, которые меньше отличаются от нее по уровню экономического развития – в частности к странам Южной, нежели Западной и Северной Европы.
6 Данные собраны на репрезентативных национальных выборках: -Европейское социальное исследование – 4-ый раунд, (28 стран) и 4 страны из предыдущих раундов (ESS-2006 и ESS-2004); Портретный вопросник Ш.Шварца, состоящий из 21 пункта. В России ESS осуществляется Институтом сравнительных социальных исследований, - Всемирный ценностный опрос гг. (Сокращенная версия Портретного вопросника Шварца, состоит из 10 пунктов)
7 ПОРТРЕТНЫЙ ВОПРОСНИК ШВАРЦА Пример: Для измерения того, насколько важна для респондента ценность БЕЗОПАСНОСТИ, ему предъявлялись следующие два портрета воображаемых людей, и он должен был оценить степень своего сходства с этими людьми: Насколько каждый из этих людей похож или не похож на Вас? очень похож на меня похож на меня довольно похож на меня немного похож на меня не похож на меня совсем не похож на меня Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности 6 баллов 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл Для него важно, чтобы государство обеспечивало его безопасность во всех отношениях. Он хочет, чтобы государство было сильным и могло защитить своих граждан 6 баллов 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
8 Классификация базовых жизненных ценностей (круг Шварца) Два интегральных ценностных показателя: 1. Открытость изменениям - Сохранение Самостоятельность, Риск-Новизна и Гедонизм VS Безопасность и Традиция- Конформность 2. Забота о людях и природе – Самоутверждение Забота о людях, толерантность, равенство, сохранение природы VS Личный успех, материальный достаток и власть
9 Сравнение страховых средних Постсоциалистические страны Восточной и Центральной Европы Средиземноморье Скандинавия Западная Европа
10 Большинство выводов в сравнительных исследованиях строится на базе агрегированных данных, когда целая страна отображается в виде точки, соответствующей средним оценкам ее населения по ценностным параметрам. Мы тоже начинаем с анализа средних, а затем покажем внутреннюю неоднородность стран по ценностям их населения.
11 Средние представители европейских стран в двумерном ценностном пространстве: для среднего россиянина крайне значима ценность Самоутверждения и более, чем для представителей 13 стран Европы, значима ценность Сохранения Западная Европа Скандинавия Средиземноморье Постсоциалистическая Восточная и Центральная Европа Рамками обведены страны, не имеющие статистически значимых отличий от России по каждой из ценностных осей Европейское социальное исследование,
12 «Очищенные» различия по ценностным осям: при устранении влияния межстраховых возрастных различий растет дистанция между Россией и Европой по Открытости изменениям Западная Европа Скандинавия Средиземноморье Постсоциалистическая Восточная и Центральная Европа Рамками обведены статистически не значимые коэффициенты ( контрольная группа – Россия) Европейское социальное исследование, Точки на карте – это регрессионные бета- коэффициенты моделей, где зависимые переменные – ценностные оси. В моделях контролируется возраст, пол респондента и некоторые характеристики родительской семьи.
13 * Коэффициент рассчитан без учета Люксембурга и Норвегии Уровень ВВП на душу населения тесно связан с ценностями Заботы о людях и природе - Самоутверждения. Россия – на линии общеевропейского тренда (ESS, )
14 Положение России на линии общеевропейского ценностного тренда при сопоставлениях с ВВП - еще одно свидетельство общности закономерностей, действующих в России и других странах.
15 Сравнение стран с учетом их внутренней ценностной неоднородности
16 Общеевропейская ценностная типология I II III IV Все респонденты были разделены на четыре типа в зависимости от их ценностей (и вне зависимости от страховой принадлежности)
17 European Social Survey, 2008 Положение четырех типов (кластеров) в пространстве ценностных осей Размер пузырьков соответствует числу респондентов, принадлежащих к данному типу (кластеру)
18 Тип I – наиболее высокая значимость ОТКРЫТОСТИ ИЗМЕНЕНИЯМ и средне-высокая значимость ЗАБОТЫ О ЛЮДЯХ И ПРИРОДЕ Тип II – наиболее высокая значимость САМОУТВЕРЖДЕНИЯ и Срединное положение на оси ОТКРЫТОСТЬ - СОХРАНЕНИЕ Тип III – наиболее высокая значимость ЗАБОТЫ О ЛЮДЯХ И ПРИРОДЕ и Срединное положение на оси ОТКРЫТОСТЬ - СОХРАНЕНИЕ Тип IV – наиболее высокая значимость ценностей СОХРАНЕНИЯ и средне-высокая значимость САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В каждой стране есть представители всех ценностных типов
19 Представители четырех ценностных типов в России: ценностное меньшинство и две части ценностного большинства Ценностное меньшинство - 19% населения России. По сравнению с другими типами, эта группа: Наиболее молода Наиболее образована С наибольшим доходом Включает наибольшую долю жителей больших городов Наибольшая доля мужчин Наибольшая доля студентов Наибольшая доля голосующих за либеральные партии (Яблоко, СПС) ТИП II Наиболее высокая значимость ценностей САМОУТВЕРЖДЕНИЯ и Срединное положение на оси ОТКРЫТОСТЬ - СОХРАНЕНИЕ Средние: возраст, доли мужчин и женщин, уровень образования Средний и средне-высокий доход Средние доли жителей различных типов поселений Наивысшая доля экономически активного населения Наибольшая доля голосующих за ЕР ТИП II Наиболее высокая значимость ценностей САМОУТВЕРЖДЕНИЯ и Срединное положение на оси ОТКРЫТОСТЬ - СОХРАНЕНИЕ Средние: возраст, доли мужчин и женщин, уровень образования Средний и средне-высокий доход Средние доли жителей различных типов поселений Наивысшая доля экономически активного населения Наибольшая доля голосующих за ЕР ТИП IV Наиболее высокая значимость ценностей СОХРАНЕНИЯ и Средне-высокая значимость ценностей САМОУТВЕРЖДЕНИЯ Самая старшая группа Самый низкий уровень образования Наиболее низкий доход Наибольшая доля жителей деревень и небольших городов Наибольшая доля женщин Наибольшая доля пенсионеров Наибольшая доля голосующих за КПРФ ТИП IV Наиболее высокая значимость ценностей СОХРАНЕНИЯ и Средне-высокая значимость ценностей САМОУТВЕРЖДЕНИЯ Самая старшая группа Самый низкий уровень образования Наиболее низкий доход Наибольшая доля жителей деревень и небольших городов Наибольшая доля женщин Наибольшая доля пенсионеров Наибольшая доля голосующих за КПРФ
20 Выводы 1. Средний россиянин отличается по своим базовым ценностям от средних представителей других европейских стран, в ряде случаев он характеризуется крайним положением в европейском ценностном спектре. В то же время имеется много сходного между Россией и другими странами, особенно теми, которые характеризуются близким уровнем экономического развития и общностью недавнего исторического пути. 2. Несмотря на значительные ценностные различия между Россией и наиболее развитыми европейскими странами, примерно 20% российского населения больше похожи по своим ценностям на типичных представителей Западной и Северной Европы, чем на большинство своих соотечественников.
21 Выводы (продолжение) 3. Низкая приверженность россиян ценностям Заботливого отношения к окружающим людям и природе и ценностям Открытости изменениям является культурным барьером (Е.Г. Ясин) на пути модернизации. Для воспитания российского общества в духе открытости и заботы нужна долговременная культурная политика, соизмеримая по масштабу задач с известной «программой прогрессивных изменений культуры», сформулированной Л. Харрисоном.
22 Публикации авторов Препринт авторов, подготовленный к печати: В.С. Магун, М.Г. Руднев. БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РОССИЯНАМИ И ДРУГИМИ ЕВРОПЕЙЦАМИ. Препринт Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики. Серия WP6 «Гуманитарные исследования», 2010 (в печати) Другие публикации авторов по данной теме: Магун В., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии (93). C (Статья выполнена на данных более раннего – третьего - раунда Европейского социального исследования, осуществленного в 2006 г.) Магун В.С., Руднев М.Г. Жизненные ценности населения: сравнение Украины с другими европейскими странами // Украинское общество в европейском контексте / Под ред. Е. Головахи и С. Макеева. Киев, С Магун В.С., Руднев М.Г. Жизненные ценности населения Украины: сравнение с 23 другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии (89), с.21-34; 4 (90), с Руднев М.Г. Влияние «русскоязычности» на жизненные ценности // Социология: методология, методы и математическое моделирование, 28, Эти и другие публикации доступны на портале:
23 Большое спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.