Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.centrobrrostov.ru
1 LOGO СЕМИНАР Деятельностный подход к образованию в новых образовательных стандартах (начальные классы)
2 Определение деятельности Это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Деятельность есть основная единица жизни человека. Жизнь представляет последовательную смену деятельностей. Жизнь деятельностью не исчерпывается, но деятельность составляет её основу.
3 Деятельностный подход к образованию в новых стандартах, в т.ч. стандартах начального образования Деятельностный подход в новых стандартах пришел на смену знаниевому, использованному в предыдущем поколении стандартов. Новые стандарты возвращают к деятельностному подходу, разработан- ному еще в 60-е годы 20 в., однако в новых условиях, заметно изменилось само понимание деятель- ности (деятельность переживания, дея- тельность общения).
4 Основное предназначение деятельности в образовании Поскольку глобальная цель образования – развитие личности, т.е. её переход в новое качество развития, согласно психологии, осуществляется исключительно в деятельности, то основная функция деятельности в образовании – развитие. Данное обстоятельство также совпадает с требованиями новых стандартов. Прежние ставили целью удержать образование в целостном пространстве, новое - развитие, в т.ч. развитие учащихся, которое вне деятельности реализовать невозможно. Под развитием понимается психическое ново- образование – на языке психологии. На языке других наук и теорий развитие звучит иначе, но деятельность и там решает основную развивающую задачу.
5 Определение деятельностного подхода к образованию и его место среди других подходов Деятельностный подход к образованию исходит из того, что поскольку деятельность составляет основу жизни человека, а образование призвано его формировать, созидать, то она составит также основу образования. Все, что содержится в деятельности и в ней обнаружено, применяется, в соответствии с данным подходом, к образованию и преломляется через его специфику. Среди других подходов (системный, структурный, синерге- тический, компетентност- ный, даже личностный) деятельностный подход – главный, хотя и жизнь человека, и образование им не исчерпывается.
6 Структура деятельности СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАЦИИ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 Виды деятельности в обучении по параметру ее интенсивности РЕПРОДУКТИВНАЯ (воспроизводящая) деятельность, деятельность по образцу ПРОДУКТИВНАЯ (поисковая, эвристическая, исследовательская) деятельность, иначе - преобразующая ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – созидающая новая
8 Виды деятельности в обучении по параметру ее интенсивности (другой вариант) ПАССИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9 Дихотомия видов деятельности учащихся по различным параметрам индивидуальная – совместная (двуединая, групповая, коллективная) деятельность нераспределенная – распределенная деятельность предметная (относящаяся к одному учебному предмету) – межпредметно- интегративная деятельность рефлексивная деятельность, деятельность общения и другие виды деятельности По количеству участвующих лиц По степени структурной организации 4 По отношению к учебному предмету
10 Деятельность в структуре содержания различных моделей образования единица содержания – догма, деятель- ность имеет схоласти- ческий, неразумный характер Личностно- смысловая модель Проблемная модель Деятельностная модель Знаниевая модель Догматическая модель единица содержания – знания как опредмечен- ная свер- нутая дея- тельность. В обучении подлежит распредме- чиванию единица содержания – способы деятель- ности. Внимание акценти- руется на предметной деятель- ности единица содержания – проблемы, реализуемая проблемная (проблемно- творческая) деятель- ность единица содержания – смыслы как ячейка деятель- ности сознания
11 Зоны развития учащихся и соответствующие им виды деятельности ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЗОНА САМОРАЗВИТИЯ
12 Деятельность в фундаментальном ядре содержания образования - организующие идеи и понятия в пределах учебного предмета. Освоенные, они в дальнейшем выступают как способы деятельности по отношению к усвоению других универсальных знаний - мета-идеи и мета-понятия (внепредметные, надпредмет- ные, метапредметные). Выступают средством формирования ориентировочной основы действий высокого уровня обобщений. Сквозные межпредметные идеи и понятия - универсальные учебные действия в рамках предмета (особенности чтения художественных, математических и др. текстов); - метаучебные действия (внепредметные, надпредметные, метапредметные)
13 Примеры универсальных учебных действий учащихся чтение, в т.ч. её скоростной вариант, работа с текстом, книгой, информацией; действия аналитического характера: умения сравнения, сопоставления, обобщения, систематизация, выделение главного, ближнего, среднего, дальнего переноса знаний, возвращения «назад», забегания «вперед» и др.
14 Образовательные технологии, инициирующие деятельность учащихся игра, диалог, проблемные ситуации, эмоционально- психологические установки, взаимное обучение, задачи на смысл, рефлексия
15 Особенности младших школьников и соответствующие им виды деятельности ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД деятельность на конкретно-образной основе учебная деятельность на игровой основе деятельность по их упорядочению обязательная деятельность автономизация личности НАЧАЛЬНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД конкретно-образный тип мышления игровая деятельность неупорядоченное множество впечатлений свободная деятельность интернациональный характер детей
16 Ведущие виды деятельности ИГРОВАЯ (ДОШКОЛЬНАЯ) ПРОФЕССИО- НАЛЬНАЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ (НАПРИМЕР, ТВОРЧЕСКАЯ) УЧЕБНО- ПРОФЕССИОНАЛЬ- НАЯ УЧЕБНАЯ (ШКОЛЬНАЯ) СОЦИАЛЬНАЯ (ШКОЛЬНАЯ, ВНЕШКОЛЬНАЯ, ПОСЛЕШКОЛЬНАЯ)
17 Виды деятельности в обучении по отношению к изучающим их наукам ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (учащихся) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ (ДВУЕДИЧНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (учитель – учащиеся) ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДИДАКТИКА
18 Виды деятельности в отношении работы с текстами РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ ТЕКСТОВ УЧАЩИМИСЯ СОЗДАНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОДНИХ ТЕКСТОВ В ДРУГИЕ
19 Логика развертывания содержания (по Талызиной, Гальперину) ВНЕШНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРЕДМЕТНАЯ, ВНЕШНЕРЕЧЕВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УМСТВЕННАЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ Общая динамическая последовательность действий учащихся (в понятиях «планов действий») речевой план действий предметный план действий внутренний (свернутый, мыслительный) план действий ПРОЦЕСС ИНТЕРИОРИЗАЦИИ, ПЕРЕХОД ВНЕШНЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНУТРЕННЮЮ
20 Логика развертывания деятельности учащихся по Гальперину ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ Ориентировочная основа действий сдвигается в сторону начала учебного процесса. В теории поэтапного формирования умственных действий она завершает цикл. Ориентировочная основа может быть представлена по-разному: та же предметная деятельность, образ. ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ
21 Виды ориентировочной основы действий учащихся (по степени обобщенности мышления) НИЗКОГО УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ Высокий уровень общения является высшим показателем абстрагирующей способности человека
22 Тексты и раскристаллизация их деятельностного потенциала текст как «дух в плену знаков» Высвобождение «духа» как задача учебного процесса – через экзистенциальные акты творческой деятельности. Предсознание, надсознание, «по ту сторону сознания» – в структуре гипердеятельности сознания Случаи «нераскристаллизации» текстов. Самосозерцание как абсолютный покой, или гипердеятельность
23 Творческая деятельность школьников РЕПРОДУКТИВНАЯ (ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащийся создает новое содержание, выступает в роли соавтора содержания обучения ТВОРЧЕСКАЯ (КРЕАТИВНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащийся «поглощает» содержание
24 Деятельность общения -общение как обмен ценностями между учителем и учащимся (учащиеся добросовестно работают – учитель им улыбается); -общение как диалог («на равных», паритетных началах: если учитель воспринимает учащихся такими, какими они есть, то и сам должен предстать перед ними в его естественном виде, в открытой позиции; -вхождение в контакт с учащимися напрямую и опосредованно – через содержание, проблемы; учитель являет свое отношение к реалиям, заключенным в программном материале (принцип параллельного действия); -общение как семиотический процесс (учитель-текст; учащиеся-текст; на каком языке они «прочитывают друг друга»?).
25 Смыслообразующая деятельность учащихся – деятельность сознания - значение как единица умственной (мыслительной, интеллектуальной) деятельности. Объективный характер значений; - развивающее обучение. «Застревает на уровне мышления». - смыслы как высшая инстанция регуляции жизнедеятельности человека, единица сознания; - смыслообразующая деятельность учащихся как деятельность по преобразованию объективных значений в смыслы; - смыслообразующее обучение как высший итог и уровень учебной деятельности смыслообразы, смыслодеятельность, смыслотворчество
26 «Деятельностные» максимы -цель как способ определяет собою характер деятельности; -преобразуя в деятельность предмет, человек преобразует себя; -знания как сплюснутая деятельность, как упакованный продукт человеческих исканий; -деятельность в результате (продукте) успокаивается (умирает); -эмбриология истины, раскрываемая в творческой деятельности; -преобразуя действительность, человек преобразует себя.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.