Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМарина Головченко
1 Научный стиль
2 Информация к размышлению Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и её не понимает. (Г.Лихтенберг)
3 Работа с текстом Я бродил (по)долгу и вид…л много примет ос…ни. По утрам в лужах под стекля…ой коркой льда были в…дни пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре л…жал как в полом хрустальном шаре б…гровый или лимон…ый лист осины или б…рёзы. Но лучше всего было в л…сах. По лугам дул ветер а в лесах стояла похрустывай…чая ле…ком сумр…ночная тишина. Может быть в лесах было особе…о тихо от тёмных обл…ков. Они так ни…ко нав…сали над землёй что кроны сосен закутывались (под)час туманом. Много было примет осени но я (не)старался запоминать их. Одно знал твёрдо – что н…когда (не)забуду этой осе…ей гор…чи чудес…иным образом соед…нё…ой с лёгкост…ю на душе и простыми и ясиными мыслями. (По К.Паустовскому)
4 Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видни пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимоннный лист осины или берёзы. Но лучше всего было в лесах. По лугам дул ветер, а в лесах стояла похрустывайючая ледком сумраночная тишина. Может быть, в лесах было особенно тихо от тёмных облаков. Они так низко нависали над землёй, что кроны сосен закутывались подчас туманом. Много было примет осени, но я не старался запоминать их. Одно знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесиным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясиными мыслями. (По К.Паустовскому)
5 Как читать научный текст 1. До прочтения: вдумайтесь в заглавие, предположите, о чём будет говориться, припомните, что вам об этом известно. 2. В процессе чтения: а) фиксируйте в уме ил письменно главные мысли каждого абзаца (ключевые слова, план, тезисы и т.п.) и отмечайте переход от одной микротемы к другой; б) отмечайте слова, значение которых надо уточнить.
6 Составление тезисов текста научного стиля Тезис – положение, кратко излагающее основные мысли лекции, доклада, научной статьи и т.п. Тезисы должны включать только главные положения научного сообщения, которые записываются в форме утверждающего суждения или в форме перечисления явлений (1…; 2…; 3… и т.д.). Тезисы могут составляться из цитат или формулироваться самостоятельно (переформулироваться), возможно совмещение цитат и переформулированного суждения. Конкретные факты обычно в тезисы не включаются. Главные качества тезиса – смысловая насыщенность и доступность восприятия.
7 Из истории научного стиля Текст Тезис 1. Каждый стиль появляется в своё время – тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования. Время появления научного стиля в разных странах разное и связано с развитием науки.
8 Из истории научного стиля Текст Тезис 1. Каждый стиль появляется в своё время – тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования. Время появления научного стиля в разных странах разное и связано с развитием науки.
9 Из истории научного стиля Текст Тезис 1. Каждый стиль появляется в своё время – тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования. Время появления научного стиля в разных странах разное и связано с развитием науки. 1. Развитие науки способствовало появлению научного стиля.
10 Текст 2. В начале своего развития стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке стала создаваться науночная терминология. В средние века образность изгоняется из научных трудов. Науночная речь становится менее эмоциональной и более лаконичной, так как учёные стремились к точности научного описания, основанных на знаниях и логике. Однако освобождение научного стиля от образности и эмоциональности шло постепенно. Например, великий Галилей в своём «Диалоге» для образного раскрытия новой картины мироздания ввёл художественный персонаж – забавную фигуру схоласта Симпличио. Эмоциональный характер трудов Галилея вызывал возражения Кеплера, Декарта. Эталоном научной речи становится строгое, логическое, сухое изложение «Математических начал» Ньютона.
11 Текст 2. В начале своего развития стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке стала создаваться науночная терминология. В средние века образность изгоняется из научных трудов. Науночная речь становится менее эмоциональной и более лаконичной, так как учёные стремились к точности научного описания, основанных на знаниях и логике. Однако освобождение научного стиля от образности и эмоциональности шло постепенно. Например, великий Галилей в своём «Диалоге» для образного раскрытия новой картины мироздания ввёл художественный персонаж – забавную фигуру схоласта Симпличио. Эмоциональный характер трудов Галилея вызывал возражения Кеплера, Декарта. Эталоном научной речи становится строгое, логическое, сухое изложение «Математических начал» Ньютона.
12 Текст Тезис 2. В начале своего развития стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования.. Однако освобождение научного стиля от образности и эмоциональности шло постепенно. Эталоном научной речи становится строгое, логическое, сухое изложение «Математических начал» Ньютона. 2. Стремление учёных к точности, логичности, лаконичности постепенно вытесняет из научной речи образность и эмоциональность.
13 Текст Тезис 3. В русском языке научный стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. На русском языке излагаются: гелиоцентрическая система мира Коперника, теория всемирного тяготения Ньютона, волновая теория света Гюйгенса и вихревая космогоническая теория Декарта, геометрия Эвклида и начала дифференцированного и интегрального исчисления, учение о живых силах Лейбница и теория морских приливов Ньютона, теоремы Пифагора, законы Архимеда, Кеплера, Паскаля, «золотое правило» механики. Во второй половине этого века благодаря работам М.Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд.
14 Текст Тезис 3. В русском языке научный стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. На русском языке излагаются: гелиоцентрическая система мира Коперника, теория всемирного тяготения Ньютона, волновая теория света Гюйгенса и вихревая космогоническая теория Декарта, геометрия Эвклида и начала дифференцированного и интегрального исчисления, учение о живых силах Лейбница и теория морских приливов Ньютона, теоремы Пифагора, законы Архимеда, Кеплера, Паскаля, «золотое правило» механики. Во второй половине этого века благодаря работам М.Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд.
15 Текст Тезис 3. В русском языке научный стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд. 3. В русском языке научный стиль начал формироваться в XVIII в. в связи с переводом научных книг и благодаря работам М.Ломоносова и его учеников.
16 Текст Тезис 4. Однако вплоть до начала XX в. язык науки ещё не выделился в самостоятельный функциональный стиль. Он ещё был очень близок к языку художественной литературы. Сочинения учёных и писателей трудно было различить, настолько они были похожи. Примером может быть отрывок из научной работы В.Вагнера «Об окраске и мимикрии у животных», написанной в 1901 г.: «И вот в течение всех лет моих наблюдений я нашёл паука этого вида только однажды и нашёл его совершенно случайно: глядя на ветку с другой целью и заметив быстро мелькнувшее по ветке существо, тотчас же исчезнувшее из глаз; после тщательных поисков на месте исследования животного я наконец заметил паука-почку». Автор присутствует в данном тексте не только как исследователь, но и как писатель, описывающий свои впечатления и переживания.
17 Текст Тезис 4. Однако вплоть до начала XX в. язык науки ещё не выделился в самостоятельный функциональный стиль. Он ещё был очень близок к языку художественной литературы. Сочинения учёных и писателей трудно было различить, настолько они были похожи. Примером может быть отрывок из научной работы В.Вагнера «Об окраске и мимикрии у животных», написанной в 1901 г.: «И вот в течение всех лет моих наблюдений я нашёл паука этого вида только однажды и нашёл его совершенно случайно: глядя на ветку с другой целью и заметив быстро мелькнувшее по ветке существо, тотчас же исчезнувшее из глаз; после тщательных поисков на месте исследования животного я наконец заметил паука-почку». Автор присутствует в данном тексте не только как исследователь, но и как писатель, описывающий свои впечатления и переживания.
18 Текст Тезис 4. Однако вплоть до начала XX в. язык науки ещё не выделился в самостоятельный функциональный стиль. 4. Научный стиль как самостоятельный функциональный стиль выделился в XX в.
19 Текст Тезис 5. Не трудно заметить, как далёк этот текст от современных аналогичных по теме работ, суховатых и лаконичных, так как основная задача научного стиля – предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука обращается, прежде всего, к разуму, а не к чувству. (Из журнала)
20 Текст Тезис 5. Не трудно заметить, как далёк этот текст от современных аналогичных по теме работ, суховатых и лаконичных, так как основная задача научного стиля – предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука обращается, прежде всего, к разуму, а не к чувству. (Из журнала)
21 Текст Тезис 5. Не трудно заметить, как далёк этот текст от современных аналогичных по теме работ, суховатых и лаконичных, так как основная задача научного стиля – предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука обращается, прежде всего, к разуму, а не к чувству. (Из журнала) 5. Задача научного стиля – предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию Научность информации подтверждается её точностью и доказательностью, а не средствами, воздействующими на эмоции.
22 Изумлённые странники замечают подводний кораблик. Я хочу сказать им, что это медуза, животное. Медуза – свободноплавающие особи морских книдарий, образуются отпочковыванием от прикреплённых к субстрату полипов. Но кормщик перебивает меня: - Это морское, тоже буде живое, идёт да помахивает парусом, расширится, да сузится, да вперёд и вперёд, веслом толкнёшь вроде как убьёшь. Тело в виде колокола или зонтика, студенистое, по краям зонтика – щупальца со стсрекательиными клетками, которые могут вызвать ожоги. 1. В данном псевдотексте смешаны два текста. Ориентируясь на стилистические особенности, выделите отрывок из художественного произведения и энциклопедическую статью. Тексты запишите. 2. Какие признаки научного стиля помогли вам выделить энциклопедическую статью.
23 Лексические средства научного стиля Главная функция научного стиля – точно и логично передавать информацию, поэтому эмоционально окрашенная лексика в этом стиле не употребляется. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, например: менеджмент, квотирование, риелтор, число, функция, элемент, процесс, численные методы алгебры.
24 Словообразовательные средства научного стиля Задача научного стиля – обозначить, назвать и описать явление, поэтому в научной речи действие и состояние предмета или явления часто передаются не с помощью глагола, а с помощью образованных от глагола существительных на –ение, -ание, -ка (плавление, кодирование, заливка, перегрузка)
25 Морфологические средства научного стиля Чтобы вызвать ощущение отстранённости автора и придать изложению более объективный характер, в научном стиле часто используются безличные глаголы и краткие формы страдательных причастий (проведено, проанализированы, можно утверждать). С этой же целью в научной речи используются глаголы в форме 1-го лица мн. числа и местоимение мы – авторское мы (рассмотрим, сравним, мы можем сделать такой вывод и т.п.). Характерно для научной речи употребление составных союзы (вследствие того что, ввиду того что, несмотря на то что и др.)
26 Интонационные средства научного стиля Звучачая науночная речь должна передавать однозначность логической информации, поэтому научное высказывание произносится ритмически нейтрально, в нём отсутствует эмоциональность и экспрессия. Обычно главная информация, как правило, располагается в конце предложения. Логическое ударение при нейтральной интонации также приходится на конец предложения. Для звучащей научной речи характерно чёткое, полное произнесение слов.
27 От данных глаголов образуйте полную и краткую формы страдательных причастий прошедшего времени. Объясните написание н и нн в суффиксах. ОБРАЗЕЦ: Обнаружить – обнаруженный, обнаружено. Выполнять, доказать, зафиксировать, обнаружить, обработать, осуществить, отметить, провести, произвести, сопоставить, установить.
28 От данных глаголов образуйте существительные на –ение, -ание, -ка. ОБРАЗЕЦ: Излучать – излучение. Исследовать, изучить, наблюдать, увеличивать, уменьшать, совпадать, сопоставить, изменение, излучать, обработать, проявлять, измерять, функционировать, оценить, повысить, применять, подготовить, перезагрузить.
29 Знаете ли вы, что… За время обучения в школе ученик должен освоить 1600 понятий. Понятие обозначается термином. Термин не только называет понятие, но и обязательно обосновывается определением. Например, понятие, обозначенное термином «префикс», определяется так: Префикс – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образование новых слов. Структура определения понятия: 1) определяемое понятие (термин); 2) его ближайший род (широкое понятие); 3) видовое отличие. Так, в определении префикса определяемое понятие – префикс; ближайший род (широкое понятие) – это значимая часть слова; видовое отличие – стоит перед корнем и служит для образования новых слов. За время обучения в школе ученик должен освоить 1600 понятий. Понятие обозначается термином. Термин не только называет понятие, но и обязательно обосновывается определением. Например, понятие, обозначенное термином «префикс», определяется так: Префикс – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образование новых слов. Структура определения понятия: 1) определяемое понятие (термин); 2) его ближайший род (широкое понятие); 3) видовое отличие. Так, в определении префикса определяемое понятие – префикс; ближайший род (широкое понятие) – это значимая часть слова; видовое отличие – стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
30 Главная особенность и ценность термина состоит в том, что он несёт логическую информацию большого объёма. Термины, значительная часть которых является интернациональиными словами, - это условный язык науки.
31 Редактирование Отредактируйте текст, использовав более уместные в научном стиле конструкции. Для этого: а) замените местоимение 1-го лица ед.ч. Я формой 1-го лица мн.ч. МЫ; б) замените глаголы, характеризующие различные явления, отглагольиными существительиными.
32 В повседневной жизни я ежесекундно полагаюсь на огромное множество других привычных явлений: горит газ в кухонной плите, растворяется сахар в чае, падает на землю брошенный камень, ежедневно восходит и заходит солнце – список можно продолжать бесконечно, и все его пункты проверены нами примерно в той же степени, как смена дня и ночи. Надёжность мирового порядка в целом заставляет меня искать в ней проявление относительно небольшого числа высоконадёжных принципов. Именно эта идея лежит в основе науки. а) замените местоимение 1-го лица ед.ч. Я формой 1- го лица мн.ч. МЫ; б) замените глаголы, характеризующие различные явления, отглагольиными существительиными.
33 Выводы: основные нормы научного стиля Стилистическая норма научного стиля, прежде всего, связана с содержанием. Содержание текста научного стиля представляет собой научное высказывание. В области науки, техники, производства. Нормой для научного стиля является использование терминологической (спряжение) и специальной научной лексики (дискурс). Чертами научного стиля являются точность и объективность, поэтому научному стилю не свойственно употребление эмоционально окрашенных слов и выражений. Стилистическая норма не допускает соединения в одном тексте языковых средств с разной стилистической окраской, а значит, в научном стиле не употребляются просторечные, диалектные слова и выражения, сленг. Науночная речь должна произноситься ритмически нейтрально.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.