Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнжела Кузмина
1 ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Макарова Татьяна Петровна Заместитель директора ГАОУ ЦППРК «Росток» Педагог-психолог высшей категории
3 Н РАВСТВЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА НЕ ВОЗНИКАЕТ САМ ПО СЕБЕ, ОН СЛОЖЕН И РАЗНООБРАЗЕН. Е ГО СОСТАВЛЯЮТ МЫСЛИ, ЧУВСТВА, ПОСТУПКИ, МЕЧТЫ, ПЛАНЫ, НАДЕЖДЫ, РАЗОЧАРОВАНИЯ, РАДОСТИ И ПЕЧАЛИ. Н РАВСТВЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА НЕ ВОЗНИКАЕТ САМ ПО СЕБЕ, ОН СЛОЖЕН И РАЗНООБРАЗЕН. Е ГО СОСТАВЛЯЮТ МЫСЛИ, ЧУВСТВА, ПОСТУПКИ, МЕЧТЫ, ПЛАНЫ, НАДЕЖДЫ, РАЗОЧАРОВАНИЯ, РАДОСТИ И ПЕЧАЛИ. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – ЭТО ЧАЩЕ ВСЕГО ПОПЫТКИ УЙТИ ОТ ОБЩЕСТВА, УБЕЖАТЬ ОТ ПОВСЕДНЕВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ НЕВЗГОД И ПРОБЛЕМ, ПРЕОДОЛЕТЬ СОСТОЯНИЕ НЕУВЕРЕННОСТИ И НАПРЯЖЕНИЯ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – ЭТО ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО «Я».
4 Для младшего школьного возраста характерно внимание к моральной оценке поступка, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Педагогу важно помочь определить ребенку свою моральную позицию, почувствовать важность социальных правил и норм поведения и постигнуть значение их соблюдения. Кроме того, дети начальной школы обучаются рефлексии, получают сведения о некоторых своих психических качествах, своем «Я».
5 Психофизиологические факторы Неготовность ребенка к сложной социальной роли ученика Коммуникативная неготовность Группа психо-эмоциональных факторов: 1. Дети с высокой тревогой, невротическими расстройствами и инфантилизмом 2. Дети с синдромом гипервозбудимости (моторной расторможенности) и патологией активного внимания (дети с минимальной мозговой дисфункцией)
6 10-11 ЛЕТ (5 КЛАСС). С 5 КЛАССА НАЧИНАЕТСЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПРОБЛЕМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ОСОЗНАТЬ, КТО ОН ЕСТЬ, КАК ОН СЕБЯ ОЦЕНИВАЕТ, ЧТО И ПОЧЕМУ С НИМ ПРОИСХОДИТ. НАЧИНАЮТСЯ ПРЕДПОДРОСТКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ГРУППИРОВАНИЯ. У ДЕВОЧЕК И У ПОЛОВИНЫ МАЛЬЧИКОВ НАЧИНАЕТСЯ ПЛАТОНИЧЕСКАЯ (РОМАНТИЧЕСКАЯ) ФАЗА ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
7 Психофизиологическая адаптация: Развитие учебной деятельности как самостоятельной в рамках многопредметного обучения Развиваются вне учебная деятельности Развивается сфера общения по интересам и происходит дифференциация класса на малые группы Завершается этап «латентного» либидо, или этап полоролевого развития личности формируется вторичная самооценка.
8 Одно из примечательных явлений подросткового возраста – начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Нужно научить ребенка выдержать жизненные трудности, опираясь на свои внутренние силы, воспитывая в себе волю, выносливость, самостоятельность, целеустремленность. Особое внимание детей нужно уделять темам: как научиться дружить и выполнять общественные поручения, стать ответственным, организованным, деловым человеком.
9 РЕБЕНОК СТРЕМИТСЯ ПРИОБРЕСТИ ЛИЧНУЮ СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ; ПРИМЕРЯЕТ НА СЕБЯ РАЗЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ; ВСТУПАЕТ В ПЕРВЫЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ; ПРИВЫКАЕТ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ В РОЛИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА. ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИТЕ: БЕСЕДУ С ПОДРОСТКОМ НУЖНО НАЧИНАТЬ С ДРУЖЕСКОГО ТОНА; В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКОМ ПРОЯВЛЯЙТЕ К НЕМУ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС; ЛУЧШИМ СЛОВОМ, РАСПОЛАГАЮЩИМ ПОДРОСТКА К ОБЩЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ИМЯ; ДИАЛОГ С ПОДРОСТКОМ НАДО НАЧИНАТЬ С ТЕХ ВОПРОСОВ, МНЕНИЯ ПО КОТОРЫМ СОВПАДАЮТ; В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СТАРАЙТЕСЬ ВЕСТИ ДИАЛОГ НА РАВНЫХ; СТАРАЙТЕСЬ ИНИЦИАТИВУ ОБЩЕНИЯ ДЕРЖАТЬ В СВОИХ РУКАХ; УМЕЙТЕ СМОТРЕТЬ НА ВЕЩИ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА.
10 7 КЛАСС 12-13ЛЕТ В ТРАДИЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ САМООБРАЗОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВТОРИЧНЫМ ПРОЦЕССОМ, И ТОЛЬКО С ПЕРЕХОДОМ ЧЕЛОВЕКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОНО СТАНОВИТСЯ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ ЕГО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ. ОДНАКО ИМЕННО В ШКОЛЕ НЕОБХОДИМО ЗАЛОЖИТЬ ТЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТРУДА, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАТ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ ШКОЛЫ. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В ОСОЗНАНИИ ИМИ СВОЕГО ЗНАНИЯ ИЛИ НЕЗНАНИЯ, НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ, ПЛАНИРОВАНИЯ, САМООРГАНИЗАЦИИ, РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ, УМЕНИЙ САМООЦЕНКИ И САМОКОНТРОЛЯ, НЕОБХОДИМО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ.
11 ЗДЕСЬ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫХОДИТ РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД, ПРИХОДЯЩИЙСЯ НА 8 КЛАСС, ЯВЛЯЕТСЯ КРИТИЧЕСКИМ. ПОД ВЛИЯНИЕМ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПРИОРИТЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИОБРЕТАЮТ: УТВЕРЖДЕНИЕ СВОЕГО «Я» В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ; ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ СВОЕГО «Я», СВОЕГО ИМЕНИ, СВОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ И ВНЕШНИХ ФИЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЕЙ СУЩНОСТИ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПОЛА (ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ); ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ В СВОЕЙ ГРУППЕ, КОЛЛЕКТИВЕ (В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЯХ); РЕАЛИЗАЦИЯ СВОИХ ПРАВ СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ПРИТЯЗАНИЕ НА ВЗРОСЛОСТЬ. ПРОЦЕССЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЧАСТО СОПРОВОЖДАЮТСЯ ИСКАЖЕННЫМИ, НЕГАТИВНЫМИ СПОСОБАМИ ОБЩЕНИЯ: ОБИДАМИ, ОСКОРБЛЕНИЯМИ, ЗАДЕВАЮЩИМИ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА; НАСИЛЬСТВЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ НА ЛЮДЕЙ, ОСОБЕННО НА ТЕХ, КТО СЛАБЕЕ ИЛИ НЕ МОЖЕТ ДАТЬ ОТПОР ПОСЯГАТЕЛЬСТВУ. ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ ПРАВИЛЬНОМУ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ САМОУТВЕРЖДЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ: СОЦИАЛЬНОЙ, ДУХОВНОЙ, НРАВСТВЕННОЙ, ПОЛОВОЙ, ДЕЛОВОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ; РАЗВИВАТЬ У ПОДРОСТКОВ ЗАЩИТНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ЧТОБЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВНЕШНИМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМ ЛЕТ (8 КЛАСС).
12 14-15 ЛЕТ (9 КЛАСС) КАЖДЫЙ ШАГ, КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ В ПЛАНЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. В 9 КЛАССЕ ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИОБРЕТАЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО АКТУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР: УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ВЫБОР СВОЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ, ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ СВОЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. ПОЭТОМУ АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, НО ВАЖНОЕ МЕСТО ОТВОДИТСЯ И ОСМЫСЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, Т.Е. ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ. ОДНОЙ ИЗ ЗАДАЧ ПЕДАГОГА ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКА, КОТОРЫЕ БЫ ОПРЕДЕЛИЛИ БЛИЖАЙШИЕ, СРЕДНИЕ И ДАЛЬНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. СТАВЯ БОЛЬШУЮ ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОФЕССИИ, ПОДРОСТКИ АКТИВИЗИРУЮТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СТРЕМЯТСЯ К ИСКОРЕНЕНИЮ СВОИХ НЕДОСТАТКОВ, ЛЕГЧЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ В ПРОЦЕСС САМОВОСПИТАНИЯ.
13 ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА – НАУЧИТЬ ПОДРОСТКА ВЛАДЕТЬ СОБОЙ – УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ И ПОВЕДЕНИЕМ, А ТАКЖЕ ФИЗИЧЕСКИМ И ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЯМИ. УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ ПОНИМАЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КАК СПОСОБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ, ПОСТУПАТЬ, УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ, РАЗУМОМ И ПОВЕДЕНИЕМ В СООТВЕТСТВИИ С СООБРАЖЕНИЯМИ СВОЕГО ВЫСШЕГО МЕХАНИЗМА САМОУПРАВЛЕНИЯ – СОЗНАНИЯ, ВЫБИРАЮЩЕГО ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ОДНАКО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ДЕЙСТВЕННО- ПРАКТИЧЕСКАЯ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ НЕ ВСЕГДА ПОДЧИНЕНЫ ХОЛОДНОМУ РАССУДКУ, ОСОБЕННО В «БУНТУЮЩЕМ» ВОЗРАСТЕ, КОГДА ВОЗНИКАЕТ ПОВЕДЕНИЕ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ОТ УСТАНАВЛИВАЕМЫХ ОБЩЕСТВОМ НОРМ. ЧТОБЫ ОБУЗДАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НАУЧИТЬСЯ «ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ», НАДО ЗНАТЬ ЗАКОНЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ, УМЕТЬ ИХ ПРИМЕНЯТЬ ЛЕТ (10 КЛАСС).
14 16-17 ЛЕТ (11 КЛАСС). САМОРЕАЛИЗАЦИЯ – ЭТО ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИИ) ЧЕЛОВЕКОМ СВОИХ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ, СВОЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СВОЕЙ ЖИЗНИ, В СВОЕЙ СУДЬБЕ. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ, ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШЕЙ СТОРОНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЗАЛОЖЕНА В ЧЕЛОВЕКЕ ПРИРОДОЙ, В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ФОРМЕ ИНТЕРЕСОВ, СТРЕМЛЕНИЙ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК, ЦЕЛЕЙ ЖИЗНИ. ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ, ЕЩЕ НЕ ИМЕЮЩЕЙ ЗАВЕРШЕНИЯ, НАЗЫВАЮТ САМОАКТУАЛИЗАЦИЕЙ. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – ЭТО ДОВЕРИЕ К СВОЕМУ Я, А НЕ ОПОРА НА АВТОРИТЕТЫ, ЧЕСТНОСТЬ ПЕРЕД СОБОЙ И ДРУГИМИ, ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРИНЯТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ. ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТРУД, ТРУД РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ХОРОШО ТО, ЧТО ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ В БУДУЩЕМ. ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКИ УЖЕ ЖИВУТ ЭТИМ БЛИЖАЙШИМ БУДУЩИМ, СВЯЗЫВАЯ ЕГО С ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ, СО СТАТУСОМ БУДУЩЕГО МУЖА ИЛИ ЖЕНЫ, ОТЦА ИЛИ МАТЕРИ, ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫМИ КАЧЕСТВАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СТАНОВЯТСЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЛОВИТОСТЬ. ОБОСОБЛЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ КО ВСЕМ СТОРОНАМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ, АВТОНОМИЗАЦИИ, СОЦИАЛЬНОМУ ЗАКАЛИВАНИЮ).
15 РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ СФОРМИРОВАННАЯ У ЛИЧНОСТИ ПРИВЫЧКА ВЫБИРАТЬ ТОЛЬКО СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫЕ СПОСОБЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
16 п/п Кла сс Основные виды деятельности с учащимися На что обратить внимание 11 – 4 Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти. Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти. 25 Адаптация к среднему звену.Активизация интереса к коллективной деятельности. Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка 36 Активизация интереса к эмоционально- волевой сфере человеческой жизни Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот» 47 Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении Развитие навыков общения, Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов) 58 Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов 69 Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.