Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИлья Емельянов
1 Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Семинар 1
2 Чем вызвана необходимость принятия стандарта нового поколения? Реализация государственной политики в области образования
3 Из истории школьных стандартов До 1992 года – отсутствует понятие « стандарт » В качестве стандарта – совокупность единых документов : единый учебный план + единые учебные программы 1998 год – ГОС БУП Обязательный минимум содержания начального, основного, среднего ( полного ) общего образования 2004 год – ГОС Федеральный БУП Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного ) общего образования
4 Проблемы стандарта 2004 г. ориентирован на предметные результаты, не решается задача, связанная с умением применять полученные знания не фиксируется обязательность результатов, связанных с воспитанием и социализацией личности, с духовно - нравственным развитием молодежи, а также с межпредметными и над предметными умениями и навыками не обеспечивается в полной мере создание условий для учета индивидуальных особенностей и интересов обучающихся, а также для социализации и профессиональной ориентации обучающихся Основная проблема – поставленные цели не были достигнуты, о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ и международных исследований НУЖНЫ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ
5 Результаты международного исследования PISA Результаты международного исследования PISA PISA Это исследование отвечает на три вопроса : каково состояние образования в стране с точки зрения международных стандартов ; что изменилось в образовании за последнее десятилетие ; в каком направлении следует совершенствовать образование.
6 Результаты международных исследований Пятнадцатилетние школьники оценивались : 1) техника чтения ; 2) математические навыки ; 3) естественнонаучные знания. Исследования были направлены на оценку способностей учащихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях.
7 Страны, продемонстрировавшие высокие результаты : Сингапур, Финляндия, Япония Страны, в которых произошли значительные изменения ( положительная динамика ) в образовании за период с 2000 по 2009 годы : Албания, Бразилия, Венгрия, Германия, Израиль, Индонезия, Республика Корея, Латвия, Лихтенштейн, Перу, Польша, Португалия и Чили..
8 TIMSS-1999 (41 страна ) - Россия на месте – среднее значение PISA-2000 (32 страны ) - Россия на месте – низкое значение PISA-2003 (41 страна ) - Россия на месте – ниже среднего значения PISA-2006 (57 стран ) - Россия на месте – ниже среднего значения PISA-2009 (65 стран ) - Россия на месте – ниже среднего значения Международные исследования по оценке качества образования
9 Россия в конце 2010 г. заняла 45 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников. не достигается основная цель – подготовка выпускников школы к свободному использованию знаний в повседневной жизни
10 Причины: отсутствуют умения самостоятельной работы не умеют выделять существенные признаки понятия, приводить примеры 70-80% 60% 70% заучивают материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний
11 2007 год – ФГОС Федеральный закон от 1 декабря 2007 г ФЗ В соответствии с Конституцией РФ введено понятие « федеральный государственный образовательный стандарт » ( ФГОС ) Новая структура и новое содержание Стандарта
12 Ключевые особенности ФГОС 1. Предыдущие - прежде всего стандарты содержания образования. ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни ( ООП !) 2. Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований
13 Стандарт включает в себя три группы требований к результатам освоения основной образовательной программы ( начальное, основное и среднее ( полное ) образование ); к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям ; к структуре основной образовательной программы ( ООП ), в
14 Ступени ОУ Обязательная часть, % Вариативная часть, % Аудиторская нагрузка, час. Начальная школа –3210 (4 года обучения) Основная школа –6020 (5 лет обучения) Старшая школа –2520 (5-дневная учебная неделя и 6-дневка)
15 Ключевые особенности ФГОС 3. Происходит смена базовой парадигмы образования со « знаниевой » на системно - деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук.
16 16 Какие изменения привносит переход от знаниевого к деятельностному от знаниевого к деятельностному подходу к обучению ? Какие изменения привносит переход от знаниевого к деятельностному от знаниевого к деятельностному подходу к обучению ? " ЗНАНИЕВЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Ориентация учебного процесса Основы технологий Освоение всех элементов обязательного минимума Работа по учебнику Формирование способности к решению всех классов учебных задач Работа на конечный результат УЧУ ПРЕДМЕТУ Передача готового знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия среднего ученика. Предметность УЧУ РЕБЕНКА Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание смыслов и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний
17 Системно-деятельностный подход в обучении Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь. Китайская мудрость 17 Основное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ума воспитанников пространными рассуждениями, а возбуждать собственное его действие. Из Устава Царскосельского лицея Воспитание школьников должно строиться на основе формирующей их деятельности. В. И. Журавлёв, академик РАО
18 В результате системно- деятельностного подхода универсальные учебные действия - обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться
19 В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
20 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в информационно- образовательной среде Организует деятельность ученика в информационно- образовательной среде Учитель Ученик Получает содержание образования в готовом виде Получает содержание образования в готовом виде Осуществляет деятельность по усвоению содержания образования Осуществляет деятельность по усвоению содержания образования Транслирует содержание образования Учебник – инструмент организации учебного процесса В модернизированной системе образовательного процесса В модернизированной системе образовательного процесса Главная задача – организовать деятельность ученика, направленную на достижение результатов образования ! 20
21 Позиция учителя : к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом познание мира (в специально организованных для этого условиях) Позиция ученика :
22 Психологическая основа концепции деятельностного обучения путем передачи некоторой информации путем передачи некоторой информации в процессе собственной активной деятельности в процессе собственной активной деятельности усвоение содержания обучения и развитие ученика
23 Ключевые особенности ФГОС Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России 4. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Если в прежней системе образования определяющей была предметная направленность, ЗУНы, то в основе ФГОС компетентностный подход, то есть главным является личностный результат. Одна из задач нового стандарта развернуть школу на воспитание. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России
24 Ключевые особенности ФГОС 5. Ответственность ( в т. ч. и уголовную !) за результат в новом стандарте несут все, кто обеспечивает образовательный процесс.
25 Ключевые особенности ФГОС 6. Стандарт ориентирован на семью. Семья и школа это партнёры, а не противоборствующие стороны. Как считает А. М. Кондаков, член - корреспондент РАО, необходим трёхсторонний договор о солидарной ответственности всех сторон в обучении школьника : семья школа муниципалитет.
26 7. ФГОС - новые отношения в системе образования ОУ – свобода и ответственность образовательного учреждения в разработке и реализации основной образовательной программы учитель – обеспечивает достижение требований к результатам освоения ООП директор и завуч – специалисты по организации образовательного процесса, формированию образовательной среды школы, распределению ресурсов для достижения наилучшего результата родители, органы общественно - государственного управления – активные участники организации образовательного процесса КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС
27 Ключевые особенности ФГОС 8. Отход от классно - урочной системы в школе. Начиная с 1 по 11 класс, предусмотрена проектная деятельность, которая способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
28 ВЫВОД: Новое содержание образования организация образовательного процесса на основе системно - деятельностного подхода формирование социокультурной образовательной среды школы обеспечение формирования универсальных учебных действий введение интегрированных предметов ( мета предметов ) непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний обеспечение индивидуализации процесса обучения
30 Успех реализации нового образовательного стандарта в первую очередь зависит от профессионализма учителя. Какие изменения предполагаются в повышении квалификации педагогических и управленческих кадров ?
31 Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО Задачи регионального уровня Модернизация системы повышения квалификации кадров : Проектирование и внедрение новых организационных моделей ( децентрализация, дистанционность ) Разработка и введение новых финансово - экономических механизмов ( направление средств в ОУ, учителю, влияние ПК на зарплату ) Разработка и реализация нового содержания программ ПК Обеспечение повышения квалификации всех учителей 1 и 2 ступеней Создание системы мониторинга эффективности ПК с позиции соответствия требованиям ФГОС общего образования Создание стажировочных площадок Создание тьюторских центров ( в том числе в дистанционном режиме ) Создание и реализация инновационных моделей аттестации кадров Создание и отработка инновационных программ и форм подготовки кадрового управленческого резерва Модернизация системы повышения квалификации кадров : Проектирование и внедрение новых организационных моделей ( децентрализация, дистанционность ) Разработка и введение новых финансово - экономических механизмов ( направление средств в ОУ, учителю, влияние ПК на зарплату ) Разработка и реализация нового содержания программ ПК Обеспечение повышения квалификации всех учителей 1 и 2 ступеней Создание системы мониторинга эффективности ПК с позиции соответствия требованиям ФГОС общего образования Создание стажировочных площадок Создание тьюторских центров ( в том числе в дистанционном режиме ) Создание и реализация инновационных моделей аттестации кадров Создание и отработка инновационных программ и форм подготовки кадрового управленческого резерва
32 Главная идея дети не стали глупее или хуже дети стали другими изменяться нужно самому учителю
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.