Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлиса Маскатиньева
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гура Т.Е., к.психол.н., доцент, Кафедра менеджмента образования и психологии ЗОИППО
2 Инновационная деятельность в образовании - целенаправленное внедрение новшеств (принципиально новых образов содержания и технологий обучения) в образовательных системах разных уровней с целью повышения качества образования. Инновационная деятельность в психологии – творческая деятельность + научно- экспериментальная деятельность
3 1. Внешние - экзогенные: мегафакторы (научно-технический прогресс человечества); мезофакторы (социальные установки, нормативное обеспечение инновацииииииийийионной деятельности на уровне государства, системы образования); макрофакторы (ориентация областного и городского департаментов, ИППО на научно-методическое сопровождение инновацииииииийий.деят-ти образовательного учреждения; материально-техническое обеспечение инновацииииииийий.деят-ти); макрофакторы (социальный портрет района); 2. Внутренние - эндогенные: особенности самой инновацииииииийийии: глобальность, радикальность, психологическая травматичность, ресурсность, социальная адекватность, научно-методическая разработанность; характеристики управленческой деятельности, психологическая готовность руководителя к инновацииииииийийии; особенности функционирования психологической и методической службы; социально-психологический климат пед.коллектива, его готовность к инновацииииииийий.деят-ти; психологическая готовность каждого педагога к инновацииииииийий.деят-ти ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4 1. Этап шока и отрицания: ориентация на прошлое, негативные установки к инновацииииииийийии, гнев, раздражение, ощущение невозможности реализации 2. Этап сопротивления: депрессии, связанные с невозможностью избежать, беспомощность, раздражительность, отчаяние 3. Этап исследования: неизбежность перемен вызывает первые ориентации на будущее, суета, неустойчивость, появление интереса, появление новых идей, раздражительность при их непринятии, проблематиация 4. Этап вовлеченности: появление творческих групп, постановка целей, создание новых смыслов 5. Этап традиционализации: привыкание в инновацииииииийийии как к постоянному, традиционному ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИИ
5 1. Страх нового, консерватизм 2. Профессиональный педагогический эгоцентризм 3. Профессиональное сгорание 4. Негативная мотивация профессиональной деятельности 5. Плохое самочувствие, хронические соматические заболевания 6. Большой объем учебной нагрузки 7. Недостаточный опыт пед.деятельности, не позволяющий освоить традиционные технологии 8. Отсутствие материальных стимулов 9. Чувство неудовлетворенности 10. Отсутствие научной, методической и психологической помощи 11. Конфликтность коллектива, низкий социальный статус педагога в коллективе АНТИИННОВАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ
6 КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Европейская ассоциация педагогов средней школы) 1. Высокий уровень развития интеллекта (не ниже 110 баллов IQ) 2. Высокий уровень креативности 3. Минимум два высших образования по противоположным специальностям (гуманитарным – техническим – естественно- научным) 4. Активность в использовании информационных, компьютерных и коммуникативных технологий 5. Чувствительность к новому, направленность на его поиск 6. Позитивная внутренняя мотивация профессиональной деятельности 7. Просоциальная личностная направленность 8. Развитость профессионального мышления (системность, гибкость, рефлексивность, критичность, открытость) 9. Эффективность использования инновацииииииийийионных продуктов в сфере жизнедеятельности 10.Психологическое/психическое здоровья 11. Достаточные ресурсы физического здоровья
7 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 1. Общие психологические характеристики пед.коллектива: степень преодоления негативных черт женского коллектива (конфликтности, эмоциональности, неустойчивости); степень преодоления самоуправляемости коллектива при формальном управлении: конформизма, центрированности, стереотипности, страха нового; 2. Общий социально-психологический климат коллектива 3. Общие установки коллектива на инновацииииииийий.деят-ть 4. Этап развития педагогического коллектива ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 2. Этап функционирования 3. Этап развития 4. Этап прекращения деятельности 1. Этап становления ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
10 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 1. Этап становления (нет признаков коллектива: устойчивости взаимодействия членов коллектива, которая содействует стабильности и прочности его существования во времени и пространстве; однородности состава, иерархического строения; интегрированности, объединенности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива; структурированности – определенной четкости и конкретности распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами коллектива; организованности – упорядоченности, подчиненности коллектива определенному порядку выполнения совместной жизнедеятельности (нормативной регуляции); мотивированности – активного, заинтересованного и действенного отношения членов коллектива к совместному труду; открытости – готовности к принятию новых членов);
11 2. Этап функционирования: осуществляется переструктуризация педагогического коллектива: - вокруг неформальных лидеров формируются группировки, появляется оппозиция, аутсайдеры, обостряются межгрупповые и межличностные конфликты; - повышается психологическая напряженность, неудовлетворенность общением; - повышается неудовлетворенность профессиональной деятельностью из-за несовершенства заданий совместного труда, неадекватного стиля управления, неэффективности педагогических технологий и др Этап стагнации или 3.2. Этап развития – приобретение педагогическим коллективом черт собственно коллектива или команды, в которой: - совместная цель не только сознается членами коллектива, а и принимается ними на эмоциональном уровне; - совместная цель профессиональной деятельности согласуется с собственными потребностями, интересами членов педагогического коллектива, то есть принимается на мотивационном уровне; - реализуются принципы: толерантности, доверия, индивидуальной самореализации, партнерства, взаимоответственности; - развивается групповая идентичность, чувство МЫ; - достигается наивысшая эффективность совместной деятельности. 4. Этап прекращения совместной деятельности или возмущения и распада
12 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гура Т.Е., к.психол.н., доцент, Кафедра менеджмента образования и психологии ЗОИППО
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.