Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВалерия Львова
1 ОККАЗИОНАЛИЗМЫОККАЗИОНАЛИЗМЫ Урок русского языка в 10 классе Учитель русского языка Милюкова Е.Н.
2 Обучающая цель : познакомить учащихся с понятием «окказионализмы», помочь учащимся осознать смысл словотворчества; развивать умение работать с информационным текстом. Развивающая цель: развивать критическое мышление: умение анализировать, классифицировать, систематизировать; совершенствовать рефлексивные умения учащихся. Воспитательная цель: воспитывать стремление самореализоваться, создавая собственные суждения, оценки; развивать умение строить диалог в ходе парной и групповой работы.
3 «Ничто для нас столь обыкнавенно, столь просто кажется, как наша речь… О вы, любители чудес, внемлите произнесённому вами слову, и удивление ваше будет чрезмерно». Александр Радищев
4 Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве. Хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.
5 Знаю Хочу узнать Узнала Вызыва- ет сомнение Хочу спросить
6 Окказионализмы Авторские неологизмы Значимые части слова Неологизмы Способы словообразования Лексика Морфемика и словообразование
7 Окказионализмы (от лат. occasio – случай) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Например, В. Маяковский любил придумывать новые слова (громадьё, медногорлый, бесконечночасый, стих качество, пианинить, легендарь, гросбухнем, бродвеище и др.). Авторские неологизмы можно найти почти у всех классиков русской литературы: широкошумные дубровы (А. Пушкин), звучно-мерные шаги (М. Лермонтов), громокипящий кубок (Ф. Тютчев), удилозакусный (И. Тургенев), светлозмейный (А. Блок), стих о град (М. Горький), свежеобруганный (Л. Леонов), березь, цветь (С. Есенин), звонкокопытый (А. Фадеев), будетелянин (В. Хлебников). Поэт Василий Каменский написал целое стихотворение… из одного слова: «Рекачкачайка». Окказионализмы выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте и обычно не становятся достоянием общего языка. Такие слова, остающиеся в рамках авторской речи, не без основания называют «вечными» неологизмами. Впрочем, по признанию лексикографов, «в момент появления» слова (словосочетания) порой трудно сразу же найти надежные критерии для ответа на вопрос: какое слово (значение, сочетание слов) возникло – общеязыковое или разового употребления? Вот некоторые примеры. Оригинальное словосложение сиюминутный придумал В. Маяковский. Оно долго не входило в языковой оборот, однако постепенно «вступило в свои права», часто употреблялось и было зафиксировано в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (22-е изд. М., 1990) вместе с существительным сиюминутность. Характерным примером извлечения из «запасников» ранее созданных слов может быть сложное слово судьбоносный. Впервые зафиксировано в картотеке словарников в 1973 г. (на страницах журнала «Новый мир»). С недавних пор (примерно с 1985 г.) это слово стало активно употребляться политиками, социологами, журналистами, хотя впервые было употреблено Ф.И. Шаляпиным еще в 1932 г. Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход: промышленность, будущность (придуманы Н.М. Карамзиным); стушеваться (ранее известный в жаргоне чертежников, этот глагол в литературное употребление ввел Ф. М. Достоевский); головотяп, головотяпство (впервые употребил М.Е. Салтыков-Щедрин), нимфетка (придумано В.В. Набоковым).
8 Ангара моя, Ангарушка, Ты куда бежишь? Постой! Я стою, бледней огарочка, Над твоею синетой. Евгений Евтушенко
9 Осень Вот и осень – невеста печальная. Тихо плачет от грусти она: Разноцветилось платье венчальное, А хотела – из белого льна. А хотела – фату небесную И зелёную ленту в косу, И чтоб в пору её невестную Согревало солнце росу. Но завесилось небо тучами, Ветер в чащах лесов зарыдал, И дыханием холода скрученный, Закружил листвяной карнавал. И с тех пор невеста печальная. Тихо плачет от грусти она: Разноцветилось платье венчальное, А хотела – из белого льна.
10 1. Всё ли было вам понятно на уроке? Что всё-таки требует разъяснения?______________ ________________________ ________________________ ________________________ __________ 2. Что вы считаете результатом своей работы? ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ______________________ 3. Оцените свою работу на уроке. Изменилось ли что- нибудь у вас по сравнению с другими уроками? (Если да, то что именно.) ________________________ ________________________ 4. Закончите предложение. Процесс словообразовательного творчества для меня возможен, невозможен (нужное подчеркнуть), потому что ________________________ ________________________ ______________ 5. Подчеркните окказионализмы. Одиночила в комнате девушка Взволновали её звуки флейты… Художники! Бойтесь «мещанок». Они обездарят ваш дар. Я еду в серебряноспицной коляске. Все звёзды мира, все планеты Жемчужу гордо в свои сонеты. (И. Северянин)
11 Домашнее задание творческое задание: написать небольшое рассуждение на тему: «Почему мне легко (трудно) образовывать собственные слова?»; если это возможно, в сочинение включить примеры собственных окказионализмов, дать им толкование, объяснить, каким способом они образованы; поисковое задание: найти примеры использования окказионализмов в художественной литературе, в том числе в современной литературе родного края.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.