Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgladkay5.narod.ru
1 МОУ «Теплоключевская средняя общеобразовательная школа» Урок русской литературы. 9 класс Тема: «М.В.Ломоносов. Страницы жизни и творчества» Цель урока: - показать многогранность и универсальность личности М.В. Ломоносова; - приобщить учащихся к поэтическому миру М.В.Ломоносова; - учить использовать Интернет-ресурсы, самостоятельно добывать информацию, использовать ИКТ; - развивать познавательную активность, воспитывать чувство национальной гордости, любовь к России и лучшим ее представителям; Тип урока: изучение нового материала Оборудование: таблицы, карточки, слайды В ходе подготовки и проведения урока использованы технологии: интегрированный подход и проектная деятельность. Учитель: Малаховская Л.Г.
2 Тема: М.В.Ломоносов – ученый, поэт, гражданин
3 Цель: Изучить жизненный и творческий путь М.В.Ломоносова.
4 Как архангельский мужик Как архангельский мужик По своей и Божьей воле По своей и Божьей воле Стал разумен и велик. Стал разумен и велик. Н.Некрасов Н.Некрасов
5 Задачи: Изучить вклад М.В.Ломоносова в развитие наук, литературы и русского языка. Познакомиться с основной проблематикой поэзии М.В.Ломоносова. Сравнить творчество М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
6 Актуальность: Человек всегда стремился познать законы Вселенной, восхищался красотой и необъятностью окружающего мира. Это присуще людям всех времен и эпох. XXI век – век великих перемен. Идеи М.В.Ломоносова, поэта, революционера в науке, близки и понятны нам, молодым.
7 Жизнь Великого человека! 1711 – 1765
8 От Холмогор до Санкт- Петербурга М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне одного из островов дельты Северной Двины против Холмогор Архангельской губернии. В девятилетнем возрасте он лишился матери, а мачеха была «злой и завистливой» и противилась его стремлениям. Втайне от отца он получил на руки паспорт, отложил денег, одежду и с рыбным обозом отправился в Москву (декабрь 1730 года). М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне одного из островов дельты Северной Двины против Холмогор Архангельской губернии. В девятилетнем возрасте он лишился матери, а мачеха была «злой и завистливой» и противилась его стремлениям. Втайне от отца он получил на руки паспорт, отложил денег, одежду и с рыбным обозом отправился в Москву (декабрь 1730 года).
9 Первые шаги в учебе… Местный дьяк Семен Никитич Сабельников обучил Михаила читать и писать, и судьба повела его к Познанию и свершениям во имя России.
10 Самообразование Ломоносова осуществлялось на: «Грамматике»Мелентия Смотрицкого, «Арифметике» Леона Магницкого, «Псалтыре» Симеона Полоцкого.
11 Академии и университеты, которые покорил М.В.Ломоносов 1)Славяно-греко-латинская академия 2)Академия наук 3)Марбургский университет
12 Личная жизнь. Ломоносов женился еще за границей, в 1740 г., в Марбурге, на Елизавете Цильх. Семейная жизнь Ломоносова была, по- видимому, довольно спокойной. Из детей после Ломоносова осталась лишь единственная дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.
13 Качества, присущие М.В. Ломоносову. Любовь к отечеству.. Тяга к науке. Любовь к языку Страсть к поэзии. мужество Бесстрашие. Благородство. Честность.Справедливость.
14 Смерть М.В.Ломоносова 4(5) апреля 1765 года М.В. Ломоносов умер на 54 году жизни, после тяжелой болезни, в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
15 Достижения Михаила Васильевича Ломоносова в области наук. Огромный вклад В науку. ХимияФизика Русский язык ЛитератураисторияискусствоРудное дело Отечественная культура
16 Ломоносов – ученый. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Свои наблюдения и открытия Ломоносов излагал в блестящей общедоступной форме.
17 Открытия в физике Ломоносов не побоялся выступить против незыблемых авторитетов в мировой науке – Бойля и даже великого Ньютона, перед которым сам преклонялся.
18 Пример научной смелости! Величайший английский физик Ньютон объяснял природу света истечением особых корпускул. Его поддерживали все ученые мира. Ломоносов одним из первых в истории науки заговорил о волновой природе света.
19 Ломоносов – художник. Ломоносов не только учёный, но и художник. Он организовал первую в России мозаичную мастерскую, где сам создавал мозаику «Полтавская баталия». Не раз его работы оценивала сама императрица Елизавета. Всего им было выложено 40 мозаичных картин
20 Ломоносов – поэт. М. В. Ломоносов положил начало подлинно художественной тонической поэзии. На протяжении 40-х-60-х годов XVIII века из литературных произведений он пишет оды, стихотворения и трагедии.
21 Перу М.В.Ломоносова принадлежат оды: 1739 г. «Ода на взятие Хотина» г. «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» г.«Утреннее размышление о божием величестве» г.«Утреннее размышление о божием величестве». Стихотворения: «Письмо о пользе стекла», «Гимн бороде». Трагедия «Тамира и Селим» и другие. Трагедия «Тамира и Селим» и другие.
22 Русский язык и литература: Ломоносов – автор «Российской грамматики» (1755 год). Он упорядочил письменную речь и разделил язык на «три рода речений», три «штиля»: высокий, средний, низкий. Ломоносов – автор «Российской грамматики» (1755 год). Он упорядочил письменную речь и разделил язык на «три рода речений», три «штиля»: высокий, средний, низкий. В зависимости от соотношения разных стилистических пластов языка (старославянская, литературная и разговорная лексика), Ломоносов регламентировал жанровые требования: Высокий стильСредний стильНизкий стиль ЖанрыТрагедииПовестиКомедии ОдыСтихотворенияБасни, сатиры
23 Стихи. В них М.В. Ломоносов вкладывал не только душу, но и жизнь. В поэзии он выражает радость от научных достижений. Его влекут далёкие миры, тайны и чудеса Вселенной. Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как может быть, чтоб мёрзлый пар Среди зимы рождал пожар…
24 Стихами он обращается к любезным наукам: В земное недро ты, Химия, Проникни взора остротой, И что содержит в нем Россия, Драги сокровища открой.
25 Ода – жанр лирики, торжественное лирико – ораторское произведение, написанное возвышенным слогом и воспевающее кого – то или что – то;
26 «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…императрицы Елисаветы Петровны» 1748 года 1. Как и с чего начинается ода? 2. Что прославляет Ломоносов в оде? 3. Из скольких частей она состоит? 4. Что считает необходимым условием для процветания России Ломоносов? 5. Какова главная заслуга императрицы?
27 Провести сравнительно- сопоставительный анализ творчества поэтов. Данные внести в таблицу. М.В.ЛомоносовГ.Р.Державин Эпоха Литературное направление Основные темы творчества Жанры в которых творят поэты Вывод : сходство и различие творческой манеры поэтов.
28 Выдающиеся русские люди высоко ценили заслуги М.В.Ломоносова. «Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою обновленное, пролетит во устах народных за необразимый горизонт столетий» - писал А.Н.Радищев «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым университетом.» - сказал о нам замечательно А.С.Пушкин
29 Именем Ломоносова названы: Московский государственный университет. Архангельский театр драмы. Национальный горный университет в Днепропетровске. Кратер Ломоносова на Луне. Именем Ломоносова названы многие улицы в городах России. Ломоносовский проспект в Москве. Гимназия Ломоносова в Риге. Город в составе Петродворцового района Санкт- Петербурге. Город в составе Петродворцового района Санкт- Петербурге.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.