Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМарина Гордеенко
1 МБОУ «СОШ 7» г. Череповец, Вологодская область. Учитель русского и литературы Елистратова К.А. I Международный конкурс презентаций «Радуга презентаций
2 Конкурсная презентация по русскому языку «Анализ художественного текста: лингвостилистический подход (на материале рассказа Б.К. Зайцева «Миф»)
12 Б.К. Зайцев «Миф» пейзажные описания динамической модели; доминанта плана настоящего, чья семантика близка к настоящему репортажному; лексика цветового, звукового, одоративного восприятия; лексика восприятия взаимодействует, с одной стороны, с названиями природных объектов и явлений (пруд, озеро, облачко, желтые дыни и др.), а с другой – с религиозно- духовной лексикой (христиане, ангелы, бесплотные духи, святой, кадильницы, благоговение); оценочные слова и обозначения положительных эмоций (восторг, радость, ласковый, любовь, нежность); ключевыми словами текста выступают лексические единицы с семантическими компонентами «свет», «сияние», «тепло»; между пейзажным описанием и остальной частью текста – отношения параллелизма, или аналогии (природная благодать коррелирует с ощущением счастья героев – Миши и Лисички);
13 Б.К. Зайцев «Миф» языческая зооморфизация человека: в семантике прозвища главной героини – Лисички – автор также акцентирует принадлежность женщины к природному миру. В славянской мифологии лиса – спутница и воплощение богини судьбы и урожая Макоши; описание героини изобилует символическими сравнениями и поэтичными эпитетами; автор поочередно сравнивает Лисичку с животными, благодаря чему образ женщины коррелирует с идеей природности: «приветливый жеребенок», «светло-солнечная рыба», «милый страус»; языческая семантика: повествователь не единожды отмечает пенно- розовый (символика Афродиты) румянец героини, а в заключительном абзаце называет ее «Пеннорожденная», напрямую отсылая к образу языческой богини Афродиты; В тексте рассказа преломляется солярный миф, связанный в славянских волшебных сказках с образами райского сада и золота. Прилагательное «золото» (и его производные) – цветовая доминанта произведения; семантика имени: Михаил – др.-евр. Mikael – «тот, кто подобен Богу»; одна из возможных этимологий имени Клим (Климентий) – связь с греч. klematinos – «виноградная лоза» (один из традиционных символов рая.
14 Таким образом, несмотря на внешнюю простоту, бесфабульный рассказ оказывается «многослойным», в повествовании взаимодействуют несколько уровней, прежде всего – бытовой и мифологический, к которому отсылает заглавие произведения. При этом в тексте нейтрализуется оппозиция «духовное – природное». Такое специфическое построение рассказа упраздняет материально-духовную разорванность человеческого существования и воссоздает ощущение радости и гармонии от полноты бытия, постоянного присутствия божественного в земном.
20 Спасибо за внимание! Презентация подготовлена на конкурс «Радуга презентаций для методического сообщества педагогов «Я – учитель»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.