Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМаргарита Кармазина
3 В русской истории XVIII века есть имя, известное всем нашим соотечественникам без исключения, - Ломоносов. Улицы, университеты, города, физические законы носят его имя. Всякий узнает в школе,
4 Родился Михаил Васильевич Ломоносов в поморской деревне Мишанинской близ Холмогор, что в Архангельской губернии, в 1711 году. Его отец промышлял морского зверя, ловил рыбу. С ранних лет и Михаил ходил юнгой-зуйком на небольшом парусном судне в студеное Белое море, в суровый Ледовитый океан. Любознательному юноше всё было интересно, а ответы он искал в тех книгах, которые удавалось достать. Самостоятельно он осилил «Псалтырь» Симеона Полоцкого, «Арифметику» Л. Магницкого и «Славянскую грамматику» М.Смотрицкого. Позже Ломоносов назовет эти книги «вратами своей учености» Начальная страница «Арифметики» Л.Ф. Магницкого. Москва г.
5 Не все домашние одобряли его страсть к чтению и наукам. «Злая и завистливая мачеха, - позже вспоминал Михаил Васильевич, - всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами; для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах, и терпеть стужу и голод» В декабре 1730 года Михаил Ломоносов, тайно выправив паспорт, вместе с рыбным обозом ушел в Москву. И уже в январе поступил в знаменитую Славяно- греко-латинскую академию
6 Учиться было нелегко. На день выдавалось скудное жалованье «на денежку хлеба, на денежку кваса, прочее на одежду, на обувь и другие нужды». А чтобы добыть перья для письма, приходилось тайком общипывать чужих гусей. Над рослым пареньком-помором смеялись младшие ученики: «Смотрите, какой болван в 20 лет пришел латыни учиться!» Но как бы то ни было, 12-летний курс обучения Ломоносов прошел всего за ПЯТЬ. И в числе лучших был переведен в Петербург в Академический университет. Вскоре Ломоносов и еще несколько студентов университета были направлены «для усовершенствования в знаниях» за границу, в Германию. Около 3 лет Ломоносов с усердием занимался в университете г. Марбург под руководством известного ученого Х. Вольфа ( гг.)
7 Ломоносов дни и ночи проводил в лабораториях, в библиотеках, что, впрочем не мешало ему брать уроки фехтования и танцевать на вечеринках. Правда, содержание от академии поступало нерегулярно, приходилось и голодать, и жить в долг.
8 Премудрости горного дела Ломоносов отправился постигать в другой немецкий город - Фрейберг, к горного дела советнику И. Генкелю. Однако отношения с Генкелем не сложились, и Михаил Ломоносов оставил Фрейберг. Он рассчитывал встретится с русским послом, но встреча не состоялась. Зато на рослого, сильного студента обратили внимание вербовщики прусской армии. Однако ни крепостные стены, ни глубокий ров с водой, ни военные караулы не стали преградой. Ломоносов сбежал из немецкой крепости и путешествовал по Германии и Голландии.
10 В июне 1741 г. Ломоносов возвратился в Россию и стал работать в Петербургской Академии наук сразу над несколькими научными сочинениями, а позже, в 1745 г. он стал профессором химии. Химия и физика - их Ломоносов почитал за главные науки, и неудивительно, что он стал основоположником физической химии
11 Ломоносов создал первую в России настоящую химическую лабораторию. В ней он проводил исследования состава стекла, фарфора, смальты. Именно из смальты он создавал свои знаменитые мозаичные картины.
12 Он писал: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что… ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения».
13 В 1753 г. Ломоносов со своим другом и соратником академиком Рихманом изучают атмосферное электричество с помощью устроенной ими «грозовой машины». Во время сильной грозы Ломоносов чудом остался жив, а Рихман погиб от разряда молнии. М.В. Ломоносов не только хлопотал о помощи семье погибшего друга, но и беспокоился о том, чтобы этот трагический случай «не был протолкован противу приращения наук».
14 Формулируя принципы правописания в разделе «Наставление… о чтении и правописании российском», ученый утверждал, что орфография должна, во-первых, служить «к удобному чтению каждому знающему российской грамматике»; во-вторых, не отходить далеко «от главных российских диалектов, которые суть три: московский, северный, украинский»; в-третьих, не отклоняться сильно «от чистого выговору»; в-четвертых, не закрывать «следы произвождения и сложения речений».
15 .
16 В 1761 г. ученые многих стран наблюдали редкое явление – прохождение Венеры на фоне солнечного диска. Ломоносов сам соорудил «ночь зрительную трубу» - телескоп. И с его помощью он сделал важное открытие: Венера окружена атмосферой.
17 Часто свои научные наблюдения Михаил Васильевич выражал в стихотворной форме. Вот какие строки он посвятил Солнцу: Там огненный валы стремятся, И не находят берегов: Там вихри пламенны крутятся… Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят. Современные космические съемки подтверждают этот поэтический образ.
19 Однажды, за сочинённую оду в честь вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны, получил Ломоносов награду – две тысячи рублей. Это было гораздо больше, чем он получал за научные труды. Но в ту пору в казначействе были только медные монеты. Пришлось награду везти на двух возах.
20 Весной 1765 г. Михаил Васильевич тяжело заболел. Незадолго до кончины он написал: «Я не тужу о смерти: пожил… и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» Похоронен великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов в Александро- Невской лавре в Санкт-Петербурге.
21 1. Школьная энциклопедия «Руссика». История России вв. – М.: ОЛМА- ПРЕСС образование, – 736 с., ил. 2. «Детская энциклопедия» Познавательный журнал для девочек и мальчиков, Энциклопедия для детей. Т.8.Астрономия.-2-е изд.испр./Глав.ред.М.Аксенова: метод.ред. В.Володин, А. Элиович.- М.: Аванта+, с.: ил. 4. Энциклопедия для детей. Т.10.Языкознание. Русский язык.-3-е изд., перераб. И доп./Глав.ред.М.Аксенова: отв.ред.Л. Петрановская.- М.: Аванта+, с.: ил. 5. Энциклопедия для детей. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург.- 2-е изд., испр./ Глав.ред. В. Володин; метод. Ред. Д. Володихин.- М.: Аванта+, с.: ил. 6. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия/Глав.ред. В.А. Володин, вед. Науч. Ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, с.: ил 7. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX в./Глав.ред. М.Д. Аксенова.-М.: Аванта+, с.: ил. 8. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ/Глав.ред. М. Аксенова; отв.ред. Д. Володихин.-М.: Аванта+, с.: ил. 9. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба.-М.: Белый город, 2005, 74 с., ил. 10. Кто есть кто в мире/Гл.ред. Г.П.Шалаева.-М.: СЛОВО, Эксмо, с.: ил.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.