Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемБогдан Васютин
2 Компетентностный подход в образовании Подготовила В.Л.Кашина, зам. директора по НМР МОУ «СОШ 1» г.Новоалтайска 2009 г.
3 Цель семинара : Знакомство педагогического коллектива с теоретическими основами компетентностного подхода в образовании. Мотивация участников семинара к освоению компетентностного подхода.
4 План семинара Актуальность проблемы Понятия: компетенция, компетентность, компетентностный подход Ключевые компетенции Пути формирования компетенций
5 экстенсивный путь развития образования исчерпал себя уже к концу 70-х годов XX века. интенсивный путь может быть осуществлен лишь при использовании принципов деятельностного подхода в образовании. Пути развития образования
6 Причина не в том, что плохо учили, А в том, что давали Знания готовыми Знаниевый подход
7 недостаточно универсальных навыков, опыта, различных способов деятельности недостаточно универсальных навыков, опыта, различных способов деятельности Знания Умения Навыки ЗУНовский подход
8 В 1999 г. группа специалистов общественного института развития школы проанализировала комплект учебников для 7-го класса. Анализ показал следующее: Общее число вопросов и заданий, включенных в учебники, составило 3829: на усвоение содержания текста параграфа – 2532 (66,1%); на развитие речи – 270 (7,1%); на формирование умения работать с книгой – 33 (0,9%); на формирование личностного отношения к содержанию текста – 117 (3,1%); на установление межпредметных связей – 44 (1,1%); на умение пользоваться дополнительными источниками информации – 13 (0,3%); на формирование практических предметных умений – 820 (21,4%). Из 2532 вопросов на усвоение содержания текста параграфа 1885 (74,4%) рассчитаны на воспроизведение изученного материала.
9 По данным ученых в российском образовании знания занимают 65%, умения – 25%, обобщенные умения – 10%.
10 Актуальность проблемы Образование Социально- экономические изменения Новая европейская культура Информатизац ия среды Ускорение темпов развития общества
11 «Концепция модернизации Российского образования»: «…Первостепенной задачей является достижение нового, современного качества образования… Это ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, формирование универсальных ЗУН, опыта самостоятельной деятельности…, то есть современных ключевых компетенций».
12 ЗАДАЧА: необходимо педагогам ОСВОИТЬ деятельностные технологии, изменить содержание уроков, учить способам КАК?
13 Модернизация традиционной системы: Не передать сумму знаний, а формировать компетентностей
14 Цели школы с позиций компетентностного подхода научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни; научить ориентировать в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности; научить решать проблемы профессионального выбора
15 Теоретические источники : Материалы Совета Европы ; «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»; Труды А. И. Зимней, Н. Хомского, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Н. Кунициной, Г.Э. Белицкой, Л.И. Берестовой, В.И. Байденко, А.В. Хуторского, Н.А. Гришановой, В.В.Краевского и др.
16 Компетентностное образование (А.В.Хуторской) Компетенция – совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности. Компетенция= ЗУНы + опыт деятельности Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией.
17 Пять компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» (Совет Европы ) политические и социальные компетенции - способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, уметь разрешать конфликты; компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе – толерантность, уважение других культур, языков и религий; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией – владение невербальными и вербальными навыками общения, не менее, чем одним иностранным языком; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества – владение информационными и коммуникационными технологиями; критическое осмысление масс медийной и рекламной информации; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
18 Классификация И.А.Зимней Группы компетенций Компетентности, относящиеся к профессиональной деятельности человека Компетенции относящиеся к личности, как субъекту жизнедеятельности Компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию
19 Трёхуровневая иерархия компетенций (А.В.Хуторской) Ключевые – относятся к общему (мета предметному) содержанию образования. Общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов. Предметные.
20 Ключевые образовательные компетенции: Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования
21 Основные функции компетенций отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни; быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования; задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности; задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности; быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования; соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
22 Компетенция формируется от цели до результата в деятельности, в деятельности она и проявляется.
23 Структурные компоненты компетенции название компетенции; тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, обще предметная, предметная компетенция); круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция; социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме); смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным); знания о данном круге реальных объектов; умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов; способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов; минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения); индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
24 Технология конструирования компетенций поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»; проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
25 Образовательная предметная компетенция это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
26 Объекты реальной действительности: (природные, культурные, социальные явления, технические устройства, произведения-первоисточники и т.п.) В соответствующей учебному предмету науке или области деятельности выделите реальные предметы и явления например, в русском языке это может быть устная речь как реальный процесс с его элементами – звуками, словами и т.п., тексты произведений как материализованные объекты; в физике – основные физические явления, вещества в различных состояниях, фундаментальные поля и взаимодействия, элементарные частицы; в химии - вещества и процессы их превращения; в истории - предметы и события исторического значения и т.д.
27 Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и др. знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам. Особая роль отводится фундаментальным образовательным объектам и фундаментальным проблемам.
28 Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности систематизированные по группам перечни конкретных умений, навыков и способов деятельности, относящиеся к учебному предмету и имеющие общепредметную роль и значение.
29 Структура компетенции Название компетенции Объекты реальной жизни Социальная значимость компетенции Личная значимость компетенции Владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.) Геометричес кие фигуры Множества Необходимость учета и систематизации предметов различной формы (например, в коллекциях, на складе) Распределение экспонатов в коллекции ученика
30 Ступени обучения (классы) Объекты приложения компетенции Учебные предметы, темы Осваиваемые элементы компетенции Начальная школа (1-4 классы) Основная школа (5-9 классы) Старшая профильная школа (10-11 классы) Динамика развития предметной компетенции ученика
31 Ключевые компетенции Общепредмет ные компетенции Предметные компетенции Математика РусскийИнформатика Коммуникати вная компетенция Устный диалог Задание вопросов собеседнику Конструирование ответа на вопрос Диалог в письменной форме Использование древнегречески х апорий для объяснения математически х парадоксов Самопрезентация в форме резюме Использование электронной почты для переписки Полилог (коллективная дискуссия) Групповая работа при выполнении математическог о проекта Ролевая форма представления текста произведения Работа с помощью чат- технологий (режим реального времени) Древо компетенции
32 Принципы моделирования содержания обучения в средней общеобразовательной школе: приоритет развивающих целей обучения перед познавательными; принцип компетентностно-деятельностного подхода в обучении; принцип субъектности; принцип социосообразности отбора содержания обучения; принцип диалогичности; принцип диагностичной целенаправленности; принцип концептуального обобщения; принцип проблемного построения содержания; принцип системно-структурного подхода; принцип функционального подхода.
33 Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований: 1. Дидактические требования: Чёткое формирование образовательных целей и задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация на уроке всех дидактических принципов
34 Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований: 2. Психологические требования: Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения Особенности самоорганизации учителя Организация познавательной деятельности Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Организованность учащихся Учёт возрастных особенностей
35 Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований: 3. Требования к технике проведения урока: Урок должен быть эмоциональным Темп урока должен быть оптимальным Полный контакт учителя и учащихся Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда Смена видов деятельности Обеспечение активного учения каждого ученика.
36 Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований: Обучение носит деятельностный характер; Увеличена доля самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера; Создаются условия для приобретения опыта и достижения цели, для рефлексии учебной деятельности; Применяются технологии преподавания: проектная методика, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, технология развития критического мышления, ИКТ, интерактивная методика; Усиление практической направленности школьного образования через деловые и имитационные игры, творческие встречи, диалогические методы обучения: дискуссии, круглые столы, дебаты и др.
37 Целеполагание к урокам Создать условия для формирования коммуникативной компетенции посредством развития культуры речи и культуры общения. Создать условия для формирования компетенции личностного саморазвития посредством осознания необходимости определения цели и планирования деятельности.
38 Формирование компетентностей Формирование компетентностей идет не только через изучение учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни. С этой точки зрения образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование учащихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни.
39 Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить (Дистервег) Хороший учитель должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть квалифицированным, предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.
40 "Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя: На что направлена организуемая мною деятельность учеников? То, что они делают – значимо ли для них лично? А современным социумом востребовано? А где и в чем выразится потом применение учениками их сегодняшнего опыта деятельности? Ну и конечно: сколько времени ученики изучали реальность, а сколько – знания о ней?". А.В.Хуторской
41 Возьмём на заметку Не для школы, для жизни учимся. Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется. Макс Теодор фон Лауэ, физик, Лауреат Нобелевской премии
42 Ресурсы: 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение 1756-р от г. 2. Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, – С Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования // Народное образование. – – С
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.