Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиталий Щербачёв
1 НДОУ 220 ОАО «РЖД» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬ: МАШНЕВА И.Г. ИРКУТСК-2012 г.
2 « Мир окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума » В. Сухомлинский
3 Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб …. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь : « не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит ». Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.
4 Рассматривая проблему регионализации образования, нам представляется важным исходить из того, что : регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия ; регионализация – процесс повышения институционального статуса территории.
5 В начале работы перед собой поставила цель : познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром местного региона ; приобщить к экологической культуре ; научить воспринимать природу целостно ; понимать доступные существенные связи между живыми организмами ; гуманно относится ко всему живому.
6 Задачи: Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. Знакомить детей с ростом, развитием размножением живых организмов; с их потребностью в пище, свете, тепле, воде. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными. Помогать детям видеть красоту и мощь природы, богатство ее форм, красок.
7 По результатам диагностики по экологии на начало года получили следующие результаты:
8 Основные направления : Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников. Познавательно - развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами ( акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.). Исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
9 Для работы по использованию регионального компонента была обогащена развивающая среда. Большое значение уделялось подбору материала для работы с детьми. С помощью родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Иркутской области. Это такие альбомы : « Птицы нашего края », « Животные Иркутской области », « Деревья и кустарники », « Грибы и ягоды », создали коллекцию открыток о природе, подобраны иллюстрации о Байкале.
11 Рассматривание альбома « ДЕРЕВЬЯ »
12 Рассматривание альбомов « Птицы » и « Животные »
13 Для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации различных объектов по различным признакам собраны коллекции. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. У нас представлены коллекции камней, коллекция семян, изготовлен гербарий. Это те коллекции, которые могут собирать сами дошкольники и их родители ( камни, семена растений, сухие листья, ветки и т. д.).. Рассматривая коллекцию насекомых дети пришли к выводу, что чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причём часто среди них преобладают самые красивые, редкие виды. Для того, чтобы увидеть чучела и коллекции животных, надо ходить на экскурсии в музеи, на выставки. Таким образом, нами решается природоохранный аспект.
14 Коллекция камней с Байкала
15 Рассматривание коллекции камней
16 Изучение гербария
17 Коллекция семян
18 Коллекция ракушек
19 Коллекция насекомых
20 Рассматривание коллекции « Насекомые »
21 В совместной с педагогом деятельностью дети знакомились с зоной тайги и лесов, с условиями жизни в природной зоне, с растениями и животными. Использовали модели отражающие взаимосвязь растений и животных и условий жизни в тайге согласно программе « Развитие ».
22 Выкладывание схемы зоны « Тайги »
23 Были проведены такие занятия как « Лесные модники », « Зимние гости », « Птицы » и др. Все полученные знания дети закрепляли через дидактические игры « Кто где живёт ?», « Представь себя животным » и др. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Играя в дидактические игры, ребёнок может превратиться в лягушку, дерево, в рыбку, капельку, в ветер, в гору. Это используется для воспитания эмоционального отношения к природе, для формирования уважительного отношения к её представителям.
24 « Разложи животных »
25 Знакомство с природой родного края осуществлялось через экскурсии на прогулках, во время наблюдений. Экскурсии по территории дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всём многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе. Детям эти экскурсии приносят радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей родной природе. Наблюдения в природе проводятся в то время, когда в природе наступают более яркие изменения, например во второй половине осени, когда идёт массовое опадение листьев, или зимой, чтобы посмотреть следы на свежем снегу и красоту зимнего леса. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения. Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
26 Наблюдения в природе Наблюдения в природе
27 Большое внимание уделялось чтению художественной литературы, рассказам детей. Собранная библиотека представлена различной литературой, которая меняется в зависимости от сезона. Есть уголок Байкала, где собраны иллюстрации, открытки, книги. Большая работа проводится по ознакомлению детей с Байкальскими сказками. Сказки развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, богатстве родного края, его достопримечательностях, занятиях людей. Для макета Байкала дети изготовили из солёного теста терпят. Посмотрели фильм о Байкале, послушали песни. Читались экологические сказки. Использование в воспитательном процессе экологических сказок позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников.
28 Книжный уголок
29 Чтение экологических сказок
30 уголок Байкала уголок Байкала
31 Рассматривание иллюстраций о Байкале
32 лепка нерпы лепка нерпы
35 Собрана мини - лаборатория, где хранятся оборудование и необходимые материалы для проведения опытов, специальная посуда ( стаканчики, баночки, трубочки, песочные часы, лупы ). Всё это предназначено для специфической игровой деятельности ребёнка, где дети превращаются в « учёных », которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.
36 мини - лаборатория мини - лаборатория
37 Опыты, наблюдения, экспериментирование
38 Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции. Во время этих акций была проведена эколого - оздоровительная работа по темам : « Трудная жизнь деревьев – горожан » - дети узнали, что деревья дают кислород, очищают воздух от пыли, снижают уровень звука ; « В гости к птицам » - узнали, что дерево для птиц – дом и столовая ; « Снегопад » - снег укрывает землю, как одеяло согревает всё, что под ним растёт, очищает воздух от пыли, грязи.
39 « Птичья столовая » – забота о зимующих птицах
40 « Укрывание снегом деревьев »
41 Было проведено анкетирование по экологии с родителями, где выяснила, что у большинства родителей есть комнатные растения дома, у некоторых домашние животные. Они вместе с детьми любят бывать в лесу, дети смотрят дома передачи о природе. Большинство родителей рассказывают о пользе лекарственных растений, ягод и др. В помощь родителям приготовила консультации, например о лечебных свойствах ягод : " Ягодка - смуглянка ", " Морковь в роли зубной щётки ", и т. д. Начата работа по созданию копилки « Бабушкины советы », где собираются рецепты лечебных напитков.
42 Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
43 После проведённой работы получили следующие результаты :
44 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.