Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМарина Ельницкая
1 Концепции современного естествознания Концепция- определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на этот предмет, явление, процесс.
2 Задачи курса осмысление объективного содержания естественнонаучных теорий; анализ процедур проверки, подтверждения и опровержения научных законов и гипотез; выявление закономерностей познания; процессы дифференциации и интеграции знаний в данной предметной области; анализ движущих сил развития естествознания; перспективы развития естествознания; взаимодействие науки и производства, науки и государства; влияние естествознания на изменение общественного сознания.
3 Концепции современного естествознания Цель курса - ознакомить студентов с основными проблемами развития естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии ) в сравнении с гуманитарными дисциплинами (историей, языкознанием и др.). Программа курса отражает основной комплекс концепций науки XX- ХХ1 века, через рассмотрение которых раскрывает основные особенности современного этапа развития знания.
4 Концепции современного естествознания Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты должны освоить ряд специальных понятий, дающих возможность работать с концепциями и положениями естественнонаучных дисциплин. Требуется овладение аналитическими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания специфики современного этапа развития науки.
5 Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности. Наука как знание, наука как вид деятельности и наука как социальный институт. Функции научного познания. Наука и другие формы духовного освоения мира. Природа научного знания и его основные характеристики. Уровни и этапы научного познания. Методы научного познания. Сциентизм и антисциентизм как типы осмысления науки. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Проблема предмета естественных наук. Цели и задачи естествознания. Познавательные функции естествознания. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований. Естествознание как единая наука о природе: система естественнонаучных дисциплин.
6 Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы. Смена научных парадигм как ключевые моменты развития естествознания. Смена типов научной рациональности. Революции в развитии естествознания. Этапы развития естественнонаучного мышления. Социокультурные основания развития естествознания. Влияние исторических особенностей общественной практики, парадигм философского мышления, научной картины мира и т.д. на формирование исследовательских задач, форм приемов, методов и результатов естественнонаучного познания. Единство социокультурных и внутренних факторов развития науки. Особенности науки ХХ века. Научно-технический прогресс и развитие науки. Дифференциация и интеграция научного знания. Феномен междисциплинарности. Современное естествознание и проблемы социума. Тенденция развития современного естествознания - формирование нового образа науки.
7 Тема 3. Современная научная космология. Космология и космогония. Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космогонических теорий. Теория Большого взрыва. Эволюция Вселенной. Хаос. Космос. Метагалактика. Галактика. Модели происхождения Солнечной системы. Современные методы изучения Вселенной. Проблема бесконечности. Антропный принцип в космологии ХХ века. Космическая мифология ХХ века: рациональный смысл и место в культуре. Астрология: проблема статуса знания.
8 Тема 4. Образы физического мира. Химические преобразования вещества. Мир дискретных объектов физики - физика частиц. Модель частицы (корпускула). От физики Аристотеля к физике Ньютона. Детерминизм Лапласа. Мир непрерывных объектов - физика полей. От физики Декарта к физике Максвелла. Сущность классической механики и ее основные положения. Концепции мегамира и теория относительности. Сущность теории относительности. Принцип относительности А.Эйнштейна. Концепции микромира и квантовая механика. Сущность квантовой механики и границы ее применимости. Физические величины. Измерения. Микро- и макро описания природы. Фундаментальные взаимодействия. Вероятность как атрибут сложных систем. Тепловое равновесие, неравновесное состояние. Химические явления и их сущность. Проблема химического элемента, проблема химического соединения.
9 Тема 5. Образы мира живого. Проблема происхождение жизни. Проблема определения жизни. Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого. Религиозно-мифологические представления (креационизм). Концепция спонтанного, самопроизвольного зарождения жизни (Аристотель, Реди). Жизнь как свойство Вселенной (концепция панспермии). Панспермия направленная и ненаправленная. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико- химических закономерностей. Эволюционная модель происхождения жизни: гипотеза Опарина-Холдейна. Проблема экспериментального подтверждения представлений о происхождении жизни. Современные исследования проблемы происхождения жизни. Проблема направленности пред биогенеза. Проблема уникальности живого и совместимости факта существования жизни с фундаментальными законами современной науки. Современные представления о сущностных характеристиках живого.
10 Тема 6. Мир как система. Системный подход в современной науке. Структурные уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм. Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Биоритм. Проблема человеческого времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии.
11 Тема 7. Концепция эволюционизма. Концепция стационарного состояния. Идея развития в естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции. Принципы воспроизводства и развития живых систем. Многообразие биологических видов - основа организации и устойчивости биосферы. Принципы систематики и таксономии. Эволюционное и индивидуальное развитие. Роль живых организмов в эволюции Земли. Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры.
12 Тема 8. Природа и общество. Экологическая и демографическая проблемы. Популяции, сообщества, экосистемы. Принципы их организации. Формы биологических отношений в сообществах. Биосфера, ее эволюция, пределы устойчивости. Принципы взаимодействия организма и среды его обитания. Этапы взаимодействия природы и общества. Антропогенные воздействия на биосферу. Происхождение и сущность экологической проблемы. Экология как наука. Охрана природы. Модели разрешения планетарных проблем. Экологическая стратегия в развитии современной цивилизации. Учение о ноосфере В.И.Вернадского: основные положения, элементы научной утопии. Представления о возможности коэволюционного развития природы и общества. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Естественнонаучные аспекты проблемы народонаселения. Общебиологические механизмы регулирования численности популяций, их проявление у человека. Факторы экологического риска и здоровье человека. Пределы устойчивости биосферы. Роль естественнонаучных знаний в формировании концепции устойчивого развития природы и общества. Пути развития экономики, не разрушающей природу.
13 Тема 9. Человек в зеркале естествознания. Основные направлениям воздействия естественнонаучных знаний на социогуманитарные дисциплины. Понятие антропосоциогенеза. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Место вида Homo sapiens в иерархии живого. Проблема происхождения человеческого языка. Проблема передачи информации в человеческой цивилизации: генетический и лингвистический каналы информации, их особенности и общие свойства. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания в социобиологии. Биологические законы и общество. Эволюционный подход к проблеме происхождения морали. Происхождение альтруизма и эгоизма. Социобиология об агрессии как адаптивном свойстве. Особенности отечественной традиции рассмотрения соотношения природы и общества. Биополитика: мировоззренческие основания, основные положения и их интерпретация. Возможности применения научных данных о биологии человека в политике и бизнесе.
14 Тема 10. Проблема индивидуальности человека в современной науке. Индивидуальность - фундаментальная характеристика человека. Причины и суть популяционных различий внутри вида Homo sapiens. Роль среды и наследственности в формировании человека. Основные положения современной теории наследственности. Генотип и фенотип человека. Признаки качественные и количественные. Наследственно- средовая парадигма в исследовании поведения человека. Психогенетика - наука о человеческой индивидуальности: основные методы, результаты. Психогенетика о формировании интеллекта и асоциального поведения. Тест QI: смысл и ограничения. Тесты эмоционального интеллекта. Проблема соотношения генотипа индивида и генофонда человечества: столкновение интересов. Евгеника как наука и социальное движение о возможности улучшения человеческой природы. Судьбы евгеники в ХХ веке.
15 Тема 11. Ценностные регулятивы развития современного естествознания. Феномен идеологизированной науки, дилемма истин науки и ориентиров мировоззрения на примере развития биологии. Свобода научного поиска и проблема социальной ответственности ученого. Ценность человеческой жизни в контексте новых естественнонаучных данных. Биоэтика - новый тип этики: специфика и характерные черты. Изменение представления о пределах человеческого существования в свете современных научных данных. Проблема смерти: естественнонаучные, социально-этические и правовые аспекты. Человек как объект и субъект естественнонаучного познания: понятие «информированное согласие» в медицине, проблема конфиденциальности в медико-биологической практике. Ценность жизни. Естественное и искусственное с точки зрения современных возможностей науки и практики. Биотехнология: сущность, сферы применения, перспективы развития. Методы и возможности генной инженерии. Методика создания рекомбинантных молекул ДНК. Применение законов генетики в медико-биологической практике и в сельскохозяйственном производстве. Социально-этические проблемы применения новых научных технологий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.